Рабочая программа_Право_углубленный уровень

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «Право»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 134 час.
Уровень: углубленный

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через
сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования: Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место
в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативноправовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;

– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем
(семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка
и законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации
и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую
службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской
Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять
его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права;
характеризовать субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и
контроля в области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;

– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
–
проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки
; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности
защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание
за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права
Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику
государственной власти;

– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования
права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам
принятия, по порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите
прав человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать
виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой
ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

2. Содержание учебного предмета.
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории
сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств.
Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства:
унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим:
демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и
принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и
субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового
регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы
(семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие
нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых
норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды
и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность,
дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и

правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое
воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции
для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного
устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов
государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание
Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной
системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации.
Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной
инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное
право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности
избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система
органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы
деятельности органов местного самоуправления.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение
международных
споров.
Источники
и
основания
международно-правовой
ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав
человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система
защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и
принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного
Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв
войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданскоправовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.
Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное
право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.

Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права,
патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья
и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов
семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок
приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная
плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые
споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного
права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного
правонарушения. Административная ответственность и административные наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и
состав преступления.
Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности
вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное
процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности
процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии:
судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной
деятельности юриста.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
Право и государство
1-2
Происхождение права и государства. Общественная власть и
2
виды социальных норм при первобытно-общинном строе.
Ранние формы права и государства.
3-4
Сущность права. Современное понимание права: понятие,
2
признаки, определение. Основные направления учения о
праве

5-6

7-8

9-10

11-12

13
14-15

16-17
18-19

20-21

22-23

24
25
26
27
28-29

30

31-32

Сущность государства. Государство как публичная
политическая власть. Признаки политической публичной
власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы
правления,
формы
государственного
устройства,
политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства.
Классификация функций государства. Внутренние и внешние
функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие
гражданского общества. Элементы гражданского общества.
Роль гражданского общества в развитии демократии и
самоуправления. Взаимодействие гражданского общества,
права и государства
Обобщение знаний по теме «Право и государство»
Форма и структура права
Право в системе социального регулирования. Понятие нормы.
Социальные и технические нормы. Виды социальных норм.
Право и мораль. Право и политические нормы. Право и
обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы
права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
Источники права. Понятие и система источников права.
Обычай, судебный прецедент и судебная практика.
Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие
нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по
кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы
права. Предмет и метод правового регулирования. Основание
деления права на отрасли и институты. Частное и публичное
право.
Правовые системы современности. Понятие и классификация
правовых систем. Правовые системы европейского типа.
Правовые системы традиционного типа.
Обобщение знаний по теме «Форма и структура права»
Становление и развитие отечественного права
Формирование и развитие русского права
Эволюция советского законодательства
Формирование права современной России
Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права.
Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии
законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение,
исполнение, соблюдение. Применение права как особая
форма его реализации. Акты применения права. Толкование
права: понятие и виды
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид
общественных отношений. Нормы права и правоотношения.
Субъекты правоотношений (правоспособность,
дееспособность). Объекты правоотношений.

2

2

2

2

1
2

2
2

2

2

1
1
1
1
2

1

2

Законность и правовой порядок. Понятие и принципы
законности. Правовой порядок. Гарантии законности и
правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма
(системы) правового регулирования. Элементы механизма
правового регулирования. Правомерное поведение.
Эффективность действия права
Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и
виды правонарушений. Причины правонарушений.
Юридическая ответственность: основания и виды.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. .
Состояние преступности в современной России.
Организованная преступность. Международный терроризм
Органы охраны правопорядка
Правосознание и правовая культура Понятие правосознания.
Структура правосознания. Правовая культура как высшая
ступень развития правосознания. Правовой нигилизм.
Правовое просвещение и воспитание

1

42

Обобщение знаний по теме «Правотворчество и правореализация»

1

43-44

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их
естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие
идеи прав человека в истории политической и правовой мысли.
Классификация видов прав человека. Поколения прав человека.
Основания ограничения прав человека
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы
правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие
правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант
защиты прав человека. Комиссия по правам человека при
Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам
человека. Судебная система защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы
защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность
защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом. Правозащитные общественные
организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных
и региональных органов защиты прав человека. Международные
конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими
контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.
Обобщение знаний по теме «Право и личность»

33

34-35

36-37

38

39
40-41

2

2

1

1
2

Право и личность

45-46
47-48

49-50

51

2

2
2

2

1

Основы конституционного права
52-53
54-55

56-57
58-59
60

Конституционное право Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Принцип разделения властей.
Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства.
Федеральное собрание — представительный и законодательный
орган РФ. Исполнительная власть
Судебная власть, ее органы
Судебная система

2
2

2
2
1

61-62

63-64

65-66
67
68

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ.
Конституционные обязанности граждан, права и обязанности
налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на
альтернативную военную службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства,
приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение
иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о
гражданстве РФ
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России.
Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в
РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного
процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за
нарушение законодательства о выборах
Обобщение знаний по теме «Основы конституционного права»

2

2

2
1
1

11 класс

Гражданское право
1-2
3-5

6-7
8-9

10-11
12-13
14-16
15

Общие положения гражданского права. Понятие гражданского
права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица
Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение
гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав.
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
Гражданско-правовая ответственность.
Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и
недействительность сделки.
Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и
значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды
гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд,
оказание услуг).
Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по
завещанию. Наследование по закону
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус
предпринимателя. Организационные формы предпринимательства
Правовое положение государства как субъекта экономических
отношений. Государство как субъект экономических отношений.
Правовые средства государственного регулирования экономики.
Обобщение знаний по теме «Право и личность»

2
3

2
2

2
2
3
1

Семейное право
16-17
18-20

Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак.
Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и
обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение,
восстановление родительских прав. Соглашение об уплате
алиментов.

2
3

Правовое регулирование трудовых отношений
21-22
23-24

Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений.
Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель:
правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок
заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и
время отдыха. Заработная плата.

2
2

25-26
27-28
29-30
31

32-33

34-36

37-38

39-40
41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная
ответственность сторон трудового договора. Материальная
ответственность.
Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие
права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты
и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
Обобщение знаний по теме «Правовое регулирование трудовых
отношений»

Административное право
Административные правоотношения. Понятие
административного права. Субъекты административного
права. Органы исполнительной власти. Государственные
служащие.
Административные правонарушения. Основания
административной ответственности. Производство по делам
об административной ответственности.
Уголовное право
Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи
уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный
закон и его действие.
Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды
наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Экологическое право
Право охраны окружающей среды. Понятие экологического
права. Структурный характер экологического права. Право на
благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологического права.
Ответственность за экологические правонарушения. Понятие
экологического правонарушения. Юридическая
ответственность за экологические правонарушения. Виды
ответственности за экологические правонарушения.
Международное право
Международные правоотношения. Понятие международного
права. Субъекты международного права. Источники
международного права. Международный договор.
Международная защита прав человека. Права человека как
отрасль
современного
международного
права.
Международные документы о правах человека. Защита прав
человека в условиях мирного времени.
Права человека и гуманитарное право. Понятие гуманитарного 2
права. Международная защита прав человека в условиях
военного времени
Процессуальное право
Гражданский процесс. Понятие процессуального права.
Основные принципы гражданского процесса. Участники
гражданского процесса. Прохождение дела в суде.
Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса.
Правила арбитражного процесса. Исполнение судебных
решений.

2
2
2
1

2

3

2

2
2

2

2

2

2

2

2

57-58

59-60

61-64
65-66

Уголовный процесс. Основные принципы и участники
процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное
производство. Судебное производство. Защита прав
обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе
Административная
юрисдикция.
Конституционное
судопроизводство.
Особенности
административной
юрисдикции.
Органы
и
способы
рассмотрения
административных споров. Понятие конституционного
судопроизводства. Основные принципы конституционного
судопроизводства. Право на обращение в Конституционный
суд
РФ.
Основные
стадии
конституционного
судопроизводства.
Профессия — юрист

2

Профессиональное
юридическое
образование.
Основные
юридические
профессии.
Особенности
профессиональной
юридической деятельности. Профессиональная этика юриста.
Обобщение знаний по теме «Уголовное право. Процессуальное
право»

4

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».