Рабочая программа_Информатика_углубленный уровень

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 268 час.
Уровень: углубленный

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через
сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить
неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя
условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности
меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода,
допускающего диагностику ошибок;
 строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции,
отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих
выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции,
конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);

 строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить
логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице
истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных
высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него
элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего
переменные; решать логические уравнения;
 строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать
выигрышную стратегию игры;
 записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием;
использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак
делимости числа на основание системы счисления;
 записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о
представлении чисел в памяти компьютера;
 описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых
матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа
и определения количества различных путей между вершинами;
 формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей
вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–
Тьюринга;
 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных;
асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных);
определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях
возможно получение указанных результатов;
 создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы,
связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений),
записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной
обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки),
анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
 применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического
программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения
различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом
графе, подсчет количества путей;
 создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе
изученных алгоритмов и методов;
 применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья,
очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами
данных;
 использовать основные понятия, конструкции и структуры данных
последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и
структур в выбранном для изучения языке программирования;
 использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку
данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в
зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее

определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными
файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной
задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать
подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения
программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
 применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
 выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты,
описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектноориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке
программирования;
 выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде
программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка
программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные
программные продукты в среде программирования;
 инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для
решения учебных задач по выбранной специализации;
 пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ,
инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить
эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
 понимать основные принципы устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в
соответствии с решаемыми задачами;
 понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы
современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного
обеспечения;
 владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования
файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
 использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта
(постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и
выполнять небольшие исследовательские проекты;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона
таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
 владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их
структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к
ним; наполнять разработанную базу данных;
 использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных
задач;
 организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу
протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
 понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;

 представлять общие принципы разработки и функционирования интернетприложений (сайты, блоги и др.);  применять на практике принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной
этики и права (в том числе авторские права);
 проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером
в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации;
определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение
информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия
данных (алгоритм LZW и др.);
 использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов
окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении
алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
 использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
 приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые
имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
 использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
 использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и
недостатки двух языков программирования;
 создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
 использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании
и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
 осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для
решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
 проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и
согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов
натурных и компьютерных экспериментов;
 использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в
том числе – статистической обработки;
 использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать
представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
 создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными
системами с помощью вебинтерфейса

2. Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах и предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и

их взаимодействие.. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые
и замкнутые системы управления. Математическое и компьютерное моделирование
систем управления.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы. Равномерные и неравномерные коды.
Префиксные коды. Условие Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при
использовании префиксных кодов. Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе
неравномерного кода. Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программархиваторов. Алгоритм LZW.
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и
декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование
сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью
обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография
(алгоритмы шифрования). Стеганография
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность
дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла,
полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости
числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с
заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого
числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах
счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным
основанием.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная
арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная
нормальная форма.
Конъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических
элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.

Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых
упорядочены ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ
работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений).
Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов
окружающего мира. Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и
приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными
коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе
счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел.
Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без
использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности
(вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов
последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы
заданных элементов, их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного
одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива;
заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в
двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива.
Вставка и удаление элементов в массиве.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени
заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го
элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи).
Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных
алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример:
сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация
сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений
символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки
внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей
значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например,
методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и
площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем
аппроксимации ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под

графиком функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение
траекторий, заданных разностными схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы
вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического
программирования. Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари,
деревья, очереди. Хэш-таблицы.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над
строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков
программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном
языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах
программирования. Изучение второго языка программирования.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование.
Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после
выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла.
Инвариант цикла. Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх».
Разработка программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке
программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки
программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы.
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ.
Графическое проектирование интерфейса пользователя. Использование модулей
(компонентов) при разработке программ.
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной
универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста).
Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее
неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки
слиянием (MergeSort).

Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых
алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного
пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение
вычислительного эксперимента.
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания.
Использование дискретизации и численных методов в математическом
моделировании непрерывных процессов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий)
для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия.
Использование учебных систем автоматизированного проектирования.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для
анализа данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства
и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры
. Роботизированные производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие
операционных систем, их функции. Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели
построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки
данных в крупных информационных системах. Инсталляция и деинсталляция программного
обеспечения. Системное администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ:
диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц.
Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики.
Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры
документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка

используемой литературы и таблиц. Библиографическое описание документов.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов. Технические
средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи. Компьютерная
верстка текста.
Настольно-издательские системы.
Работа с аудиовизуальными данным
Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений.
Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация
объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы
автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и
узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования.
Аддитивные технологии (3D-печать).
Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных.
Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в формулах.
Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с
данными. Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Запрос.
Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка.
Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами.
Нормализация.
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор
методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация
(проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка
достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект. Анализ данных с применением методов машинного обучения.
Экспертные и рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических
экспериментов, интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети

Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты
компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы.
Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные
системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML.
Динамические страницы. Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей
(CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов. Использование сценариев на языке
Javascript. Формы. Понятие о серверных языках программирования. Сетевое хранение
данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы
реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Облачные версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные
технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета
вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы
и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная
культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
). Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры
(запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.)
и компьютерной эры (языки программирования
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы.
Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы
использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в
области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов выделено
три крупных раздела:
I. Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика

Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
 Моделирование
 Базы данных
 Создание веб-сайтов
 Графика и анимация 3D-моделирование и анимация
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
Кол-во
часов

Тема урока

№п/п

Аппаратное и программное обеспечение компьютера
1

2

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного рабочего местав соответствии с
целями его использования. Практикум
Введение.

3

4-5

Информация

1

1

и
информационныепроцессы.
Данные

Способы представления данных. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Информационное
взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы
управления.
Математические основы информатики

1

2

Тексты и кодирование. Передача данных
6
7
8
9-10

Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
неравномерные коды. Префиксные коды.Условие Фано.
Обратное условие Фано. Практикум

Равномерные

и

Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов. Сжатие
данных. Учет частотностисимволов при выборе неравномерного кода.
Оптимальное кодирование Хаффмана. Практикум

1
1
1
2

11
12
13
14-15
16
17-18

19
20
21
22-23

Использование программ-архиваторов.

1

Алгоритм LZW. Практикум
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и
декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность каналасвязи. Кодирование
сообщений в современных средствах передачи данных. Практикум
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с
возможностью обнаружения и исправленияошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи.
Криптография (алгоритмы шифрования).Стеганография. Практикум
Дискретизация

1
1

Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений.
Универсальность дискретного представленияинформации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись.
Размер файла, полученного врезультате записи звука.
Дискретное представление статической и динамическойграфической
информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковойинформации.
Практикум

2
1
2

1
1
1
2

Системы счисления

24

25
26-28
29-30

31
32-33
34
35-36

Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак
делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода
десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным
основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке,
содержащей запись этого числа в
позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системахсчисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных
системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему
счисления с заданным основанием. Практикум
Представление целых и вещественных чисел в памятикомпьютера.
Компьютерная арифметика. Практикум
Элементы комбинаторики, теории
множеств
и
математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логическиефункции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразованиялогических
выражений. Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицейистинности.
Дизъюнктивная нормальная форма.
Конъюнктивная нормальная форма. Практикум

1

1
3
2

1
2
1
2

37
38-39

Логические элементы компьютеров. Построение схем избазовых
логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией.Выигрышные
стратегии.

1
2

Дискретные объекты

40

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного
ациклического графа; определения количества различных путей между
вершинами).

1

Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональныйкомпьютер.
Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительныесистемы и
42-43
обработка больших данных. Практикум
Мобильные цифровые устройства и их роль в
44
коммуникациях.
Встроенные
компьютеры.
Микроконтроллеры.
45-46
Роботизированные производства. Практикум
Соответствие конфигурации компьютера решаемым
задачам.
47
Тенденции развития аппаратного обеспечениякомпьютеров
41

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных
48
систем, их функции. Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные
модели построения информационных систем. Использование облачных
49-50
технологий обработки данных в крупных информационных системах.
Практикум
Инсталляция
и
деинсталляция
программного обеспечения.
51
Системное администрирование. Практикум
52
53

Тенденции развития компьютеров.

1
2
1
2
1

1

2

1
1
1

54-55 Квантовые вычисления. Практикум

2

Применение специализированных программ для обеспечения стабильной
56-57 работы средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над
средствами ИКТ: диагностика неисправностей. Практикум

2

Подготовка текстов и демонстрационных материалов
58

Технологии создания текстовых документов. Вставка
объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов
собственных.

графических
и создание

1

59

Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики.
Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение
структуры документа, автоматическое формированиесписка иллюстраций,
сносок и цитат, списка используемой литературы и таблиц.
Библиографическое описание документов. Коллективная работа с
документами. Рецензирование текста.

1

60

Средства создания и редактирования математических текстов.

1

61

Технические

1

средства ввода текста. Распознавание текста.

Распознавание устной речи. Компьютерная верстка текста. Практикум
62-64

3

65

Настольно-издательские системы. Практикум

1

66

Контрольная работа 1 «Информация и информационные процессы.
Математические
основы
компьютера.»

1

Работа с аудиовизуальными данными

68

Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование
изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с
многослойными изображениями.
Работа
с векторными графическими объектами. Группировка и
трансформация объектов.

69

Технологии
ввода
видеоинформации.

67

и

обработки

звуковой

1

1

и
1

Компьютерные сети
70
71-72
73
74

75

76

Принципы построения компьютерных сетей.
Аппаратные
компоненты компьютерных сетей. Проводные и
беспроводные телекоммуникационныеканалы. Практикум
Сетевые
протоколы.
Принципы
межсетевого взаимодействия.
Сетевые операционные системы.
Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных
сетей. Практикум
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система
доменных имен. Технология WWW. Браузеры. Веб-сайт. Страница.
Взаимодействие веб- страницы с сервером. Язык HTML. Динамические
страницы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет.Использование языков
построения запросов.

1
2
1
1

1

1

77

Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных
телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные версии
прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность,
облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность.
Сетевое хранени данных. Облачные сервисы.

1

78

Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных
вычислений Практикум

3

Информационная безопасность
79
80
81
82
83
84

Средства защиты информации в автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах.
Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности
АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование
антивирусных средств.
Электронная

подпись, сертифицированные сайты идокументы.

Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в
Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные сиспользованием ИКТ.
Правовое обеспечение информационной безопасности.

1
1
1
1
1
1

Алгоритмы и структуры данных

85

86
87

88

89

Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и
приближенного решения квадратного уравнения с целыми и
вещественнымикоэффициентами,
определения
экстремумов
квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной
системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для
определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности
чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины
последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и
т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих
определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их
максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановкаэлементов данного
одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов
массива; заполнение двумерного числового массива по заданным правилам;
поиск элемента в двумерном массиве; вычисление максимума и суммы

1

1
1

1

1

элементов двумерного массива
90-91 Вставка и удаление элементов в массиве. Практикум
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой
степени заданного ненулевого вещественного числа; вычисление
факториалов;вычисление
n-го
элемента рекуррентной
92
последовательности
(например,
последовательности Фибоначчи).
Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи
рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки
(пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов
93
в один без использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация
сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных
94
фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества
появлений символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным
95
символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной
подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой,программой или
96
таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке,
например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного
вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление
длины плоской кривой путем аппроксимации ее ломаной; приближенный
97
подсчет методом трапеций площади под графиком функции, заданной
формулой,
программой или таблицей значений.
Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло.
Построение траекторий, заданных разностными схемами. Решение задач
98-112
оптимизации. Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные
алгоритмы. Практикум
Сохранение
и
использование
промежуточных
результатов.
113
Метод динамического программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки,словари, деревья,
114
очереди.
115Хэш-таблицы. Практикум
116
Языки программирования
117 Подпрограммы
(процедуры, функции).
Параметры подпрограмм.
Рекурсивные процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые
переменные.
118
Операции над строками.
119 Двумерные массивы (матрицы).

2

1

1

1

1

1

1

15

1
1
2
1
1
1

120-123 Многомерные массивы. Практикум
124

Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.

Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков
программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур
125
данных в выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков
программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка
126-128
программирования. Практикум
Понятие о непроцедурных языках программирования ипарадигмах
129
программирования. Практикум
Разработка программ
130

Этапы решения задач на компьютере.

Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до
начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие
131
и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу-вверх».
132-133
Разработка программ, использующихподпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование. Интегрированная среда
134-135
разработки программы на выбранном языке программирования.
Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ
136 Итоговая контрольная работа

1
2
3
4
5
6

11 класс
Количество часов в год - 132
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборенеравномерного
кода.
Оптимальное кодирование Хаффмана. Практикум
Использование программ-архиваторов.
Алгоритм LZW. Практикум
Передача данных. Источник, приемник, канал связи,сигнал, кодирующее
и декодирующее устройства.

4
1

1

3
1

1
1
2
2
1

1
1
1
1
1
1

7-8

Пропускная способность и помехозащищенность каналасвязи. Практикум

2

9-11

Кодирование

3

сообщений

в

современных средствах

передачи данных. Практикум
12

Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с
возможностью обнаружения и исправления ошибок.

1

13

Практическая

1

14
15
16
17-20
21-22
23-24

25-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38-41
42-43
44-45
46-51

работа с компьютерной моделью по выбранной теме.

Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности
(правдоподобия) результатовкомпьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде,удобном для
восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения
практических
задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового
обслуживания. Практикум
Использование дискретизации и численных методов в математическом
моделировании непрерывных процессов. Практикум
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности. Практикум
Компьютерный
(виртуальный)
и
материальный
прототипы
изделия.
Использование
учебных
систем автоматизированного
проектирования. Практикум
Понятие и назначение базы данных. Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД).
Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных.
Сортировка.
Фильтрация.
Вычисляемые поля.
Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами.
Формы.
Отчеты.
Многотабличные
БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Экспертные и рекомендательные системы. Практикум
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов.

1
1
1
4
2
2

4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
2
2
6

52-53 Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS).

2

54-55 Динамический HTML.
Использование
сценариев
на
56-60 Понятие о серверных
языках

2

61

языке
Javascript.
Формы.
программирования. Практикум

Размещение веб-сайтов.
Элементы теории алгоритмов

5
1

Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример
абстрактной универсальной
вычислительной модели. Тезис Чёрча–
62
Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста).
63-64 Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема
остановки и ее неразрешимость. Практикум
Абстрактные универсальные порождающие модели
(пример:
65-66
грамматики). Практикум
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Сложность алгоритма сортировки слиянием (MergeSort). Примеры задач
67-68
анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых алгоритм
дает указанный результат; определение результата алгоритма без его
полного пошагового выполнения.
69-70 Доказательство правильности программ. Практикум
71

72-76

77-78
79
80-81

Контроль и систематизация знаний. Контрольная
«Кодирование. Базы данных». Практикум
Алгоритмы и структуры данных 24 часа

работа

1

82-83 Представление о структурах данных. Примеры: очереди.
84-85 Представление о структурах данных. Примеры: деревья
86-90 Представление о структурах данных. Хэш-таблицы. Практикум
Сохранение
и
использование
промежуточных
результатов.
91-97
Метод динамического программирования.
Языки программирования
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и
классы.
100-105 Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Практикум
106 Среды быстрой разработки программ.
107 Графическое проектирование интерфейса пользователя.
108-109 Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Работа с аудиовизуальными данными
110 Технические средства ввода графических изображений.
11-112 Кадрирование изображений. Цветовые модели.

2

2

2

2

Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов
данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг
элементов массива; заполнение двумерного числового массива по
заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление
максимума и суммы элементов двумерного массива.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация
сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных
фрагментов.
Представление о структурах данных. Примеры: словари
Представление о структурах данных. Примеры: списки

98-99

1

1

5

2
1
2
2
2
6
7

2
6
1
1
2
1
2

113
114
115
116
117
118-121
122-124
125-128
129-131
132

Коррекция изображений.
Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами.
Группировка и трансформация объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий.
Практикум
Системы
автоматизированного
проектирования. Практикум
Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использование
примитивов системы автоматизированного проектирования. Практикум
Аддитивные технологии (3D-печать). Практикум
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
1
4
3
4
3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».