Рабочая программа коррекционного курса Развитие речи (вариант 5.2)

Рабочая программа коррекционного курса
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
для обучающихся с ТНР (вариант 5.2.)

Уровень: начальное общее образование
2022-2023 учебный год

г. Североуральск

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты……………………………………... 3
2. Принципы и направления реализации курса………………..

3

3. Содержание курса……………………………………………… 6
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, 16
отводимых на освоение каждой темы………………………..

2

1. Планируемые результаты
Результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие
речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности,
механизмом языковой или коммуникативной недостаточности, структурой
речевого дефекта обучающихся с ТНР.
Общими ориентирами в достижении результатов освоения содержания
коррекционного курса выступают:


сформированность представлений о нормах русского языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных) и правилах речевого этикета;


сформированность осознания безошибочного письма как одного

из проявлений собственного уровня культуры;


владение учебными действиями с языковыми единицами и

умение их использовать для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;


сформированность умений опознавать и анализировать основные

единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно
ситуации общения;


сформированность умений анализа текстов;



сформированность умений работать с разными видами текстов,

различая их характерные особенности;


сформированность умений на практическом уровне создавать

тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);


сформированность умений создавать собственные тексты с

опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.
2. Принципы и направления реализации курса
Психолого-педагогическое
ограниченнымивозможностями

сопровождение
здоровья
3

обучающихся

осуществляется

на

с

основе

комплексного

взаимодействия

различных

специалистов

категории

обучающихся

и

родителей

(законных представителей).
Сопровождение

данной

определяется

следующими принципами:
1.

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию

специалиста,который призван решать проблему ребенка с максимальной
пользой и в интересах ребенка.
2.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,

коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей
развития познавательных процессов обучающихся с ТНР, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка;
участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
3.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к ее решению.
4.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных

условий дляполучения образования обучающимися с ТНР.
5.

Рекомендательный

обеспечивает

соблюдение

характер

оказания

гарантированных

помощи.

Принцип

законодательством

прав

родителей (законных представителей) обучающихся выбирать формы
получения детьми образования, образовательные организации, защищать
законные права и интересы детей.
6.

Гуманистический

принцип.

Опора

на

потенциальные

возможности ученика,его интересы и потребности; создание ситуаций успеха
в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
7.

Принцип

педагогической

целесообразности.

Создание

интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, медицинский
специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др).
8.

Доступность речевого материала.
4

Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего
образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание:


диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у

обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях
образовательной организации;


коррекционно-развивающая

своевременной

адресной

работа

обеспечивает

специализированной

помощи

в

оказание
освоении

содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР.
Основными

образовательными

направлениями

в

специальной

поддержке освоения АООП НОО являются:


коррекционная помощь в овладении базовым содержанием

обучения;


коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика

нарушений чтения и письма;


развитие сознательного использования языковых средств в

различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими;


обеспечение

обучающемуся

успеха

в

различных

видах

деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе,
ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению.

5

3. Содержание курса
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа
над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости
педагог может посвятить отдельные занятия работе над словом, над
предложением или над связной речью.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность
логопедических

занятий

определяется

в

соответствии

с

санитарно-

эпидемиологическими требованиями и составляет в 1 классе – групповое
занятие – 35-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут; во 2-4 классах –
групповое занятие – 40-45 минут, индивидуальное – 20-45 минут.
Лексический материал группируется по тематическим концентрам,
грамматический – по типовым структурам, способствующим образованию у
обучающихся

речевых

стереотипов,

что

позволяет

использовать

обучающимися языка как средства общения при решении коммуникативных
задач.
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:


формирование

понимания

слов,

обозначающих

предметы,

признаки, качества предметов, действия;


обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как

путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться
различными способами словообразования;


формирование

представлений

об

обобщенном

лексико-

грамматическом значении слова;


уточнение значений слов;



развитие лексической системности;



расширение и закрепление связей слова с другими словами;



обучение

правильному

употреблению

морфологических категорий в самостоятельной речи.
6

слов

различных

Принципы

отбора

лексического

материала

подчинены

коммуникативным задачам, что обеспечивает в минимальные сроки
использование обучающимися языка как средства общения. Лексический
материал

группируется

по

тематическим

словообразовательным

признакам

словообразовательными

моделями

с

целью

различных

концентрам

и

по

ознакомления

со

частей

речи:

имен

существительных, глаголов, имен прилагательных. Такой подход к отбору
речевого материала обеспечивает формирование у обучающихся умений
выбирать слова на основе соотнесения производящих и производных слов и
выделения общности значения в тех изменениях, которые привносят
суффиксы, приставки и флексии. Выделяется для усвоения и группа слов, не
имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), без
знания которых обучающиеся не могут овладеть структурой различного типа
предложений и связной речью. Изучаемые лексические средства языка
включаются в непосредственное общение, формируют умения творчески
использовать их в различных видах деятельности, обеспечивая лексическое
«наполнение» высказываний.
Для закрепления слова в речи и активного его использования
обучающимися необходимо создавать на уроках условия для частого
употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений.
Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отработанные
слова в спонтанную речь.
На

уроках

развития

речи

обучающиеся

уточняют

значения

родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.
При усвоении конкретного значения слов используются различные
наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке
и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное)
значение, применяются словесные и логические средства (описание,
противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).
7

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается
его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и
правила их использования, закрепляются связи грамматического значения
слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные
формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее
продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей;
уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и
словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм
словоизменения:

выделение

общего

грамматического

значения

ряда

словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей
данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление
связи

грамматического

значения

и

флексии;

уточнение

значения,

употребления и дифференциации предлогов (в значении направления
действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах);
дифференциация

форм

единственного

и

множественного

числа

существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с
ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в
основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и
множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией
без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме);
умение определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных
моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительноласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»;
прилагательных, образованных от существительных (с использованием
продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без
чередования);

глаголов,

образованных

префиксальным

способом.

Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов.
Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и
8

производного), определяется их сходство и различие. Определяются и
выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со
значением.

Формируются

модели

словообразования,

уточняются

и

дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение
слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения
словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями
различных синтаксических конструкций предложения.
В

процессе

словосочетаний

формирования
или

и

закрепления

предложений

навыка

одновременно

построения
уточняются

морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид,
время, лицо и т.д.).
Формирование различных конструкций предложения осуществляется
как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия,
с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы
как моделирование и конструирование, способствующих формированию
процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.
В

работе

над

предложением

большое

внимание

уделяется

семантическим связям между словами предложения (с использованием
вопросов,

сопоставления

по

значению,

верификации

предложений,

различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо
опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его
структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и
синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность
обучающихся.

9

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:


формирование умений анализировать неречевую ситуацию,

выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие
семантические отношения;


формирование

умений

планировать

умений

понимать

содержание

связного

собственного высказывания;


формирование

связные

высказывания

различной сложности;


формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно

использовать языковые средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной
речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и
типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения
анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных
картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное,
основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи
между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в
определенной логической последовательности, определяя смысловой план
текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем
развертывать ее впроцессе порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с
серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или
«выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными
картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что
способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов
ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над
соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной
сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания
10

(сначала

картинно-графического,

затем

картинно-вербального,

далее

вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств
включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического
оформления связей между словами в предложении, а также умения
использовать

специальные

лингвистические

средства

связи

между

отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо
учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной.
В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок,
отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся
составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.
Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом
различной степени самостоятельности обучающихся при планировании
текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность
работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по
сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии
сюжетных

картинок;

рассказ

по

сюжетной

картинке

(сначала

с

предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный
рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному
названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной
структуры

рекомендуется

следующая

последовательность

работы:

формирование умений составлять текстповествование, текст-описание, текстрассуждение.
Структура логопедического занятия по развитию речи с обучающими
с ТНР
Структура занятия по развитию речи диктуется целями и содержанием
учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят структурные элементы:
 введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
11

 определение учебной задачи, нахождение способов, алгоритмов ее
решения;
 организация учебной и речевой деятельности в устной и(или)
письменной форме;
 контроль и анализ с последующей корректировкой созданных
высказываний и текстов;



выводы, обобщения относительно достигнутых целей речи.
Классификация типов занятий:


вводное занятие;



изучение нового материала;



обобщающее занятие;



комбинированное занятие.

Вводное занятие имеет следующую структуру.
I.

организационный момент.

II.

II. Введение в тему;

а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и
явлений;
в) классификация предметов;
г) составление предложения с опорой на графические символы;
д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;
е) программированные задания.
III.

Итог.

Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может
иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I.

Организационный момент:

а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия,
памяти;
12

б) лексические упражнения.
II.

Актуализация опорных знаний и представлений:

а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и
явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III.

Изучение нового:

а) рассказ логопеда;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV.
V.

Обобщение (обобщающая беседа).
Закрепление:

а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI.

Итог.

Вариант 2
I.

Организационный момент (лексические упражнения).

II.

Введение в тему:

а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III.

Изучение нового:

а) актуализация имеющихся знаний учащихся;
б) рассказ, объяснение логопеда.
IV.

Физкультминутка.

V.

Закрепление:

а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I.

Организационный момент (упражнения на внимание, память,

восприятие).
13

II.

Повторение:

а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) рассказ учащегося.

III.

Изучение нового:

а) вводная беседа;
б) рассказ логопеда.
IV.

Физкультминутка.

V.

Закрепление:

а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI.

Итог.

Обобщающее занятие
I.

организационный момент: упражнения на развитие высших

психических функций.
II.

Обобщение:

а) обобщающая беседа;
б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) лексические игры и задания;
д) работа с опорой на графические схемы.
III.

Физкультминутка.

IV.

Итог.

14

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-доп.
классов с ТНР
Всего 33 часов, количество часов в неделю – 1
№

Тема занятия

1
2
3
4
5
6

Речь. Для чего она нужна?
Слово, его значение.
Слова-предметы.
Слова-признаки.
Слова-действия
Различение в речи слов предметов, признаков, действий в рассказе
«Наш класс».
Слова-друзья.
Слова-неприятели.
Слова-родственники.
Различение в речи слов-родственников, слов-друзей и словнеприятелей.
Предложение.
Дифференциация понятий «слово», «предложение» в рассказе
«Осень».
Составление предложений на заданную тему по опорным словам по
теме «Наш дом».
Связь слов в предложении.
Моделирование предложений.
Составление простого предложения по схеме.
Общее понятие о тексте.
Тема текста.
Заглавие текста.
Планирование содержания связного высказывания.
Составление рассказа по теме «Зима» по сюжетным картинкам.
Составление устного диалога на тему «Моя семья».
Творческий пересказ.
Пересказ по опорным словам.
Составление рассказа с опорой на картину по теме «Весна».
Деление сплошного текста на предложения.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на картину «Родная страна».
Составление рассказа-описания по картинке по теме: «Моя
любимая игрушка».
Пересказ по сюжетным картинкам.
Пересказ по серии сюжетных картинок
Составление рассказа по началу по теме: «Лето».
Составление высказывания по личным впечатлениям по теме
«Почему я люблю свой город».

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

15

Количсктво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-х классов
с ТНР
Всего 33 часов, количество часов в неделю – 1
№

Тема занятия

1
2

Устная и письменная речь.
Определение лексического значения слов-предметов, признаков,
действий.
Слова с похожим значением.
Слова с противоположным значением.
Различение слов с похожим и противоположным значением.
Уточнение значения родственных слов.
Установление связи слов в словосочетании и предложении.
Предложение и словосочетание. Их отличие.
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи по теме «Осень».
Составление предложений- кратких ответов на вопросы к тексту.
Составление предложений –полных ответов на вопросы к тексту.
Признаки текста: тема, основная мысль, заголовок.
Установление временных связей в высказывании.
Установление пространственных связей в высказывании.
Составление диалога.
Составление монолога.
Абзац. Связь предложений в тексте «Зима».
Части текста. Пересказ по опорным словам.
Деление текста на части.
План текста. Составление плана текста с обозначенными частями.
Сочинение рассказа по началу.
Виды плана. Составление планов разных видов.
Составление рассказа по теме «Весна» с опорой на слова.
Сочинение рассказа по концу.
Анализ текста. Редактирование текста-описания «Синица».
Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью
текста. Дифференциация правильного и деформированного текста.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно
составленному плану.
Сочинение рассказа по сюжетной картине «Скоро лето».
Повторы в тексте, пути их устранения, выбор местоимения.
Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление
предложений с повторяющимися словами.
Изложение-повествование по памяти «Легенда о Каменном Поясе».
Сочинение - сравнительное описание «Уж и гадюка».

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

16

Количсктво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2-х классов
с ТНР
Всего 34 часов, количество часов в неделю – 1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Тема занятия

Количсктво
часов
Имена существительные. Лексика.
1
Имена прилагательные. Лексика.
1
Глаголы. Глагольная лексика.
1
Предлоги. «Космос и Земля»
1
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с
1
кроссвордами.
Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в
1
тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в
1
тексте.
Многозначные слова.
1
Переносное значение слов.
1
Образные слова и выражения. Загадки.
1
Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
1
Использование в речи однокоренных слов. Изложение «Корень слова».
1
Сочинение «Наш край»
1
Типы словосочетаний. Согласование. «Земля и другие небесные тела»
1
Типы словосочетаний. Управление. «Воздух. Земля. Вода».
1
Типы словосочетаний. Примыкание. «Формы поврхности»
1
Диалогическая письменная речь.
1
Монологическая письменная речь. «Записка»
1
Выделение признаков связного текста. Составление рассказа по началу.
1
Структура текста. Составление рассказа по концу.
1
Озаглавливание текста и его частей. «Устное народное творчество».
1
Составление плана текста. «Верхом на «языке»
1
Текст – повествование. «Лиса и козел»
1
Текст – описание. «Что хранили в старину в глиняных кубышках?»
1
Текст – рассуждение. «Клесты»
1
Определение главного и второстепенного в тексте. «Человек и
1
общество».
Установление причинно-следственных связей. Текст «Как добывают
1
боксит?»
Изложение по литературному произведению. «Друг детства» (по В.
1
Драгунскому)
Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна»
1
Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по
1
обобщенным вопросам, опорным словам. «Кто хитрее?»
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Пушкина».
1
Сочинение по личному опыту. Как написать письмо.
1
Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по
1
коллективно составленному плану, опорным словам. «Гнездо
камышевки»
Творческое редактирование текста. «Верный друг»
1

17

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 3-х классов
с ТНР
Всего 34 часов, количество часов в неделю – 1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема занятия

Количсктво
часов
Употребление синонимов разных частей речи.
1
Употребление антонимов разных частей речи.
1
Употребление местоимений для обозначения действующего лица.
1
«Единство человека и природы».
Использование связующих слов типа: а, но, вот, поэтому, сначала,
1
потом, наконец. «Как мы понимаем друг друга».
Междометия.
1
Союзы. «Организм человека, охрана его здоровья».
1
Морфологические признаки имени существительного и их влияние на
1
связную речь.
Морфологические признаки имени прилагательного и их влияние на
1
связную речь.
Морфологические признаки глагола и их влияние на связную речь.
1
Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных
1
и вопросительных предложений. «Восприятие окружающего мира».
Понимание и употребление в речи распространенных и
1
нераспространенных предложений.
Изложение с элементами описания и рассуждения на основе
1
зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. «Родина».
Пословицы. Поговорки.
1
Сочинение по пословице.
1
Понимание и употребление в речи предложений с обращением.
1
Понимание и употребление в речи предложений с однородными
1
членами предложения. «Древняя Русь».
Сочинение сказки по готовому началу.
1
Понимание и употребление в речи предложений с обобщающими
1
словами. «Столица».
Понимание и употребление в речи предложений с прямой речью.
1
Понимание и употребление в речи предложений со сравнительным
1
оборотом.
Понимание и употребление в речи сложных предложений. Изложение
1
по теме «Байкал».
Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным
1
словам. «Как я услышал ежиную песню».
Составление плана текста-описания (действий) «Письмо».
1
Составление плана текста-повествования. «Колыбельная для брата».
1
Размышления «Почемучек». Составление плана текста-рассуждения
1
«Карта и компас».
Творческие текстовые упражнения.
1
Составление картинно-графического плана к сочинению по картине
1
В.Д.Поленова «Заросший пруд».
Драматическая импровизация по картине А.И. Лактионова «Письмо с
1
фронта».
Определение смысловой последовательности текста и его частей. «Река
1
Чусовая».
18

30
31

32
33
34

Коллективное сочинение-повествование по картине К.Ф.Юона «Парад
на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».
Установление логической последовательности при составление
сочинения на историческую тему. Анализ и редактирование
сочинений. «Россия».
Анализ художественного произведения «Кто живет в пустыне» (по
Н.Сладкову).
Составление отзыва о произведениях художественной литературы на
примере сказки-повести Р.Киплинга «Маугли».
Сочинение-рассуждение по личному опыту «Мое любимое занятие».

1
1

1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 4-х классов
с ТНР
Всего 34 часов, количество часов в неделю – 1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема занятия

Количсктво
часов
Употребление синонимов разных частей речи.
1
Употребление антонимов разных частей речи.
1
Употребление местоимений для обозначения действующего лица.
1
«Единство человека и природы».
Использование связующих слов типа: а, но, вот, поэтому, сначала,
1
потом, наконец. «Как мы понимаем друг друга».
Междометия. «Вспомним лето».
1
Союзы. «Организм человека, охрана его здоровья».
1
Морфологические признаки имени существительного и их влияние на
1
связную речь. «Моя семья. Наш дом».
Морфологические признаки имени прилагательного и их влияние на
1
связную речь. «Осень».
Морфологические признаки глагола и их влияние на связную речь.
1
«Наш город».
Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных
1
и вопросительных предложений. «Наш класс, наша школа».
Понимание и употребление в речи распространенных и
1
нераспространенных предложений.
Изложение с элементами описания и рассуждения на основе
1
зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. «Родина».
Пословицы. Поговорки. «Устное народное творчество».
1
Сочинение по пословице.
1
Понимание и употребление в речи предложений с обращением.
1
«Зима».
Понимание и употребление в речи предложений с однородными
1
членами предложения. «Моя любимая книга».
Сочинение сказки по готовому началу. «Описание животного».
1
Понимание и употребление в речи предложений с обобщающими
1
словами. «Столица».
Понимание и употребление в речи предложений с прямой речью. «Мой
1
любимый праздник».
Понимание и употребление в речи предложений со сравнительным
1
оборотом. «Космос и Земля».
Понимание и употребление в речи сложных предложений. «Воздух.
1
19

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

Земля. Вода».
Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным
словам. «Окружающая природа».
Составление плана текста-описания (действий) «Наш край».
Составление плана текста-повествования. «Человек и общество».
Составление плана текста-рассуждения «Человек и история».
Творческие текстовые упражнения.
Сочинение по экскурсии.
Изложение «Сто часов на льдине» (по Е. Денисову).
Определение смысловой последовательности текста и его частей.
«Олимпийские игры».
Коллективное сочинение-повествование по картине. «Великий
полководец».
Установление логической последовательности при составление
сочинения на историческую тему. Анализ и редактирование
сочинений.
Анализ художественного произведения «Весна».
Составление отзыва о произведениях художественной литературы на
примере рассказа «Нюрка» (По В.Чаплиной).
Сочинение-рассуждение по личному опыту «Скоро лето».

20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».