Рабочая программа элективного курса_Российское порубежье_ОЗО

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
элективного курса «Российское порубежье»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 101 час
Форма обучения: очно-заочная

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через
сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные:
- осознание роли курса в познании окружающего мира: объяснять основные
закономерности взаимодействия общества и природы; объяснять роль различных наук в
решении проблем гармоничного социоприродного развития.
- освоение системы знаний о природе, населении, экономике мира: выявлять зависимость
размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий
территории; приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров
производства; оценивать особенности развития экономики стран по отраслям; определять
причины и следствия экологических проблем; приводить примеры закономерностей
размещения населения, городов; оценивать особенности положения стран на карте мира,
природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
- использование межпредметных умений: анализировать и объяснять сущность различных
и явлений; прогнозировать изменения: в хозяйстве, численности и составе населения;
прогнозировать изменения в экономической и политической деятельности; составлять
рекомендации по решению политических, экономических и экологических проблем.

- использование карт как моделей: пользоваться различными источниками информации:
картографическими, статистическими и др.; определять по картам местоположение
различных объектов; проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие
закономерности различных процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять
карты различной тематики.
- понимание смысла собственной деятельности: формулировать своё отношение к
культурному и природному наследию; выражать своё отношение к идее устойчивого
развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной
региональной политике.
- объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в мире и России социально-экономических
преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- определять причины и следствия экологических проблем;
- оценивать особенности развития экономики стран по районам, роль России в мире;
- оценивать важнейшие
социально-экономические события
- международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других
странах и регионах мира, тенденции их возможного развития;
- прогнозировать особенности развития регионов и крупнейших стран;
- прогнозировать изменения в политической и экономической жизни крупных регионов и
стран;
- составлять рекомендации по решению сложных современных проблем, комплексные
характеристики регионов и отдельных стран мира;
- пользоваться
различными
источниками
информации:
картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение социальных объектов;
- проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности развития
различных процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять карты различной тематики;
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
По окончании изучения курса
Выпускник научится:
- понятие геополитики;
- районирование приграничных территорий;
- современное положение России в геополитическом пространстве;
- историю освоения территорий;
- геополитическое положение всех стран региона;
- изменение геополитического положения стран;
- перспективы развития стран в связи с изменившимся геополитическим положением;
- природно-ресурсный потенциал стран региона и приграничных областей России и его
влияние на хозяйственную специализацию территории;
- сходство и различие условий социально-экономического развития стран;
- различие условий социально-экономического развития стран в постсоветский период;
специфику современной социально-экономической ситуации в каждой стране;
- особенности населения и хозяйства;
- связи с Россией;
- роль и место России в формировании территории изучаемых стран;
- демографическую ситуацию в странах региона;

- особенности этнического состава территории; историю взаимоотношений России и
Кавказа;
- место стран региона в мире;
- особенности современного хозяйственного комплекса Китая;
- современные морские границы России;
- особенности хозяйства приграничных территорий.
Выпускник получит возможность научится:
- сравнивать страны региона между собой;
- находить общее и различное в экономике изучаемых стран;
- оценивать современное геополитическое положение и связи стран региона с Россией;
- оценивать современную социально-экономическую ситуацию в странах;
- анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное
хозяйственное развитие стран.
2. Содержание учебного курса
РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном
этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи.
Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение
геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые
политические и экономические образования на пространствах СССР.
Районирование приграничных территорий; различия природных и социальноэкономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов.
Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка. Классификация странсоседей по уровню экономического развития. Участие России и её соседей в региональных
и глобальных экономических и политических объединениях. Россия и страны
постсоветского пространства.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и
пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации.
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕЕИЯ,
ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ
История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности.
Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место
региона в мире; место России в регионе.
Норвегия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера.
Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный
потенциал:влияние тёплого течения,гидроэнергетический потенциал, месторождения
Скандинавских гор и шельфов морей. Особенности населения и расселения. Страна - один
из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа
- основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли
хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Финляндия: краткие социально-экономические данные справочного характера.
Исторический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других
государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия
оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение,
деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, туризм). Транзитность
положения. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Швеция - страна-сосед второго порядка: краткие социальноэкономические данные
справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение.
Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально ориентированное
хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения

Практическая
работа. Сравнительная
характеристика
хозяйства
стран
Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них.
ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ
(ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША
История освоения территории и взаимоотношений с Россией. Формирование
государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического
развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место
региона в мире; место России в регионе.
Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного
государства.
Белоруссия: краткие социально-экономические данные справочного характера.
История формирования территории и государственности. Роль Белоруссии в
экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и
расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи
с Россией. Евразийский экономический союз. Национальные особенности и традиции
населения.
Эстония:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. История
и особенности освоения территории. Транзитность как фактор развития страны. Природноресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение
основных национальностей. Хуторской характер расселения и хозяйства. Экономика и её
развитие после вступления в ЕС. Национальный промышленный комплекс. Особенности
транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции
населения.
Латвия:краткие
социально-экономические
данные
справочногохарактера.
Исторический очерк и экономико-географическое положение. Бедность ресурсов.
Население и расселение:
соотношение основныхнациональностей, положение русских,
миграции на запад. Экономика и её развитие в рамках ЕС. Роль Риги в формировании
отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного
комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Литва и Польша - страны, пограничные с Калининградской областью. Краткие
социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы
формирования территории. Современное экономико-географическое положение. Значение
Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы
экономики стран после интеграции их в Европейский союз. Природно-ресурсный
потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с
Калининградской областью. Национальные особенности и традиции населения.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей
региона с Россией и странами ЕС.
ЮГО-ЗАПАДНОЕ
ПОРУБЕЖЬЕ
(УКРАИНА,
МОЛДАВИЯ,
ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕЕАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ
Юго-Запад СНГ и Запад России. История формирования государственности
славянских народов и молдаван; их взаимоотношения сРоссией. Сходство и различие
условий социально-экономического развития, место этих стран в мире, место России в
регионе.
Украина: социально-экономические данные справочного характера. Исторические
особенности становления Украинского государства. Развитие Украины в составе Польши.
Роль Украины в экономике и сельском хозяйстве СССР. Изменение экономикогеографического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал:
преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для
сельского хозяйства после распада СССР. Население: различия в плотности и расселении.
Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Современное экономическое и

политическое положение Украины. Разрушение связей с Россией. Национальные
особенности и традиции населения.
Молдавия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера.
Исторический очерк формирования государства и его экономико-географическое
положение. Современные проблемы существования единого государства. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Приднестровская Молдавская
республика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие экономические данные
справочного характера. Исторический очерк формирования государств и их экономикогеографическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение.
Проблемы беженцев из Юго-Западной Азии. Экономика стран и их интеграция в ЕС. Связи
с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление
результатов работы в табличной форме.
ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ:СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ИЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ,
АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН
Северный Кавказ и Закавказье (Южный Кавказ); Кавказ, история взаимоотношений
с Россией, история формирования государственности. Особенности природы. Сходство и
различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в
регионе.
Грузия:краткие социально-экономические данные справочногохарактера. Историкогеографический очерк и экономико-географическое положение. Исторические области
Грузии. Проблемы современного сепаратизма. Природно-ресурсный потенциал:горный
рельеф,
агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство.
Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Частично признанные
республики: Абхазия, Южная Осетия.
Армения:краткие
социально-экономические
данные
справочногохарактера.
Исторический очерк и экономико-географическое положение: исторические этапы
формирования армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный
рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны.
Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли экономики
страны. Специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией.
Национальные особенности и традиции населения.
Азербайджан: краткие социально-экономические данные справочного характера.
Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение.
Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование
экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией. Национальные особенности и
традиции населения. Нагорный Карабах.
Иран, Турция: краткие социально-экономические данные справочного характера.
Исторический очерк формирования государств и экономико-географическое положение.
Сходство и различие в развитии экономики и своеобразие каждой из стран. Особенности
экономики и природно-ресурсный потенциал. Развитие туристического потенциала.
Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования
хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации хозяйства. Связи с Россией.
Национальные особенности и традиции населения.
Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и
южных склонов Западного и Восточного Кавказа.
ЮГО-ВОСТОЧНОЕПОРУБЕЖЬЕ:ЦЕНТРАЛЬНАЯЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН,
УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН)
Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и
взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие

условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитное
положение региона в связях восток-запад. Место России в регионе.
Казахстан: краткие социально-экономические данные справочного характера.
Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение.
Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока.
Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала.
Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Экономика: развитие отраслей
сырьевой ориентации. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Страны СНГ - соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия,
Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории.
Экономическое положение стран. Сходство и различие в природно-ресурсном потенциале,
расселении населения, отраслях специализации экономики. Связи с Россией, пути
углубления сотрудничества. Национальные особенности и традиции населения.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной
концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей
сложившейся системы расселения.
ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ
Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и
взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие
условий социально-экономического развития. Место в мире. Участие в Шанхайской
организации сотрудничества. Место России в регионе.
Китай:краткие
социально-экономические
данные
справочногохарактера.
Особенности исторического развития и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира,
национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития экономики страны.
Политика: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Национальные особенности и
традиции населения.
Монголия:краткиесоциально-экономические
данные
справочногохарактера.
Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение.
Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная экономика страны.
Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Корея: краткиесоциально-экономическиеданные
справочногохарактера.
Два
государства и их современные политические особенности. Историко-географический очерк
и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и
расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства каждого из государств.
Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных
маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии.
ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ
«Заморские» страны - дальневосточное и северное направление. История
взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие
условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе.
Япония (Хоккайдо): краткие социально-экономические данныесправочного
характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение.Экономика. Связи с Россией. Национальные
особенности и традиции населения.
США (Аляска): краткие социально-экономические данные справочного характера.
Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией.
Национальные особенности и традиции населения.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной
экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих
территорий.
Итоговое обобщение в конце года
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10 класс
№
п/п
1-5
6-10
11-15
16

17-20
21-24
25-28
29-32
33
34

Тема урока
Раздел I. Россия в современном мире
Россия и геополитка
Формирование российского геополитического пространства
Россия и бывшие советские республики
Обобщающее повторение раздела «Россия в современном
мире»
Раздел II. Северо-Западное порубежье
Скандинавские страны и пограничные регионы России. Общая
характеристика.
Норвегия: территория, природа, население, хозяйство
Финляндия: территория, природа, население, хозяйство
Швеция: территория, природа, население, хозяйство
Контроль и систематизация знаний по теме «Северо-Западное
порубежье»
Обобщающее повторение раздела «Северо-Западное
порубежье»

Кол-во
часов
5
5
5
1

4
4
4
4
4
1

11 класс
№
п/п
1-2
3-6
7-9
10-12
13-15
16-18
19
20-21

22-24
25-26
27-29

Тема урока
Раздел III. Западное порубежье
Белоруссия, страны Прибалтики, Польша и пограничные
области России. Общая характеристика.
Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство
Эстония: территория, природа, население, хозяйство
Латвия: территория, природа, население, хозяйство
Литва: территория, природа, население, хозяйство
Польша: территория, природа, население, хозяйство
Обобщающее повторение раздела «Западное порубежье»
Раздел IV. Юго-Западное порубежье
Украина, Молдавия, причерноморские области Румыния и
Болгария, прилегающие области России. Общая
характеристика.
Украина: территория, природа, население, хозяйство
Молдавия: территория, природа, население, хозяйство
«Зачерноморские страны». Румыния: территория, природа,
население, хозяйство

Кол-во
часов
2
4
3
3
3
3
1
2

3
2
3

30-32
33
34

Болгария: территория, природа, население, хозяйство
Контроль и систематизация знаний раздела «Юго-Западное
порубежье»
Обобщение и повторение курса за 11 класс

3
1
1

12 класс
№
п/п
1-2
3-4
5
6-7
8-9
10-11
12
13-14
15-16
17
18
19
20
21

22
23-24
25
26
27
28-29
30
31-32
33

Тема урока
Раздел V. Южное порубежье
Закавказье, Северный Кавказ, Турция, Иран: общая
характеристика
Грузия: территория, природа, население, хозяйство
Армения: территория, природа, население, хозяйство
Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство
Турция: территория, природа, население, хозяйство
Иран: территория, природа, население, хозяйство
Обобщающее повторение раздела «Южное порубежье»
Раздел VI. Юго-Восточное порубежье
Центральная Евразия. Общая характеристика
Казахстан: территория, природа, население, хозяйство
Узбекистан: территория, природа, население, хозяйство
Киргизия: территория, природа, население, хозяйство
Туркменистан: территория, природа, население, хозяйство
Таджикистан: территория, природа, население, хозяйство
Обобщающее повторение раздела «Юго-Восточное
порубежье»
Раздел VII. Восточное порубежье
Восточная Азия. Общая характеристика.
Китай: территория, природа, население, хозяйство
Монголия: территория, природа, население, хозяйство
Корейский полуостров: Северная и Южная Корея
Обобщающее повторение раздела «Восточное порубежье»
Раздел VIII. Океаническое порубежье
Заморские страны и прилегающие территории
Япония. Особая область – Хоккайдо
Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский Север,
Гренландия, Шпицберген
Обобщающее повторение раздела «Океаническое порубежье»

Кол-во
часов
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
2
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».