Приложение № 4 ООП-ОП СОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа элективного курса «Российское порубежье» Среднее общее образование Срок освоения учебного предмета: 101 час Форма обучения: очно-заочная г. Североуральск, 2021 Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. 2. Содержание учебного курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий - входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; - использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; - искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; - сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; - форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); - создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; - работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.; - осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); - использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения; - соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; - соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; - различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. Предметные: - осознание роли курса в познании окружающего мира: объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы; объяснять роль различных наук в решении проблем гармоничного социоприродного развития. - освоение системы знаний о природе, населении, экономике мира: выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории; приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; оценивать особенности развития экономики стран по отраслям; определять причины и следствия экологических проблем; приводить примеры закономерностей размещения населения, городов; оценивать особенности положения стран на карте мира, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации. - использование межпредметных умений: анализировать и объяснять сущность различных и явлений; прогнозировать изменения: в хозяйстве, численности и составе населения; прогнозировать изменения в экономической и политической деятельности; составлять рекомендации по решению политических, экономических и экологических проблем. - использование карт как моделей: пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.; определять по картам местоположение различных объектов; проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности различных процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять карты различной тематики. - понимание смысла собственной деятельности: формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. - объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять сущность происходящих в мире и России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - определять причины и следствия экологических проблем; - оценивать особенности развития экономики стран по районам, роль России в мире; - оценивать важнейшие социально-экономические события - международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития; - прогнозировать особенности развития регионов и крупнейших стран; - прогнозировать изменения в политической и экономической жизни крупных регионов и стран; - составлять рекомендации по решению сложных современных проблем, комплексные характеристики регионов и отдельных стран мира; - пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение социальных объектов; - проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности развития различных процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять карты различной тематики; - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. По окончании изучения курса Выпускник научится: - понятие геополитики; - районирование приграничных территорий; - современное положение России в геополитическом пространстве; - историю освоения территорий; - геополитическое положение всех стран региона; - изменение геополитического положения стран; - перспективы развития стран в связи с изменившимся геополитическим положением; - природно-ресурсный потенциал стран региона и приграничных областей России и его влияние на хозяйственную специализацию территории; - сходство и различие условий социально-экономического развития стран; - различие условий социально-экономического развития стран в постсоветский период; специфику современной социально-экономической ситуации в каждой стране; - особенности населения и хозяйства; - связи с Россией; - роль и место России в формировании территории изучаемых стран; - демографическую ситуацию в странах региона; - особенности этнического состава территории; историю взаимоотношений России и Кавказа; - место стран региона в мире; - особенности современного хозяйственного комплекса Китая; - современные морские границы России; - особенности хозяйства приграничных территорий. Выпускник получит возможность научится: - сравнивать страны региона между собой; - находить общее и различное в экономике изучаемых стран; - оценивать современное геополитическое положение и связи стран региона с Россией; - оценивать современную социально-экономическую ситуацию в странах; - анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное хозяйственное развитие стран. 2. Содержание учебного курса РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи. Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Районирование приграничных территорий; различия природных и социальноэкономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка. Классификация странсоседей по уровню экономического развития. Участие России и её соседей в региональных и глобальных экономических и политических объединениях. Россия и страны постсоветского пространства. Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕЕИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе. Норвегия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал:влияние тёплого течения,гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор и шельфов морей. Особенности населения и расселения. Страна - один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа - основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Финляндия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, туризм). Транзитность положения. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Швеция - страна-сосед второго порядка: краткие социальноэкономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально ориентированное хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША История освоения территории и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Белоруссия: краткие социально-экономические данные справочного характера. История формирования территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией. Евразийский экономический союз. Национальные особенности и традиции населения. Эстония:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. История и особенности освоения территории. Транзитность как фактор развития страны. Природноресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения и хозяйства. Экономика и её развитие после вступления в ЕС. Национальный промышленный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Латвия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основныхнациональностей, положение русских, миграции на запад. Экономика и её развитие в рамках ЕС. Роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Литва и Польша - страны, пограничные с Калининградской областью. Краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное экономико-географическое положение. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы экономики стран после интеграции их в Европейский союз. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей региона с Россией и странами ЕС. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕЕАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ Юго-Запад СНГ и Запад России. История формирования государственности славянских народов и молдаван; их взаимоотношения сРоссией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место этих стран в мире, место России в регионе. Украина: социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Украинского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в экономике и сельском хозяйстве СССР. Изменение экономикогеографического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства после распада СССР. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Современное экономическое и политическое положение Украины. Разрушение связей с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Молдавия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Исторический очерк формирования государства и его экономико-географическое положение. Современные проблемы существования единого государства. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Приднестровская Молдавская республика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и их экономикогеографическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Проблемы беженцев из Юго-Западной Азии. Экономика стран и их интеграция в ЕС. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ:СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ИЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН Северный Кавказ и Закавказье (Южный Кавказ); Кавказ, история взаимоотношений с Россией, история формирования государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Грузия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Историкогеографический очерк и экономико-географическое положение. Исторические области Грузии. Проблемы современного сепаратизма. Природно-ресурсный потенциал:горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Частично признанные республики: Абхазия, Южная Осетия. Армения:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Исторический очерк и экономико-географическое положение: исторические этапы формирования армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли экономики страны. Специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Азербайджан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Нагорный Карабах. Иран, Турция: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и экономико-географическое положение. Сходство и различие в развитии экономики и своеобразие каждой из стран. Особенности экономики и природно-ресурсный потенциал. Развитие туристического потенциала. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа. ЮГО-ВОСТОЧНОЕПОРУБЕЖЬЕ:ЦЕНТРАЛЬНАЯЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН) Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитное положение региона в связях восток-запад. Место России в регионе. Казахстан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Экономика: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Страны СНГ - соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономическое положение стран. Сходство и различие в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации экономики. Связи с Россией, пути углубления сотрудничества. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей сложившейся системы расселения. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Участие в Шанхайской организации сотрудничества. Место России в регионе. Китай:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Особенности исторического развития и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира, национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития экономики страны. Политика: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Монголия:краткиесоциально-экономические данные справочногохарактера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная экономика страны. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Корея: краткиесоциально-экономическиеданные справочногохарактера. Два государства и их современные политические особенности. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства каждого из государств. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ «Заморские» страны - дальневосточное и северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе. Япония (Хоккайдо): краткие социально-экономические данныесправочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение.Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. США (Аляска): краткие социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих территорий. Итоговое обобщение в конце года 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 класс № п/п 1-5 6-10 11-15 16 17-20 21-24 25-28 29-32 33 34 Тема урока Раздел I. Россия в современном мире Россия и геополитка Формирование российского геополитического пространства Россия и бывшие советские республики Обобщающее повторение раздела «Россия в современном мире» Раздел II. Северо-Западное порубежье Скандинавские страны и пограничные регионы России. Общая характеристика. Норвегия: территория, природа, население, хозяйство Финляндия: территория, природа, население, хозяйство Швеция: территория, природа, население, хозяйство Контроль и систематизация знаний по теме «Северо-Западное порубежье» Обобщающее повторение раздела «Северо-Западное порубежье» Кол-во часов 5 5 5 1 4 4 4 4 4 1 11 класс № п/п 1-2 3-6 7-9 10-12 13-15 16-18 19 20-21 22-24 25-26 27-29 Тема урока Раздел III. Западное порубежье Белоруссия, страны Прибалтики, Польша и пограничные области России. Общая характеристика. Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство Эстония: территория, природа, население, хозяйство Латвия: территория, природа, население, хозяйство Литва: территория, природа, население, хозяйство Польша: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Западное порубежье» Раздел IV. Юго-Западное порубежье Украина, Молдавия, причерноморские области Румыния и Болгария, прилегающие области России. Общая характеристика. Украина: территория, природа, население, хозяйство Молдавия: территория, природа, население, хозяйство «Зачерноморские страны». Румыния: территория, природа, население, хозяйство Кол-во часов 2 4 3 3 3 3 1 2 3 2 3 30-32 33 34 Болгария: территория, природа, население, хозяйство Контроль и систематизация знаний раздела «Юго-Западное порубежье» Обобщение и повторение курса за 11 класс 3 1 1 12 класс № п/п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28-29 30 31-32 33 Тема урока Раздел V. Южное порубежье Закавказье, Северный Кавказ, Турция, Иран: общая характеристика Грузия: территория, природа, население, хозяйство Армения: территория, природа, население, хозяйство Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство Турция: территория, природа, население, хозяйство Иран: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Южное порубежье» Раздел VI. Юго-Восточное порубежье Центральная Евразия. Общая характеристика Казахстан: территория, природа, население, хозяйство Узбекистан: территория, природа, население, хозяйство Киргизия: территория, природа, население, хозяйство Туркменистан: территория, природа, население, хозяйство Таджикистан: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Юго-Восточное порубежье» Раздел VII. Восточное порубежье Восточная Азия. Общая характеристика. Китай: территория, природа, население, хозяйство Монголия: территория, природа, население, хозяйство Корейский полуостров: Северная и Южная Корея Обобщающее повторение раздела «Восточное порубежье» Раздел VIII. Океаническое порубежье Заморские страны и прилегающие территории Япония. Особая область – Хоккайдо Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский Север, Гренландия, Шпицберген Обобщающее повторение раздела «Океаническое порубежье» Кол-во часов 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1