Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» Направленность: Физкультурно-спортивная Актуальность Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то логическое мышление, способность к анализу и синтезу, не развитые в определенные природой сроки, таковым и останется. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывают целеустремлённость, терпение и характер. Шахматная игра оказывает большое положительное влияние на учебу в школе, способствует повышению успеваемости, развитию коммуникативных навыков, повышению общественной активности ребят. Шахматный спорт улучшает память, развивает счетные способности ребенка, обогащает его фантазию и расширяет его мировоззрение. В будущем дети смогут применять полученные знания в колледжах и институтах, играя в шахматных турнирах. Шахматные занятия пригодятся при изучении истории и культуры, ориентируя детей на выбор интеллектуальных видов труда, дисциплинируют ребят, развивают трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Программа является модифицированной, разработана на основе авторской программы педагога, заслуженного тренера России И. Сухина, имеет физкультурно-спортивную направленность и представляет комплексное решение проблем шахматного образования: самостоятельное выполнение и творческое осмысление ряда актуальных тем в области тактики и стратегии на основе классических образцов, умение анализировать собственные партии и шедевры мастеров, использование Интернет-ресурса. Отличительные особенности Программа направлена не только на запоминание материала, но и на умение анализировать и сравнивать различные партии, искать методы исправления недостатков своей игры и понимания позиции, что в конечном итоге приводит к творческому и спортивному росту учащихся. Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, шахматной энциклопедии. Предлагает использование методов решения шахматных задач и композиций как вспомогательного инструмента для обучения учащихся практическому пониманию реальных позиций. Программа предполагает использование компьютеров как средство исправления ошибок в игре. Материал программы строится на новом представлении о взаимодействии фигур, сочетая гибкость и универсальность педагогических методов. Методические особенности реализации программы подразумевает сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе. Приоритетом данной программы является изучение классического наследия и современности, умение самостоятельно мыслить, приобретение способности к саморазвитию и самообразованию. Адресат Возраст обучающихся: 7-16 лет Численность группы: до 10 обучающихся В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. Режим занятий: 2-4 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем общеразвивающей программы: 546 часа, из них: - 1-й год обучения – 78 часа (периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа); - 2-й – 4-й года обучения – 156 часа (периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа). Срок освоения: 4 года Уровневость Первый год обучения (стартовый уровень) направлен на ознакомление учащихся с основами шахматной культуры, изучение названий и ходов фигур, а также дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются навыки участия в соревнованиях со сверстниками, навыки работы с шахматной литературой для начинающих. Второй год обучения (базовый уровень) предполагает расширение знаний и усовершенствование навыков работы с шахматной доской и шахматными часами. Учащиеся знакомятся с основными этапами развития шахматной культуры на примерах выдающихся мастеров: А. Петрова и М. Чигорина. В плане теоретической подготовки учащиеся знакомятся с Итальянской партией, Русской партией, Королевским гамбитом. Третий и четвертый года обучения (продвинутый уровень) предусматривает более сложный материал по стратегиям: Центр пешечный и фигурный, Активность фигур, виды пешечной структуры, открытые и полуоткрытые линии. Учащиеся изучают многие тактические приемы и способы их применения: двойной удар, отвлечение и завлечение, рентген, жертва. Учащиеся узнают основные этапы развития шахматной культуры на примерах У. Андерсена и Ф. Б. Филидора, Х. Капабланки, А.А. Алехина, А. Е. Карпова. В плане теоретической подготовки учащиеся познакомятся с Защитой Филидора, Дебютом ферзевых пешек, Дебютом Сокольского, КараКанн, Сицилийской защитой, Защитой Бенони. Получают опыт игры с партнерами своего возраста и зрелыми шахматистами. Научатся работать самостоятельно, заниматься исследовательской работой, получат умение анализировать сложные позиции и решать задачи на мат на 4-5 ходов, пользоваться шахматной энциклопедией. Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии, обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые игры. Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и др. Цель Программы – развитие творческого мышления и умственных способностей ребенка, его положительных личностных качеств посредством изучения шахматной культуры.