Рабочая программа учебного курса Индивидуальный проект

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1.Планируемые результаты изучения учебного курса «Индивидуальный проект»
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Индивидуальный проект»
Учебный предмет «Индивидуальный проект» побуждает у старшеклассников
эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для
формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору
действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и
поступки.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество;
—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
—в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного
развития;
—в формировании основ художественного мышления;
—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его
активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в
современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное
наследие.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного
предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению)
проблем,
осознанному
использованию
информационных
и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него;
действие
нравственно-этического
оценивания
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы
в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены
существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания; -умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к
различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Логические общеучебные умения и навыки

- Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и
особенностей.
- Выявление различий при сравнении объектов.
- Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- Классификация объектов множества по некоторому основанию.
Подведение объектов под известные понятия.
- Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
-Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности
известного признака (условия) понятия.
- Определение причинно-следственной зависимости.
- Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- Приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- Формулирование выводов по результатам анализа.
- Формулирование утверждения в форме условного предложения.
- Формулирование утверждения, обратного данному.
- Формулирование утверждения, противоположного данному.
- Формулирование гипотезы.
- Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- Моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу
- Четкое и правильное осознание цели своей работы.
- Составление плана своей работы (достижения цели).
- Разработка режима дня.
- Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
- Контроль за правильностью результата работы.
-Оценка правильности выполнения задания.
- Самооценка уровня овладения учебным материалом.
- Умение работы с текстом
- Постановка вопросов к прочитанному тексту.
- Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- Разбивка текста на смысловые части.
- Составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки
-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- Нахождение в учебнике ответов к задачам.
- Умение пользоваться терминологическими словарями
- Умение пользоваться каталогами библиотеки.
- Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
Культура устной и письменной речи
- Выступление с докладом на заданную тему
- Рецензирование текста или выступления.
- Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей,
литературных героев.
- Описание рисунка или картины.
- Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.

- Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции,
доклада.
- Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
- Написание отзыва на прочитанный текст.
Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в
некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те
навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.
По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно
часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются
поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность
прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать
правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости.
Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки,
которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной
деятельности.
Учащиеся учатся самостоятельно:
-определять и формулировать задачу;
-планировать свою работу;
-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);
-искать необходимую информацию; -применять коммуникативные способности;
-организовывать работу других людей;
-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки
презентации;
-выступать с докладом;
-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.
2. Содержание учебного курса
Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект;
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в
группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания
школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
«Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера
масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить
определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные,
информационно-консультативные, экологические.

Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного
Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения
практических задач в разных сферах деятельности человека.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и
понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Формируем отношение к проблемам.
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Замысел проекта
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта.
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор,
инвестор, благотворитель.
Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план,
венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника.
Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Модели и способы управления проектами.
Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта,
жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и
краеведению.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских
работ
Позиция эксперта.
Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к
взаимодействию с экспертами.
Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя».
Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.

Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология,
технологическая долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета,
социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий:
таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в
социальных сетях.
Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Презентация и защита индивидуального проекта Итоговая презентация, публичная
защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её
подготовке и проведению.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10 класс
№
Тема
Основное содержание
Колп/п
во
часов
1.

2.

3.

4.

Что такое проект и почему Понятие проекта. Происхождение понятия.
реализация проекта — это сложно, Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние
но
интересно.
Учимся на жизнь большей части человечества.
анализировать проекты
Отечественные и зарубежные масштабные
проекты. Непредсказуемые последствия
проектов. Замысел проекта. Реализация
проекта. Основные видимые признаки
проекта.
Сложности
понимания
и
осуществления проектных идей
Выдвижение проектной идеи как Конечный результат проекта. Логика работы
формирование образа будущего. проектировщика. Отличие проектирования
«Сто двадцать лет на службе от занятий искусством, математикой и
стране» — проект П. А. Столыпина других профессиональных занятий. Реальное
и воображаемое в проектировании. Понятие
о сторонниках и противниках проекта.
Необходимость аргументации своей позиции
при
проектировании.
Сопоставление
различных аргументов
Техническое проектирование и Понятие «техносфера». Искусственная среда.
конструирование
как
типы Конструирование и конструкции. Анализ и
деятельности
синтез вариантов конструкции. Функция
конструкции. Личное действие в проекте.
Отчуждаемый продукт
Социальное проектирование: как Отличие проекта от дела. Социальное
сделать лучше общество, в котором проектирование. Старт социального проекта.
мы живём. Волонтёрские проекты и Отношения, ценности и нормы в социальном
сообщества
проекте.
Проектирование
ценности.
Проектирование способов деятельности.
Мероприятия
проекта.
Личная
ответственность за происходящее вокруг нас.

1

1

1

1

5.

6.

Анализируем проекты сверстников:
социальный проект «Дети одного
Солнца».
Возможности
ITтехнологий
для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент проекта и
как тип деятельности

Год добровольца (волонтёра) в РФ.
Организация «Добровольцы России»
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта.
План реализации проекта. Результаты
проекта. Математическое моделирование,
компьютерное моделирование, программное
обеспечение, агроинженерия
Цель
и
результат
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные исследования. Гипотеза
и метод исследования. Способ и методика
исследования
Приоритетные
направления
развития:
транспорт, связь, новые материалы, здоровое
питание, агробиотехнологии, «умные дома»
и «умные города»
Позитивный образ будущего для себя и для
других. Понятие качества жизни. Проблемы
практические, научные, мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные. Комплексные
проблемы
Президентский форум «Месторождение
талантов», молодёжные программы «Шаг в
будущее», «Билет в будущее»
Варианты самоопределения при выборе
темы: актуальность, желание осуществить
изменения, стремление обеспечить развитие,
получение новых знаний и др.

1

7.

Проекты и технологии: выбираем
сферы деятельности

8.

Создаём элементы образа будущего:
что мы хотим изменить своим
проектом. Формируем отношение к
проблемам:
препятствие
или
побуждение к действию?

9.

Знакомимся
движениями

10.

Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности темы
для проекта или исследования

11.

Понятия «проблема» и «позиция» Проблемная
ситуация.
Позиции
при осуществлении проектирования конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Формулирование цели проекта. Цели и ценности проекта. Личное отношение
Целеполагание и постановка задач. к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала.
Прогнозирование
результатов Постановка цели и принятие цели. Заказчик
проекта
проекта. Перевод проблемы и цели в задачи.
Соотношение имеющихся и отсутствующих
знаний и ресурсов
Роль акции в реализации проекта
Понятие и сущность акции. Отличие акции
от проекта. Роль акции в реализации проекта
Ресурсы и бюджет проекта
Ресурс для реализации проекта. Средства
достижения цели проекта. Участники
проекта. Интересанты проекта
Поиск недостающей информации,
Информационный ресурс. Объективность
её обработка и анализ
информации. Экспертное знание.
Совпадающие и различающиеся позиции.
Выявление оснований расхождения мнений

1

16.

Планирование действий — шаг за
Понятие планирования. Основная функция
шагом по пути к реализации проекта планирования. Инструменты планирования.
Контрольные точки планируемых работ

1

17.

Источники финансирования проекта

1

12.

13.
14.

15.

с

проектными

Понятие бюджета проекта. Собственные

1

1

1

1

1

1
1

1

средства. Привлечённые средства.
Источники финансирования. Венчурные
фонды. Кредитование
18.

19.

Сторонники и команда проекта: как
эффективно
использовать
уникальный
вклад
каждого
участника
Модели управления проектами

Работа с разными позициями. Противники 1
проекта. Сторонники проекта. Команда
проекта
Контрольная точка. Ленточная диаграмма 1
(карта Ганта). Дорожная карта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл
1
продукта. Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его реализации
Возможные риски проекта. Способы
предупреждения рисков

20.

Переход от замысла к реализации
проекта. Риски проекта

21.

Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Завод по
переработке пластика»

Проблема. Цель проекта. Задачи проекта.
План реализации проекта. Результаты
проекта. Средства реализации проекта.
Вариативность средств. Прорывные
технологии и фундаментальные знания

1

22.

Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов

Анализ ситуации. Критерии сравнения
проектных замыслов

1

23.

Практическое
занятие.
Анализ Анализ ситуации. Образ желаемого
проектов сверстников: туризм и будущего. Оригинальность идеи проекта.
краеведение
Бизнес-план. Маркетинговые риски

24.

Позиция эксперта

25.

1

Экспертная позиция. Экспертное мнение и 1
суждение. Разные подходы к проблематике
проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы
эксперту
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
1

26.

Оцениваем проекты сверстников:
проект «Разработка портативного
металлоискателя»

Описание ситуации для постановки
проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество
проектируемого инструмента. Анализ
ограничений существующих аналогов. Цель
проекта. Дорожная карта проекта

1

27.

Оценка начального этапа
исследования

Актуальность темы исследования. Масштаб
постановки цели. Методики исследования.
Ход проведения исследования. Обзор
научной литературы. Достоверность выводов

1

28.

Технология как мост от идеи к
продукту

Изобретения. Технологии. Технологические
долины. Наукограды. Использование
технологий для решения проблем

1

29.

Видим за проектом инфраструктуру

Инфраструктура. Базовый производственный
процесс. Вспомогательные процессы и

1

структуры. Свойства инфраструктуры
30.

Опросы как эффективный
инструмент проектирования

31.

Возможности социальных сетей. Возможности
сетей
для
поиска 1
Сетевые формы проектов
единомышленников и продвижения проектов
Использование видеоролика в
Создание видеоролика как средство
1
продвижении проекта
продвижения проекта. Создание «эффекта
присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж

32.

Социологический опрос как метод
исследования. Использование опроса при
проектировании и реализации проекта.
Интернет-опросы. Понятие генеральной
совокупности

33.

Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской деятельности

Выстраивание структуры текста для защиты.
Основные пункты и тезисы выступления.
Наглядность, ёмкость, информативность
выступления

34.

Презентация и защита индивидуального проекта

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».