Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия"

Приложение № 4
ООП-ОП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
театральная студия «Звездочки»

Основное общее образование
Срок освоения
внешкольного занятия: 1 год

г. Североуральск, 2022

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее
время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит
совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная работа по любому предмету преследует две главные
цели: во- первых, - это полезное для ребѐнка провождение времени, развитие и становление его личности, а во- вторых, - это стимулирование интереса и поддержание высокой мотивации в изучении предмета. Правильно
организованная внеклассная работа по предмету обладает большими потенциальными возможностями, прежде всего, фактором новизны как основы интереса.
Она способствует развитию творческих способностей детей. Эта
деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к
литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные
переживания, побуждает к созданию новых образов, к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов: у одних детей
возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного
поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через
игру, фантазирование, сочинительство. Это может дать театрализованная
деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с
личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Развитие детей в театрализованной деятельности проявляется в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, в его самореализации. Во
время подготовки к спектаклю ребенок осмысливает нравственный подтекст литературного произведения, через выразительные средства: мими2

ку, жест, интонацию, походку – самостоятельно создает конкретный образ.

3

Во время знакомства со сказкой – основой спектакля, у детей активизируется мышление, фантазия, выразительность речи. Дети, которые владеют
азами драматизации, растут без комплексов, без излишней застенчивости,
психологически более устойчивы к стрессовым ситуациям. Даже самые застенчивые дети раскрываются в процессе подготовки и показа спектаклей.
У них мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Таким образом, внеурочные театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Актуальность и результативность миниспектаклей позволяет
использовать их во время урока, во внеклассной работе в средней школе.
Программа

реализует

общекультурное

(художественно-

эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 4-6 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез
типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства
таких, как: интонация, мимика, жест, пластика, походка - не только знако4

мит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит
детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника, одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актѐрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана
на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребѐнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры
и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Вы5

бор профессии не является конечным результатом программы, но даѐт
возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой
индивидуальности ребѐнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы :
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в
заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и
русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребѐнка, способного ценить в
себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Содержание программы «Театральная мастерская»
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует
цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. В курсе внеурочной деятельности по данной
программе осуществляются тесные межпредметные связи с литературой,
так как широко используются художественные произведения различных
6

жанров, развиваются навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с репликой; с уроками русского языка: первые опыты пробы пера (составление сценария, устные рассказы по прочитанным книгам, сочинение
сказок, рассказов, забавных историй); с уроками музыки, изобразительного
искусства, технологии: создание эскизов декораций и костюмов при
оформлении спектакля, праздника, определение нужного музыкального
фона.
Особенности реализации программы
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Основы театральной культуры
5. Работа над спектаклем, капустником, показ спектакля
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров
театра, беседы об окружающей красоте, профессиональной ориентации
школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков
актерского мастерства, проведение праздников.
Формы занятий - групповые и индивидуальные для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные
игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли,
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение
детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
7

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного
выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети
учатся коллективной работе, работе с партнѐром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий,
творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны
быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа
таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои
представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением
спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением.
Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок
местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами;
раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено
на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое
направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к
работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
8

Алгоритм работы над пьесой.


Выбор пьесы, обсуждение еѐ с детьми.



Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.



Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизо-

дов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с
детьми эскизов декораций и костюмов.


Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.


Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями де-

корации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.


Репетиция всей пьесы целиком.



Премьера.

Алгоритм работы над литературной композицией (праздник, вечер, калейдоскоп, гостиная).


Знакомство с поэтическими сборниками, выбор стихотворений.



Составление сценария



Отработка выразительного чтения.



Иллюстрирование стихотворений.



Поиски музыкального фона отдельных стихотворений (если

есть необходимость).


Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями де-

корации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.


Репетиция.



Премьера.

Место курса в плане внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
рассчитана на учащихся 5,6 классов, на 1 год обучения.
На реализацию данного курса в 5,6 классах отводится 68

ч в

год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с
нормами СанПина.
9

Содержание планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, изготовление
декораций, эскизов костюмов; подготовка праздников, посещение театра,
школьные концерты, выставки. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок,
заучивание текстов.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивного отношения к себе и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи, клипы.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так
в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за
меньшее время добиться больших результатов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности:

10

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трѐм уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
развитие актѐрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других
поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности
с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате реализации программы у обучающихся будут

сформированы потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;


целостность взгляда на мир средствами литературных произве-



этические чувства, эстетические потребности, ценности и чув-

дений;
ства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;


осознание значимости занятий театральным искусством для

личного развития.

11

Личностные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над
пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные:


пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и про-

смотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;


понимать и применять полученную информацию при выполне-

нии заданий;


проявлять индивидуальные творческие способности при сочи-

нении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициа-

тиву и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от соб-

ственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
12

 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности, приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-

щих.
Предметные результаты:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 владеть основами актѐрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются
разные виды контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельно-

стью ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкур-

сы;
 итоговый – открытые занятия, спектакли.

Форма подведения итогов: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях
младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

13

Содержание программы внеурочной деятельности 5-8 классов
(136 часов)
Занятия в объединении ведутся по программе, включающей несколько
разделов.
1 раздел. (2 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре
«Снежный ком». Руководитель знакомит ребят с программой обьединения, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда.
В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Этюд беспредметного действия»
Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Знакомство с театрами г. Самары и Самарской области.
2 раздел. (24 часов) Театральная игра – исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный
человеку.
Задачи руководителя. Учить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять
отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать
зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (24 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи руководителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки
14

и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел. (24 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей,
свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Динозаврик»,
«Животное».
Задачи руководителя. Развивать умение произвольно реагировать
на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать
координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
5 раздел. (14 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи руководителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
8 раздел. (16 часов) Основы сценического движения. Знакомство
с физическими возможностями тела, свободой в обращении со своим физическим аппаратом. Упражнения и этюды на развитие лѐгкости движения,
ловкости и подвижности, повышение общего тонуса. Развитие творческой
инициативы в сфере пластики. Упражнения на развитие воображение, фантазию, память и наблюдательность. Обучение самосовершенствованию
физических и психофизических качеств. Обучение комплексу упражнений
15

и приѐмов, необходимых для работы над пластическим воплощением образа. Развитие способность легко осваивать новые движения, приобретать
любые новые навыки и умения.
7 раздел. (32 часов) Работа над составлением сценария и постановки
спектаклей «Чудо-чудное, Диво-Дивное» (новогодняя сказка для детей
младшего школьного возраста, авторская разработка О.А. Князевой) –
1 полугодие, «Дюймовочка» (по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена) базируется на авторском материале руководителя объединения и
включает в себя знакомство со сказкой, читку и распределение ролей, работу над спектаклем – от эпизодов к рождению спектакля.
Задачи руководителя. Учить сочинять этюды по сказкам, историям из
школьной и повседневной жизни; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивлѐнно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный

строй

речи.

Ведущая

деятельность:

подготовка

мини-

спектаклей в течение учебного года, инсценирование (2 раза в год).

Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Театральная мастерская» 5-8 класс (136 часов)
Кол-во часов

N
п\п Содержание учебного материала

теория

практика

Вводное занятие

2

-

Театральная игра

8

16

Культура и техника речи

8

18

Ритмопластика

8

16

16

Основы театральной культуры

6

8

Основы сценического движения

2

12

Работа над спектаклем, показ

12

20

74

62

спектакля

Итого:

136

Список литературы:
1.

Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» - М.: ГИТИС,
1983

2.

Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987.

3.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. — 2-е изд. — М., 1988;

4.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. — 3-е изд. — М., 1988;

5.

Дрознин А. Б.«Физический тренинг по методике А. Дрознина» - М.:
ВЦХТ, 2004.

6.

Ершова А., Букатов В. «Актѐрская грамота – детям» - С.-П., 2005.

7.

Ладыженская ТА. Живое слово: Устная речь как средство и предмет
обучения. — М., 1986;

8.

Морозова Г.В. «Сценический бой» - М.: ВЦХТ, 2004.

9.

Немеровский А. «Пластическая выразительность актѐра» - М., 1982.

10. Скворцов Л.И. Культура речи // ЛЭС. — М., 1991;
11. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980;
12. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи //Русская речь. - 1991 - № 4,5.
13. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М, 1987.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,
1997.
15. Вуарен М. Что такое игра?// Культура, 1982, № 4.
16. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком
17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
17

18. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной
игры // Дошкольное воспитание, 1989, № 4.
19. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 1982.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
21. Теплов Б.М. Психология. – М., 1951.
22. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – М., 2004.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1989.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».