Рабочая программа факультативного курса_Основы фармакологии

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
факультативного курса «Основы фармакологии»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 67 часов

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования
у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты.
Учащийся научится:
— приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных в развитие
фармакологии;
— различать и описывать по внешнему виду (изображению) и описаниям
различные формы лекарственных препаратов;
—
сравнивать
основные
классификации
лекарственных
средств,
биоэквивалентность различных лекарственных средств, метаболизм лекарственных
средств в различных органах, реакции биотрансформации I и II фазы;
— называть и аргументировать основные задачи фармакологии;
— применять общенаучные, частные методы научного познания с целью изучения
фармакологических процессов и явлений, современную фармакологическую
терминологию для объяснения биологических закономерностей метаболизма,
фармакокинетических и фармакодинамических процессов;
— выявлять причинно-следственные связи между вводимыми лекарственными
дозами и их влиянием на организм, свойствами лекарственных средств (растворимость в
воде или липидах, степень связывания с транспортными белками крови, степень
ионизации, интенсивность кровоснабжения органа, степень сродства к тем или иным
органам) и их распределением в организме;
— объяснять связь биологических знаний со знаниями по фармакокинетике и
фармакодинамике лекарственных веществ в организме;
— составлять рецепты на различные формы лекарственных препаратов;
— классифицировать лекарственные средства с использованием разных
принципов;
— характеризовать источники получения лекарственных средств, виды
лекарственной терапии, этапы создания нового лекарственного препарата, виды
лекарственных доз, виды лекарственных форм, пути введения лекарственных веществ в
организм, фазы биотрансформации, виды и основные механизмы действия лекарственных
веществ, факторы, влияющие на развитие фармакологического эффекта, побочные
действия лекарственных средств;
— оценивать социально-этические и правовые проблемы при создании и
клинических испытаниях новых лекарственных препаратов;
— планировать совместную деятельность при работе в группе, отслеживать её
выполнение и корректировать план своих действий и действий членов группы, адекватно
оценивать собственный вклад и вклад других в деятельность группы;
— создавать собственные письменные (доклады, рефераты, аннотации, рецензии) и
устные сообщения, обобщая информацию из 5–6 источников, грамотно использовать

понятийный аппарат курса, сопровождать выступления презентацией, учитывая
особенности аудитории;
— использовать при выполнении учебных проектов, исследований в области
биологии научную, научно-популярную литературу, справочные материалы,
энциклопедии, ресурсы Интернета;
— владеть приёмами смыслового чтения и работы с текстом естественно-научного
биологического содержания, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую, понимать лексические средства научного стиля;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных и практических работ на уроке.
Учащийся получит возможность научиться:
— характеризовать современные направления в развитии фармакологии,
описывать их возможное использование в практической деятельности;
— разрабатывать индивидуальный проект: выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов, представлять продукт своих исследований;
— изображать процессы фармакокинетики и фармакодинамики в виде схем;
— анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в области биологии, химии, медицины,
экологии и фармакологии;
— аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знаний в эпоху информационной цивилизации;
— моделировать влияние различных факторов на фармакокинетику и
фармакодинамику лекарственных веществ в организме;
— использовать имеющиеся компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежат биология, химия, фармакология.
2. Содержание учебного курса.
Введение
Фармакология как наука. Её связь с другими научными дисциплинами: биологическими,
медицинскими и фармацевтическими. Основные задачи фармакологии. Основные
составляющие фармакологии: теоретическая, экспериментальная и клиническая. Разделы
фармакологии: общая фармакология и частная фармакология. Фармакокинетика и
фармакодинамика — разделы общей фармакологии. История фармакологии. Основные
этапы развития фармакологии: эмпирический и научный. Рудольф Бухгейм —
основоположник современной экспериментальной фармакологии. Отечественные учёные,
внёсшие большой вклад в фармакологию: Н. М. Амбодик-Максимович, А. П. Нелюбин, Н.
И. Пирогов, Н. П. Кравков и др.
Основы фармации
Лекарственная номенклатура и терминология: лекарственное средство, лекарственный
препарат, лекарственная форма, рецепт, лекарственная доза, главное действие
лекарственного средства, побочные действия лекарственного средства. Источники
получения лекарственных средств: направленный химический синтез препаратов;
эмпирический путь; скрининг; изучение и использование лекарственного сырья;

выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и
других микроорганизмов.
Фармакотерапия. Виды лекарственной терапии: этиотропная, патогенетическая,
заместительная, симптоматическая. Фармакопрофилактика и её роль в предупреждении
заболеваний с помощью лекарственных средств. Этапы создания нового лекарственного
препарата: лабораторные изыскания, клинические испытания, регистрация, внедрение в
широкую медицинскую практику. Классификация лекарственных средств. Принципы
классификации. Классификация лекарственных средств по алфавиту. Классификация
лекарственных средств по химическому строению. Фармакологическая классификация,
фармакотерапевтическая
классификация,
анатомо-терапевтическо-химическая
классификация (АТХ), классификация CAS. Основные названия лекарственных средств:
химическое название, международное непатентованное название (МНН) и патентованное
коммерческое название. Оригинальное лекарственное средство (или бренд). Генерический
препарат (дженерик). Дженериковые препараты под торговым (фирменным) названием и
под международным непатентованным названием. Проблема качества и подлинности
лекарственных
средств.
Фальсифицированное
лекарственное
средство,
недоброкачественное лекарственное средство, незарегистрированное лекарственное
средство. Основы дозологии. Лекарственная доза. Виды лекарственных доз по способу
действия: минимальная, терапевтическая, токсическая и летальная; по количеству
применения в сутки: разовая, суточная, курсовая, ударная, профилактическая,
поддерживающая. Принципы дозирования. Единицы измерения лекарственных средств.
Рецепт. Правила оформления рецептов. Структура рецепта. Официнальные и
магистральные лекарственные препараты. Действующие формы рецептурных бланков на
лекарственные препараты (№ 148-1/у-88; № 148-1/у-04 (л); № 148-1/у-06 (л); № 107-1/у).
Латинские термины и их сокращения, используемые при написании рецептов. Твёрдые
лекарственные формы: порошки, таблетки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки,
карандаши и др. Мягкие лекарственные формы: мази, гели, кремы, пасты, линименты,
суппозитории, пластыри и др. Жидкие лекарственные формы: растворы, суспензии,
настои и отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи и др. Газообразные лекарственные
формы: газы медицинские, аэрозоли, спреи и др. Особенности рецептуры твёрдых,
мягких, жидких и газообразных лекарственных форм.
Основы фармакокинетики
Пути введения лекарственных веществ в организм. Энтеральный путь введения: через рот,
под язык, через прямую кишку. Парентеральный путь: инъекции, ингаляции, нанесение
препарата на кожу и легкодоступные слизистые оболочки глаз, носа, уха Механизмы
всасывания лекарственных средств. Пассивная диффузия. Облегчённая диффузия.
Активный транспорт. Фильтрация. Пиноцитоз. Факторы, влияющие на процесс
всасывания.
Биодоступность
лекарственного
препарата.
Биоэквивалентность
(фармакокинетическая эквивалентность) лекарственных средств. Распределение
лекарственных средств в организме. Зависимость этого процесса от растворимости
лекарственного вещества в воде или липидах, от степени связывания лекарственных
средств с транспортными белками крови, от степени их ионизации, от интенсивности
кровоснабжения органа, от степени сродства лекарственных препаратов к тем или иным
органам. Депонирование лекарственных веществ в организме. Лабильное и стабильное
депонирование лекарственных средств в организме животных и человека. Метаболизм
(биотрансформация) лекарственных средств в организме, в результате которого
происходит снижение их токсичности. Органы, метаболизирующие лекарственные
средства (печень, желудок, кишечник, почки, лёгкие, кожа, мозг). Эффект первого

прохождения лекарственного вещества через печень. Печёночный клиренс. Фазы
биотрансформации. Реакции I фазы — несинтетические реакции, или метаболическая
трансформация; реакции II фазы — синтетические реакции, или конъюгация. Действие
лекарственных средств на ферментативную активность органов, участвующих в
биотрансформации. Явления индукции и ингибирования, участие лекарственных веществ
в этих процессах. Выведение, или экскреция, лекарственных веществ из организма.
Почечная экскреция (клубочковая фильтрация, активная, или канальцевая, секреция,
реабсорбция). Почечный клиренс. Экскреция лекарственных веществ с желчью печенью,
через лёгкие, с молоком кормящей матери, со слюной.
Основы фармакодинамики
Фармакологические эффекты лекарственных веществ. Локализация действия
лекарственного вещества в организме. Механизмы действия лекарственных веществ.
Основные мишени действия лекарственных веществ: рецепторы, ионные каналы,
ферменты, транспортные системы. Виды рецепторов. Аффинитет. Вещества агонисты,
антагонисты, агонисты-антагонисты. Виды действия лекарственных веществ. Местное и
резорбтивное действие лекарственных средств. Прямое и косвенное действие веществ.
Избирательное (элективное) и неизбирательное действие препаратов. Обратимое и
необратимое действие лекарственных средств. Основное (главное) и побочное действие
лекарственных средств. Положительное и отрицательное побочное действие препаратов.
Влияние различных факторов на фармакокинетику и фармакодинамику
лекарственных веществ
Факторы, влияющие на развитие фармакологического эффекта: фармакологические
свойства лекарственных веществ, свойства организма (пол человека, его возраст, масса
тела, состояние организма, генетические особенности, биологические ритмы), режим
питания. Режим назначения лекарственных средств как фактор, оказывающий влияние на
их действие в организме. Повторное применение лекарственных веществ. Кумуляция,
сенсибилизация, привыкание (толерантность) и лекарственная зависимость — явления,
наблюдаемые при повторных введениях лекарственного вещества. Психическая
лекарственная зависимость, физическая лекарственная зависимость, абстинентный
синдром — виды проявления лекарственной зависимости.
Комбинированное применение лекарственных веществ. Синергизм, антагонизм и
синергоантагонизм при совместном (комбинированном) применении лекарственных
средств. Фармацевтическое, фармакологическое и фармакодинамическое взаимодействие
лекарственных средств. Побочные действия лекарственных средств неаллергической и
аллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ, вызванное их
передозировкой. Мутагенное и канцерогенное действие лекарственных веществ.
Обобщение и контроль знаний
Защита рефератов, демонстрация презентаций. Контрольное тестирование.
Подведение итогов (круглый стол).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
10 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Основное содержание
Кол-во
часов
1-2
Введение в фармакологию
Фармакология как наука.
2
Основные задачи фармакологии.
Её связь с другими научными

3-4

5-6

7-8

8-9

10-11

12-13

14-15

дисциплинами
Основные этапы развития
фармакологии. Отечественные
учёные, внёсшие большой вклад в
фармакологию
Основы фармации
Лекарственные средства:
Лекарственная номенклатура и
номенклатура и
терминология:
лекарственное
терминология
средство, лекарственный препарат,
лекарственная форма, рецепт,
лекарственная
доза,
главное
действие лекарственного средства,
побочные
действия
лекарственного средства
Источники получения
Источники получения
лекарственных средств
лекарственных средств:
направленный химический синтез
препаратов; эмпирический путь;
скрининг
Этапы создания нового
Этапы создания нового
лекарственного препарата
лекарственного препарата:
лабораторные изыскания,
клинические испытания,
регистрация, внедрение в
широкую медицинскую практику
Принципы классификации
Классификация лекарственных
лекарственных средств
средств по алфавиту, по
химическому строению,
фармакологическая,
фармакотерапевтическая, анатомотерапевтическо-химическая
классификации, классификация
CAS
Понятие о лекарственном
Основные названия
средстве, лекарственном
лекарственных средств:
препарате и лекарственной
химическое, международное
форме
непатентованное (МНН) и
патентованное коммерческое.
Оригинальное лекарственное
средство и генерический препарат
Основы дозологии
Лекарственная доза. Виды
лекарственных доз: минимальная,
терапевтическая, токсическая,
летальная; разовая, суточная,
курсовая; ударная,
профилактическая,
поддерживающая. Принципы
дозирования
История фармакологии

2

2

2

2

2

2

2

16-17
18-19

Рецепт, его структура и
правила оформления
Рецептура твёрдых
лекарственных форм

20-21

Рецептура мягких
лекарственных форм

23-24

Рецептура жидких и
газообразных лекарственных
форм

25-26

Практическая работа

27-28

Обобщающее занятие

29-30

Контроль знаний по теме

31-32

Пути введения
лекарственных веществ в
организм
Механизмы всасывания
(транспорта) лекарственных
средств

33-34

Правила оформления рецептов.
Структура рецепта
Рецептура твёрдых лекарственных
форм (порошки, таблетки, драже,
капсулы, гранулы, карамели,
пастилки, карандаши и др.)
Рецептура мягких лекарственных
форм (мази, гели, кремы, пасты,
линименты, суппозитории,
пластыри и др.)
Рецептура жидких (растворы,
суспензии, настои и отвары,
настойки, микстуры, сиропы,
слизи и др.) и газообразных
лекарственных форм (газы
медицинские, аэрозоли, спреи и
др.)
Практическая работа «Написание
рецептов на таблетки, мази,
растворы, микстуры и др.»
Обобщение знаний по теме
«Основы фармации»
Тестовая проверочная работа по
теме «Основы фармации»
Энтеральный и парентеральный
пути введения лекарственных
веществ в организм
Пассивная диффузия. Облегчённая
диффузия. Активный транспорт.
Фильтрация. Пиноцитоз

2
2

2

2

2

2
2
2

2

11 класс (33 часа)
№ п/п
1-2

3-4

5-6

Тема
Биодоступность.
Распределение
лекарственных веществ в
организме
Депонирование
лекарственных веществ в
организме
Метаболизм
(биотрансформация)
лекарственных средств в
организме

Основное содержание
Биодоступность и
биоэквивалентность
лекарственных средств.
Распределение лекарственных
средств в организме
Лабильное и стабильное
депонирование лекарственных
средств в организме
Органы, метаболизирующие
лекарственные средства. Реакции I
и II фаз биотрансформации

Кол-во
часов
2

2

2

Экскреция лекарственных веществ
через почки, с желчью печенью,
через лёгкие, с молоком кормящей
матери, со слюной
9-10
Обобщающее занятие
Обобщение знаний по теме
«Основы фармакокинетики»
11-12
Контроль знаний по теме
Тестовая проверочная работа по
теме «Основы фармакокинетики»
Основы фармакодинамики
13-16
Фармакологические
Локализация действия
эффекты. Локализация и
лекарственного вещества в
механизмы действия
организме. Механизмы действия и
лекарственных веществ
основные мишени действия
лекарственных веществ
17-18
Виды действия
Виды действия лекарственных
лекарственных веществ
веществ: местное и резорбтивное,
прямое и косвенное,
избирательное и неизбирательное,
обратимое и необратимое,
основное и побочное
19-20
Обобщение и контроль
Обобщение знаний и тестовая
знаний по теме
проверочная работа по теме
«Основы фармакодинамики»
Влияние различных факторов на фармакокинетику и фармакодинамику
лекарственных веществ
21-24
Факторы, влияющие на
Факторы, влияющие на развитие
развитие
фармакологического эффекта:
фармакологического эффекта свойства лекарственных веществ,
свойства организма (пол человека,
его возраст, масса тела, состояние
организма, генетические
особенности, биологические
ритмы), режим питания
25-26
Режим назначения
Режим назначения лекарственных
лекарственных средств
средств как фактор, влияющий на
их действие в организме.
Повторное применение
лекарственных веществ
27-28
Комбинированное
Синергизм, антагонизм и
применение и
синергоантагонизм при
взаимодействие
совместном (комбинированном)
лекарственных веществ
применении лекарственных
средств
29-30
Побочное и токсическое
Побочные действия
действие лекарственных
лекарственных средств
веществ
неаллергической и аллергической
природы. Токсическое, мутагенное
и канцерогенное действие
7-8

Выведение лекарственных
веществ из организма

2

2
2

4

2

2

4

2

2

2

31-32

33

Обобщение и контроль знаний
по теме

Заключительное
обобщающее занятие

лекарственных веществ
Обобщение знаний и тестовая
проверочная работа по теме
«Влияние различных факторов на
фармакокинетику и
фармакодинамику лекарственных
веществ»
Защита рефератов, проектов,
демонстрация презентаций.
Подведение итогов (круглый стол)

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».