Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы»

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»
Направленность: Физкультурно-спортивная
Актуальность
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к
интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном
рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством
можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то логическое
мышление, способность к анализу и синтезу, не развитые в определенные
природой сроки, таковым и останется. Актуальность программы продиктована
требованиями времени.
Занятия
шахматами
способствуют
повышению
уровня
интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на
решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать
возникающие ситуации и делать выводы, воспитывают целеустремлённость,
терпение и характер.
Шахматная игра оказывает большое положительное влияние на учебу в
школе, способствует повышению успеваемости, развитию коммуникативных
навыков, повышению общественной активности ребят. Шахматный спорт
улучшает память, развивает счетные способности ребенка, обогащает его
фантазию и расширяет его мировоззрение.
В будущем дети смогут применять полученные знания в колледжах и
институтах, играя в шахматных турнирах. Шахматные занятия пригодятся при
изучении истории и культуры, ориентируя детей на выбор интеллектуальных
видов труда, дисциплинируют ребят, развивают трудолюбие, настойчивость в
достижении цели.
Программа является модифицированной, разработана на основе
авторской программы педагога, заслуженного тренера России И. Сухина,
имеет физкультурно-спортивную направленность и представляет комплексное
решение проблем шахматного образования: самостоятельное выполнение и
творческое осмысление ряда актуальных тем в области тактики и стратегии на
основе классических образцов, умение анализировать собственные партии и
шедевры мастеров, использование Интернет-ресурса.
Отличительные особенности
Программа направлена не только на запоминание материала, но и
на умение анализировать и сравнивать различные партии, искать методы
исправления недостатков своей игры и понимания позиции, что в конечном
итоге приводит к творческому и спортивному росту учащихся. Реализация
программы осуществляется с использованием методических пособий,
шахматной энциклопедии. Предлагает использование методов решения
шахматных задач и композиций как вспомогательного инструмента для
обучения учащихся практическому пониманию реальных позиций. Программа

предполагает использование компьютеров как средство исправления ошибок
в игре. Материал программы строится на новом представлении о
взаимодействии фигур, сочетая гибкость и универсальность педагогических
методов. Методические особенности реализации программы подразумевает
сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и
формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Приоритетом данной программы является изучение классического
наследия и современности, умение самостоятельно мыслить, приобретение
способности к саморазвитию и самообразованию.
Адресат
 Возраст обучающихся: 7-16 лет
 Численность группы: до 10 обучающихся
 В реализации данной программы участвуют обучающиеся не
имеющие медицинских противопоказаний. Программа не
предусматривает конкурсного отбора.
Режим занятий: 2-4 часа в неделю. Продолжительность занятий в
группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и
правилами и рассчитана в академических часах (академический час
– 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 546 часа, из них:
- 1-й год обучения – 78 часа (периодичность занятий – 1 раз в неделю
по 2 часа);
- 2-й – 4-й года обучения – 156 часа (периодичность занятий – 2 раза
в неделю по 2 часа).
Срок освоения: 4 года
Уровневость
Первый год обучения (стартовый уровень) направлен на ознакомление
учащихся с основами шахматной культуры, изучение названий и ходов фигур,
а также дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются
навыки участия в соревнованиях со сверстниками, навыки работы с
шахматной литературой для начинающих.
Второй год обучения (базовый уровень) предполагает расширение
знаний и усовершенствование навыков работы с шахматной доской и
шахматными часами. Учащиеся знакомятся с основными этапами развития
шахматной культуры на примерах выдающихся мастеров: А. Петрова и М.
Чигорина. В плане теоретической подготовки учащиеся знакомятся с
Итальянской партией, Русской партией, Королевским гамбитом.

Третий и четвертый года обучения (продвинутый уровень)
предусматривает более сложный материал по стратегиям: Центр пешечный и
фигурный, Активность фигур, виды пешечной структуры, открытые и
полуоткрытые линии. Учащиеся изучают многие тактические приемы и
способы их применения: двойной удар, отвлечение и завлечение, рентген,
жертва. Учащиеся узнают основные этапы развития шахматной культуры на
примерах У. Андерсена и Ф. Б. Филидора, Х. Капабланки, А.А. Алехина, А. Е.
Карпова. В плане теоретической подготовки учащиеся познакомятся с
Защитой Филидора, Дебютом ферзевых пешек, Дебютом Сокольского, КараКанн, Сицилийской защитой, Защитой Бенони. Получают опыт игры с
партнерами своего возраста и зрелыми шахматистами. Научатся работать
самостоятельно, заниматься исследовательской работой, получат умение
анализировать сложные позиции и решать задачи на мат на 4-5 ходов,
пользоваться шахматной энциклопедией.
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы,
экскурсии, обучающие игры, презентации, проектирование,
круглый стол, ролевые игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках
различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите
творческих работ и др.
Цель Программы – развитие творческого мышления и умственных
способностей ребенка, его положительных личностных качеств
посредством изучения шахматной культуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».