Рабочая программа Химия 8-9 кл (базовый уровень)

Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Цели изучения учебного предмета «Химия»
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
Содержание учебного предмета «Химия»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование
8 класс
9 класс
Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и элементов содержания, представленных в
Универсальном кодификаторе по химии, а также на основ е федеральной
рабочей программы воспитания обучающихся при получении основного
общего образования и с у чётом Концепции преподавания учебного предмета
«Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением
Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
Пояснительная записка
Согласно своему назначению рабочая программа является ориентиром для
составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия»; устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, определяет
количественные и качественные характеристики содержания; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения основной
образовательной программы на уровне основного общего образования, а

также требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения
предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности/
учебных действий ученика по освоению учебного содержания.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного
общего образования обусловлен во многом значением химической науки в
познании законов природы, в развитии производительных сил общества и
создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё
влияние на все области человеческого существования, задала новое видение
мира, стала неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым
условием жизни общества: знание химии служит основой для формирования
мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира;
важную роль играют формируемые химией представления о
взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе;
современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого
развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и
экологической безопасности, проблем здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования.
В плане социализации оно является одним из условий формирования
интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения
общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и
ответственно участвовать в многообразной жизни общества, для осознания
важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к
окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании
различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым
по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на
соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему химическому
образованию ключевые ценности, которые отражают государственные,
общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия».
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для
саморазвития и формирования культуры личности, её общей и
функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование мышления и
творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной
деятельности,
экспериментальных
и
исследовательских
умений,
необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной
деятельности; 3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает
основы целостного взгляда на единство природы и человека, является
ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности
подростков; 4) способствует формированию ценностного отношения к

естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в
экологическое образование школьников. Названные направления в обучении
химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является
педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на
определённом этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение
обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и
сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного
подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о
химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции.
Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного
развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня:
атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания уровня
Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии,
учения о строении атома и химической связи, представлений об
электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания
рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных
фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя
функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению
химической составляющей научной картины мира в логике её системной
природы. Тем самым обеспечивается возможность формирования у
обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам
познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса
происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов:
«Окружающий мир»,
«Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».
Цели изучения учебного предмета «Химия»
К
направлению
первостепенной
значимости
при
реализации
образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят
формирование знаний основ химической науки как области современного
естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании
системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и
химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов
деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.

Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и
скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего
образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся
направленность обучения на развитие и саморазвитие личности,
формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и
продолжать своё образование самостоятельно становится одной из
важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее
значение приобрели такие цели, как:
 формирование интеллектуально развитой личности, готовой
к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
 направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам
познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
 обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися
опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых
навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности;
 формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира
на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
 формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания
ценности
химических
знаний
для
выработки
экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
 развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности
дальнейшего обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Естественнонаучные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов — по 2 ч в
неделю в 8 и 9 классах соответственно. Для каждого класса предусмотрено
резервное учебное время, которое может быть использовано участниками
образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная
(инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной
рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть
сохранены полностью.
В структуре примерной рабочей программы наряду с пояснительной
запиской выделены следующие разделы:

 планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» —
личностные, метапредметные, предметные;
 содержание учебного предмета «Химия» по годам обучения;
 примерное тематическое планирование, в котором детализировано
содержание каждой конкретной темы, указаны количество часов,
отводимых на её изучение, и основные виды учебной деятельности
ученика, формируемые при изучении темы, приведён перечень
демонстраций, выполняемых учителем, и перечень рекомендуемых
лабораторных опытов и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание учебного предмета «Химия»
8 класс
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Химия в системе
наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с
правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным
оборудованием; изучение и описание физических свойств образцов
неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и
химических
(горение
свечи,
прокаливание
медной
проволоки,
взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков
протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной
кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов
разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография),
проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание результатов
проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание
моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ

Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный
объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные
и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в водеi. Массовая доля
вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов
в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода
в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия
возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и изуче
ние свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II)
(возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью; приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами
(натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов);
определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов;
исследование образцов неорганических веществ раз-личных классов;
наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты,

кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых
оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических
соединений».
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены,
инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический за-ряд, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.

География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 класс
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их
соединений в соответствии с положением элементов в Периодической
системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и
составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные
реакции,
электронный
баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической
диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решёток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости
скорости химической реакции от воздействия различных факторов;
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного
обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических

веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ — галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород.
Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие
хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и
химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа
получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная
реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные
дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие
на живые организмы, получение

и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV);
гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная
кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту,
медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы
и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (гало-генидов);
ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков
их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно
использование
видеоматериалов);
изучение
моделей
кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбо-нат- и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Электрохимический
ряд

напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий,
бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение
их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства
магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид,
соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и
железа(III), их состав, свойства и получение
Химический эксперимент: ознакомление с образцами метал-лов и сплавов,
их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов
(возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия
оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды; процесса горения
железа в кисло-роде (возможно использование видеоматериалов); признаков
протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование видеоматериалов); исследование амфотерных свойств
гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной
жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).

Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность,
молекула,
электрический
заряд,
проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, пита-тельные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования
Изучение химии в основной школе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности; готовности к разно-образной совместной деятельности при

выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих
основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда раз-личного
рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей;
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;

10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (за-кон, теория,
принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать
понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и
критерии для классификации химических веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии);
делать выводы и заключения;
умением применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических
реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по
проверке правильности высказываемых суждений;

4)приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные
пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение культурой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи не-сложными схемами,
диаграммами, другими формами графики их комбинациями;
7)умением использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию
свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на
основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий,
определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в
условии заданий.

Предметные результаты
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной примерной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают
сформированность у обучающихся следующих умений
8 КЛАСС

1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и
молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая
доля химического эле-мента в соединении, молярный объём, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения,
реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции;
тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
2)

3) использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях;
степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность
веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической
связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать
понимание
периодической
зависимости
свойств
химических элементов от их положения в Периодической системе; законов
сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного
учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов
(состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям);
5)

6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного
состава; возможности протекания химических превращений в различных
условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую
долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической
реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление
причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества; планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 класс
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент,
атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём,
раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и
необратимые
реакции,
окислительно-восстановительные
реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая),
кристал-лическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической
реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) исользовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая) в не-органических соединениях; заряд иона по
химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических
соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;

5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности
в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов
и главных под-групп с учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;

8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей
и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена;
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
9) раскрывать
сущность окислительно-восстановительных
посредством составления электронного баланса этих реакций;

реакций

прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую
долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической
реакции;
10)

12)следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный со-став различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-бромид-, иодид-, карбонат-,
фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;

14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей — для изучения свойств веществ и химических
реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

Тематическое планирование
8 класс
Наименование
программы

разделов

и

тем
всег
о

Количество часов
Контрольны Пра
х работ
ктич
ески
х
рабо
т

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
Химия — важная область
естествознания и практической
деятельности человека

5

0

2

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Раскрывать роль химии в природе и жизни
человека, её связь с другими науками;
Различать чистые вещества и смеси;
однородные и неоднородные смеси;
Следовать правилам пользования
химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам
обращения с химическими веществами в
соответствии с инструкциями по
выполнению практических работ;
Планировать и проводить химический
эксперимент по изучению и описанию
физических свойств веществ, способов
разделения смесей веществ;
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе
исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического
содержания, справочные материалы,
ресурсы Интернета;
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

Вещества
и химические
реакции

15

1

0

Применять естественно-научные методы
познания (в том числе наблюдение,
моделирование, эксперимент) и основные
операции мыслительной
деятельности (сравнение, классификация)
для изучения веществ и химических
реакций;
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
законов и применять эти понятия при
описании свойств веществ и их
превращений;
Различать физические и химические
явления, объяснять их сущность с точки
зрения атомно-молекулярного учения;
Определять признаки химических реакций,
условия их протекания;
Объяснять сущность физических и
химических явлений с точки зрения
атомно-молекулярного учения;
Классифицировать химические реакции (по
числу и составу реагирующих и
образующихся веществ);
Составлять формулы бинарных веществ по
валентности и определять
валентность по формулам веществ;
Расставлять коэффициенты в уравнениях
химических реакций;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование; Диктан

Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух. Кислород. Понятие
об оксидах

5

0

1

Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия при описании
свойств веществ и их превращений;
Характеризовать (описывать) состав
воздуха, физические и химические свойства
кислорода, способы его получения,
применение и значение в природе и жизни
человека;
Сравнивать реакции горения и медленного
окисления;
Собирать приборы для получения
кислорода (вытеснением воды и воздуха);
Распознавать опытным путём кислород;
Использовать химическую символику для
составления формул веществ,
молекулярных уравнений химических
реакций с участием кислорода;
Объяснять сущность экологических
проблем, связанных с загрязнением
воздуха;
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования, а
также правилам обращения с горючими
веществами в быту;
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты,
проводить наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента;
Участвовать в совместной работе в группе;
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе
исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического
содержания, справочные материалы,
ресурсы Интернета;
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Водород.
Понятие о кислотах и солях

5

0

1

Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия при описании
свойств веществ и их превращений;
Характеризовать (описывать) физические и
химические свойства водорода, способы его
получения, применение;
Собирать прибор для получения водорода;
Использовать химическую символику для
составления формул веществ,
молекулярных уравнений химических
реакций с участием водорода;
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования, а

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая работа;
Тестирование; Диктан

также правилам обращения с горючими
веществами в быту;
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты,
проводить наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента;
Участвовать в совместной работе в группе;
Количественные отношения в
химии

4

0

0

Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия, а также
изученные законы и теории для решения
расчётных задач;
Вычислять молярную массу веществ;
количество вещества, объём газа, массу
вещества;
Проводить расчёты по уравнениям
химических реакций: количества, объёма,
массы вещества по известному
количеству, объёму, массе реагентов или
продуктов реакции;
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

Вода. Растворы.
Понятие об
основаниях

5

0

1

Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия при описании
свойств веществ и их превращений;
Характеризовать физические и химические
свойства воды, её роль как
растворителя в природных процессах;
Составлять уравнения химических реакций
с участием воды;
Объяснять сущность экологических
проблем, связанных с загрязнением
природных вод, способы очистки воды от
примесей, меры по охране вод от
загрязнения;
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты,
проводить наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента;
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования;
Проводить вычисления с применением
понятия «массовая доля вещества в
растворе»;
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе
исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического
содержания, справочные материалы,
ресурсы Интернета;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая работа;
Тестирование; Диктан

Основные классы
неорганических
соединений

11

1

1

Классифицировать изучаемые вещества по
составу и свойствам;
Составлять формулы оксидов, кислот,
оснований, солей и называть их по
международной номенклатуре;
Прогнозировать свойства веществ на
основе общих химических свойств
изученных классов/групп веществ, к
которым они относятся;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая работа;
Тестирование; Диктан

Составлять молекулярные уравнения
реакций, иллюстрирующих химические
свойства и способы получения веществ
изученных классов/групп, а также
подтверждающих генетическую
взаимосвязь между ними.;
Производить вычисления по уравнениям
химических реакций;
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты,
проводить наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента;
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования;
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе
исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического
содержания, справочные материалы,
ресурсы Интернета;
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева.
Строение атома

7

0

0

Раскрывать смысл периодического закона;
Понимать существование периодической
зависимости свойств химических элементов
(изменение радиусов атомов и
электроотрицательности) и их соединений
от положения в периодической системе и
строения атома;
Устанавливать связь между положением
элемента в периодической системе и
строением его атома (состав и заряд ядра,
общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
Прогнозировать характер изменения
свойств элементов и их соединений по
группам и периодам Периодической
системы;
Характеризовать химические элементы
первых трёх периодов, калия, кальция по их
положению в Периодической системе Д. И.
Менделеева;
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов, грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии;
Использовать при выполнении учебных
заданий тексты учебника, справочные
материалы (Периодическую систему
химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицу растворимости кислот, оснований
и солей в воде, электрохимический ряд
напряжений металлов);
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического
содержания, справочные материалы,
ресурсы Интернета;
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции

11

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

3

6

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Определять вид химической связи в
соединении;
Определять степень окисления химического
элемента по формуле его
соединения;
Определять элемент (вещество) —
окислитель и элемент (вещество) —
восстановитель;
Объяснять сущность процессов окисления и
восстановления;
Составлять электронный баланс с учётом
числа отданных и принятых
электронов;
Составлять уравнение окислительновосстановительной реакции;
Использовать при выполнении учебных
заданий тексты учебника, справочные
материалы (периодическую систему
химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицу растворимости кислот, оснований
и солей в воде, электрохимический ряд
напряжений металлов);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Предмет химии. Роль
химии в жизни человека.
Методы изучения химии.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Агрегатные состояния
веществ

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

Практическая работа № 1 " 1
Правила работы в
лаборатории и приёмы
обращения с
лабораторным
оборудованием"

0

1

Практическая
работа;

4.

Физические явления основа разделения смесей

1

0

0

Письменный
контроль;

5.

Практическая работа № 2
"Разделение смесей" (на
примере очистки
поваренной соли)

1

0

1

Практическая
работа;

6.

Атомно-молекулярное
учение. Химические
элементы

1

0

0

Письменный
контроль;

7.

Вещества молекулярного и 1
немолекулярного
строения. Простые и
сложные вещества

0

0

Устный опрос;

8.

Знаки химических
элементов

1

0

0

Устный опрос;

9.

Знаки химических
элементов

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

10. Химические формулы

1

0

0

Тестирование;

11. Относительная
молекулярная масса.

1

0

0

Письменный
контроль;

12. Валентность атомов
химических элементов

1

0

0

Письменный
контроль;

13. Составление формул
бинарных соединений по
валентности.

1

0

0

Письменный
контроль;

14. Химические реакции

1

0

0

Тестирование;

15. Химические уравнения

1

0

0

Устный опрос;

16. Химические уравнения

1

0

0

Письменный
контроль;

17. Типы химических реакций 1

0

0

Письменный
контроль;

18. Типы химических реакций 1

0

0

Тестирование;

19. Повторение и обобщение
раздела. Подготовка к
контрольной работе

1

0

0

Тестирование;

20. Контрольная работа № 1
по разделу
"Первоначальные
химические понятия"

1

1

0

Контрольная
работа;

21. Воздух и его состав

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22. Кислород

1

0

0

Устный опрос;

23. Практическая работа № 3 " 1
Получение и собирание
кислорода, изучение его
свойств"

0

1

Практическая
работа;

24. Оксиды

1

0

0

Письменный
контроль;

25. Тепловой эффект
1
химической реакции. Экзои эндотермические
реакции

0

0

Диктант;

Массовая доля
химического элемента в
соединении

26. Водород

1

0

0

Письменный
контроль;

27. Практическая работа № 4
"Получение и собирание
водорода"

1

0

1

Практическая
работа;

28. Кислоты, их состав и
классификация

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Серная и соляная кислоты, 1
их свойства и применение.

0

0

Письменный
контроль;

30. Соли, их состав и
названия. Растворимость
солей в воде.

1

0

0

Диктант;

31. Количество вещества

1

0

0

Письменный
контроль;

32. Молярный объем газов

1

0

0

Письменный
контроль;

33. Расчеты по химическим
уравнениям

1

0

0

Письменный
контроль;

34. Расчеты по химическим
уравнениям

1

0

0

Письменный
контроль;

35. Вода.

1

0

0

Письменный
контроль;

36. Основания

1

0

0

Устный опрос;

37. Растворы. Массовая доля
растворенного вещества

1

0

0

Письменный
контроль;

38. Решение расчетных задач

1

0

0

Письменный
контроль;

39. Практическая работа № 5 1
"Приготовление растворов
с определённой массовой
долей растворённого
вещества"

0

1

Практическая
работа;

40. Оксиды, их классификация 1
и химические свойства

0

0

Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

41. Основания, их
классификация и
химические свойства

1

0

0

Письменный
контроль;

42. Химические свойства
оснований

1

0

0

Тестирование;

43. Кислоты, их
классификация.

1

0

0

Письменный
контроль;

Химические свойства
кислот

1

0

0

Письменный
контроль;

45. Соли, их классификация и
химические свойства

1

0

0

Письменный
контроль;

46. Соли, их классификация и
химические свойства

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

47. Генетическая связь между
классами неорганических
соединений

1

0

0

Письменный
контроль;

48. Практическая работа № 6 1
Решение
экспериментальных задач
по теме "Основные классы
неорганических
соединений"

0

1

Практическая
работа;

49. Повторение и обобщение
раздела. Подготовка к
контрольной работе

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

50. Контрольная работа № 2
по разделу "Важнейшие
представители
неорганических веществ"

1

1

0

Контрольная
работа;

51. Естественные семейства
химических элементов.
Амфотерность.

1

0

0

Устный опрос;

52. Открытие периодического
закона Д.И.Менделеева

1

0

0

Устный опрос;

53. Строение электронных
оболочек

1

0

0

Устный опрос;

54. Периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева

1

0

0

Письменный
контроль;

44.

55. Характеристика элемента
по положению в ПСХЭ
Д.И.Менделеева

1

0

0

Письменный
контроль;

56. Характеристика элемента
по положению в ПСХЭ
Д.И.Менделеева

1

0

0

Тестирование;

57. Значение периодического
закона и ПСХЭ
Д.И.Менделеева

1

0

0

Устный опрос;

58. Ионная химическая связь

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

59. Ковалентная химическая
связь

1

0

0

Устный опрос;

60. Ковалентная неполярная и 1
полярная химическая связь

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

61. Степень окисления

1

0

0

Устный опрос;

62. Окислительновосстановительные
реакции

1

0

0

Письменный
контроль;

63. Окислительновосстановительные
реакции

1

0

0

Письменный
контроль;

64. Повторение и обобщение
раздела. Подготовка к
контрольной работе

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

65. Контрольная работа № 3
по разделу
"Периодический закон.
ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Строение атомов.

1

1

0

Контрольная
работа;

66. Резерв

1

0

0

Устный опрос;

67. Резерв

1

0

0

Устный опрос;

68. Резерв

1

0

0

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

6

Химическая связь. ОВР"

тематическое планирование
9 класс
N
n\n

Наименование темы, урока

Кол-во
часов

1-2 (12).

Инструктаж по т/б. Характеристика химического
элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.
Менделеева

2 часа

3 (3).

Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам образуемых им соединений.
Амфотерные оксиды и гидроксиды

1 час

4 (4).

Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева

1 час

5 (1).

Скорость химических реакций

1 час

6 (2).

Зависимость скорости химических реакций от
природы реагирующих веществ, концентрации и
температуры

1 час

7 (3).

Катализ и катализаторы

1 час

8 (4).

Обратимые и необратимые реакции

1 час

9 (5).

Химическое равновесие и способы его смещения.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Контрольная работа № 1 «Скорость химических
реакций. Химическое равновесие».

1 час

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и
особенности строения их атомов.
Общие физические свойства металлов
Общие химические свойства металлов

1 час

Металлы в природе. Общие способы получения
металлов

1 час

10 (6).

11 (1).

12 (2).
13 (3).

1 час

1 час

14-15 (4- Коррозия металлов
5).
Сплавы металлов

2 часа

16-17 (6- Общая характеристика элементов главной подгруппы
7).
1 группы.
Соединения щелочных металлов
18-19 (8- Щелочноземельные металлы и их соединения. Соли
9).
щелочных металлов

2 часа

2 часа

Контрольные
работы

1

20-21
(10-11).

Алюминий. Амфотерный характер оксида и
гидроксида алюминия.
Соединения алюминия

2 часа

22-23
(12-13).

Железо. Генетический ряд железа (II) и (III)
валентного

2 часа

24 (14)

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Металлы»

1 час

25 (15)

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1 час

26 (1).

Общая характеристика неметаллов

1 час

27 (2).

Общая характеристика галогенов

1 час

28 (3).

Соединение галогенов

1 час

Кислород. Сера.
Сера в природе, ее химические свойства
30-31 (5- Оксиды серы.
6).
Серная кислота и ее соли.

1 час

32-33 (7- Азот. Аммиак
8).

2 часа

29 (4).

1

2 часа

34 (9).

Соли аммония

1 час

35-36
(10-11).

Кислородные соединения азота.
Соли азотистой и азотной кислоты.
Азотные удобрения

2 часа

37-38
(12-13).

Фосфор.
Соединения фосфора

2 часа

39-41
(14-16).

Углерод. Оксиды углерода.
Углерод в природе. Карбонаты

3 часа

42-43
(17-18).

Кремний. Силикатная промышленность.

2 часа

44 (19)

Обобщение по теме «Неметаллы»

1 час

45 (20).

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»

1 час

46 (1).

Инструктаж по т/б Пр №1 Получение амфотерного
гидроксида и изучение его свойств

1 час

47 (2).

Инструктаж по т/б Пр №2 Получение аммиака и
изучение его свойств

1 час

1

48-49 (3- Инструктаж по т/б Пр №3,4 Решение
экспериментальных задач на распознавание
4).
важнейших катионов и анионов

2 часа

50 (5).

Инструктаж по т/б Пр № 5 Практическое
осуществление превращений веществ.

1 час

51 (1).

Предмет органической химии. Теория строения А.М.
Бутлерова

1 час

52 (2).

Алканы. Строение молекул метана. Химические
свойства и применение алканов

1 час

53 (3).

Алкены. Строение молекул этилена.
Химические свойства этилена

1 час

54 (4).

Понятие о спиртах, их физические, химические
свойства, получение.

1 час

55-56
(5-6).

Понятие об одноосновных карбоновых кислотах.
Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах.
Жиры

2 часа

57-58
(7-8).

Понятие об аминокислотах.
Реакции поликонденсации аминокислот. Белки

2 часа

59 (9).

Углеводы. Полисахариды: крахмал и целлюлоза.
Глюкоза

1 час

60 (10).

Полимеры

1 час

61 (11).

Обобщение знаний учащихся по органической химии

1 час

62 (12).

Инструктаж по т/б Пр № 6 Решение
экспериментальных задач на распознавание
органических веществ
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева в свете
учения о строении атома

1 час

64 (2).

Строение вещества

1 час

65 (3).

Химические реакции

1 час

66-67
(4-5).

Классы химических соединений в свете ТЭД

2 часа

68 (6).

Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение знаний
по химии за курс основной школы»

1 час

63 (1).

1 час

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Химия. 8 класс. Учебник (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов,
С. А. Сладков).
2. Методическое пособие. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, И. В. Аксёнова).
3. Программа курса химии для 8—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы О. С.
Габриелян, С. А. Сладков).
4. Рабочая тетрадь. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, С. А. Сладков).
5. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, И. В.
Аксёнова, И. Г. Остроумов).
6. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак).
7. Электронная форма учебника.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа. - https://resh.edu.ru/
2. "Алхимик" - http:/alhimik.ru
3. Журнал «Химия и жизнь»ю - https://hij.ru/
4. Подборна литературы по химиию - http://c-books.narod.ru/
5. Журнал " 1 сентября" - https://1sept.ru/
6. Инфоурок - https://iu.ru/video-lessons
7. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный описанием экспериментов. http://www.periodictable.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Коллекции
1 Основные виды промышленного сырья. Часть 1 2
2 Основные виды промышленного сырья. Часть 2 2
3 Металлы 2
4 Алюминий 1
5 Стекло и изделия из стекла 1
6 Топливо 1
7 Нефть и продукты её переработки 1
8 Пластмассы 1
9 Каучук и продукты его переработки 1
10 Шкала твёрдости 1
11 Набор химических элементов 1
Модели
Наборы для моделирования
1 Набор трафаретов моделей атомов 1
2 Набор для моделирования электронного строения атомов 1
3 Набор для моделирования молекул неорганических соединений 1
4 Набор для моделирования молекул органических соединений 1
5 Набор моделей атомов для составления моделей молекул лабораторный 1
Модель "Кристаллическая решетка" демонстрационная
1 Лёд 1
2 Углекислый газ 1

3 Фуллерен 1
4 Алмаз 1
5 Графит 1
6 Оксид кремния 1
7 Медь 1
8 Магний 1
9 Железо 1
10 Каменная соль 1
11 Модель строение атома 1
Таблицы Начала химии (арт. 5-8671-018)
1 Химические знаки и атомные массы важнейших элементов
2 Распространённость химических элементов
3 Формы существования химических элементов
4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения
5 Структура изменения веществ
6 Способы разделения смесей
7 Химические знаки и формулы
8 Составление формул по валентности
9 Моль - единица количества вещества
10 Физические величины выражения порций вещества
11 Признаки и условия проведения химических реакций

12 Типы химических реакций
13 Воздух. Кислород. Горение
14 Строение пламени
15 Составление формул солей
16 Генетическая связь классов неорганических веществ
17 Водород
18 Химические реакции
Основы химических знаний(арт. 5-8707-006)
19 Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
20 Таблица растворимости веществ в воде
21 Правила поведения в кабинете химии
22 Знаки
23 Техника безопасности проведения опытов
24 Техника безопасности при работе с газами
8 - 9 классы ( арт. 5-8478-020) 25 Валентность
26 Относительная атомная и молекулярная массы
27 Строение атома. изотопы
28 Образование ковалентной и ионной химической связи
29 Электронные слои атомов элементов малых периодов
30 Окислительно-восстановительные реакции
31 Типы кристаллических решеток
32 Реакции обмена в водных растворах
33 Важнейшие кислоты и их соли
34 Классификация оксидов
35 Классификация оснований
36 Классификация кислот
37 Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ
38 Окраска индикаторов в различных средах
39 Электролитическая диссоциация
40 Зависимость скорости реакции от различных факторов
41 Типы химических реакций
42 Обратимые реакции
43 Воздух. Кислород. Горение
44 Степень окисления
Неорганическая химия(арт. 5-8701-009)
45 Номенклатура солей
46 Кристаллы
47 Химическая связь
48 Валентность
49 Модели атомов некоторых элементов
50 Бинарные соединения
51 Строение атома
52 Электронная орбиталь
53 Степень окисления
Растворы.
Электролитическая диссоциация(арт. 5-8687-013)

54 Дисперсные системы
55 Свойства воды
56 Кривые растворимости веществ
57 Способы выражения количественного состава растворов
58 Электролиты гидратация ионов
59 Растворение веществ с ионной связью в воде
60 Растворение веществ с ковалентной полярной связью 61
Кислотно-основные реакции
62 Реакции ионного обмена
63 Гидролиз солей
64 Иониты
65 Среда водных растворов
Номенклатура 121 Бинарные соединения
66 Номенклатура солей
67 Номенклатура органических соединений
68 Предельные углеводороды
69 Непредельные углеводороды
70 Функциональные производные углеводородов
Строение вещества
71 Строение атома
72 Электронная орбиталь
73 Модели атомов некоторых элементов
74 Кристаллы
75 Химическая связь
76 Валентность
77 Степень окисления

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Измерительные приборы
1. Весы технические до 1000 г с гирями
2. Весы ученические до 200 г с гирями (биологические)
3. Весы для сыпучих материалов до 200 г с гирями
4. Весы электронные DijitalScale
5. Термометр спиртовой до 1000С
6. Набор ареометров (20 шт.)
Нагревательные приборы
7. Нагреватель для пробирок электрический
8. Баня лабораторная комбинированная (БЛК)
9. Плитка электрическая одноконфорочная "Василиса"
10. Спиртовки 100 мл
11. Спиртовки 200 мл
Демонстрационные
12. Комплект посуды демонстрационный с принадлежностями
13. Набор по химии с резьбовыми соединениями
14. Прибор для получения и сбора газов (демонстрационный)

15. Набор для электролиза (демонстрационный)
16. Столик подъёмно-поворотный с 2-мя плоскостями
17. Столик подъемный 200х200 мм
18. Столик подъемный 150х150 мм
19. Штатив для химических стаканов
20. Штатив лабораторный химический (ШЛХ)
21. Специализированные приборы и аппараты Аппарат Киппа
22. Аппарат Гофмана
23. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
24. Прибор для получения галоидалканов
25. Прибор для иллюстрации закона сохранения газов
26. Прибор для определения состава воздуха
27. Прибор для окисления спирта над медным катализатором
28. Прибор для изучения газовых законов (лабораторный)
29. Колонка адсорбционная КАд
30. Озонатор
31. Прибор для получения растворимых твердых веществ
32. Магнитная мешалка с манометром
33. pH-метр
34. Аппарат (установка)для дистилляции воды
35. АПХР
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
36. Лоток с посудой и принадлежностями для ученического эксперимента
37. Микролаборатория по химии
38. НПХЛ № 568
39. Штатив лабораторный (ШЛб)
40. Набор по электролизу (лабораторный)
41. Прибор для получения галоидалканов и сложных эфиров лабораторный
42. Прибор для получения и сбора газов
43. Комплект пробирок (ПХ-14, ПХ-16) 10 шт.
44. Держатель для пробирок
45. Штатив для пробирок
46. Комплект стеклянных палочек 10 шт.
47. Комплект стеклянных трубочек
48. Комплект пробок
49. Чашки выпаривательные
50. Ложки для сжигания веществ
51. Щипцы тигельные
52. Тигли
53. Пестик и ступка
54. Химические стаканы стекл. ёмк. 50 мл
55. Химические стаканы стекл. ёмк. 100 мл
56. Химические стаканы стекл. ёмк. 250 мл
57. Воронки стеклянные лабораторные
58. Измерительные цилиндры
59. Мензурки

60. Колба плоскодонная
61. Воронка делительная

Курсивом обозначен учебный материал, который изучается, но не выносится на промежуточную и итоговую
аттестацию
i


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».