Рабочая программа элективного курса_Практическая стилистика

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
факультативного курса «Практическая стилистика»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 33 час.

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров

для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе
через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные
объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты:
Выпускники научатся:

- работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и
аргументированно доказывать собственную точку зрения.
- формировать умения и навыки анализа готовых текстов, формулирования собственного
мнения, создания собственного текста, а также практических навыков, связанных с
правильным, коммуникативно-целесобразным использованием языковых средств в речи
(тексте),
Предполагает деятельностный подход к организации учебной работы: основной формой
обучения является практикум.
Программа предполагает использование традиционного обучения с элементами
развивающей технологии. Обучающиеся освоят теоретические основы стилистики
современного русского языка; лингвистические и экстралингвистические особенности
функциональных стилей современного русского языка; особенности использования
стилистически окрашенных единиц в разных сферах общения с учетом характера адресата
уметь: использовать стилистические возможности языка в разных сферах коммуникации
для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия владеть: навыками
стилистического анализа высказываний, текстов с учетом коммуникативных целей автора
(создателя) текста. Знать: жанрово-стилистические особенности функциональных
разновидностей русской литературной речи; уметь: характеризовать стилистическую
окраску языковых единиц в текстах; анализировать тексты с учетом их функциональностилевой и жанровой специфики; владеть: навыками анализа языковых единиц в тексте и
навыками анализа и создания текстов разных стилей и жанров.
1. Содержание учебного курса.
Стилистика текста
Текст
Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи:
художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный. Типы
речи: повествование, описание, рассуждение.
Проблема текста
Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные,
политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы выявления
проблем публицистического и художественного текстов. Выбор одной проблемы из
нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (штампы и
клише) для формулирования проблемы.
Комментарий к проблеме
Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный комментарий.
Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Конструкции для
комментирования проблемы: текстовый комментарий, концептуальный комментарий.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной
конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при комментировании
проблемы.
Авторская позиция
Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в
художественном тексте. Средства выражения позиции автора: слова-маркеры, оценочная
лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения и др.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при
формулировании позиции автора.
Аргументация собственного мнения
Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов: логические и
психологические, рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет; поддерживающая
и опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др.
Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные
ошибки аргументации.
Композиция сочинения
Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основные
средства связи между предложениями в тексте: слова-заместители, лексические повторы,
анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, прямой и
обратный порядок слов в предложении, вводные слова. Виды и формы вступления и
заключения. Типовые конструкции заключения.
Речевое оформление сочинения Классификация ошибок. Виды грамматических,
речевых, логических и фактических ошибок. Проверка работ и исправление ошибок
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Проверка работ, исправление ошибок.
Итоговые занятия Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся
по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Кол-во часов

Текст и его признаки. Функциональные стили речи. Типы речи
Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной
проблемы из нескольких
Способы формулирования проблемы
Типичные ошибки при формулировании проблемы
Практическое занятие по формулированию проблемы текста
Понятие комментария к проблеме. Типы информации в тексте
Типовые конструкции для комментирования проблемы
Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при
комментировании проблемы
Контрольная работа «Формулировка проблемы текста и ее
комментирование
Авторская позиция в текстах различных стилей. Средства
выражения позиции автора
Типовые конструкции при формулировании авторской позиции
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
Контрольная работа «Определение авторской позиции в
тексте»
Определение собственного мнения по проблеме. Виды
аргументов
Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации
Контрольная работа « Аргументация собственной позиции»
Композиция сочинения. Основные средства связи между

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

предложениями в тексте
Виды и формы вступления и заключения. Типовые
конструкции заключения
Обобщающее занятие по композиции текста, работа с текстом
Контрольная работа «Композиция сочинения»
Классификация ошибок. Грамматические ошибки
Речевые ошибки
Логические и фактические ошибки
Практическое занятие. Редактирование предложений, текста
Критерии оценивания сочинения- рассуждения. Проверка
работ, исправление ошибок
Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок
Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок
Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся
по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Самопроверка сочинения по критериям
Взаимопроверка сочинений по критериям

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».