Рабочая программа_Русский язык_базовый уровень

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 101 час.

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык
обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурнообразовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан. В
системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством
обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне
среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский
язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для
прохождения итоговой аттестации. Изучение русского языка способствует восприятию и
пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение
общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную
успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального
образования на русском языке. Как и на уровне основного общего образования, изучение русского
языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне
среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется

совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по
предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а
также умений применять знания о них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,
достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым
нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации
и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов
и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки,
реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого
этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использования.

3. Содержание учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень)
№ Название темы
п/п
10 класс
Введение. Общие
1
сведения о языке.

2

Лексика.
Фразеология.
Лексикография.

3

Фонетика.

Характеристика основных содержательных линий и тем.

Кол-во
часов

Русский язык среди языков мира. Богатство и
выразительность русского языка. Русский язык как
государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России. Русский язык
как один из мировых языков. Литературный язык как
высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм
литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о
функциональных разновидностях; основные
функциональные стили современного русского
литературного языка.
Основные понятия и основные единицы лексики и
фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и
многозначность слов. Изобразительно-выразительные
средства русского языка. Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление. Синонимы и их
употребление. Антонимы
Происхождение лексики современного русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Употребление
устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология.
Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки.

2

6

4

Графика.
Орфография.

Звуки и буквы. Чередования звуков, чередования
фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав
4
6
словообразование. слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.
Основы производные и непроизводные. Морфемный
разбор слова. Словообразование. Морфологические
способы
словообразования.
Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические
способы
словообразования. Словообразовательные
словари. Словообразовательный разбор. Основные
способы формообразования в современном русском
языке.
Морфология и
Основные
понятия
морфологии и орфографии. 8
5
орфография.
Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы
русской орфографии. Морфологический принцип как
ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и
традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные
в корне слова. Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после ц. Употребление букв э,е,ё в
различных морфемах. Правописание звонких и глухих
согласных. Употребление непроизносимых согласных.
Правописание двойных согласных. Правописание гласных
и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные
И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление
прописных букв. Правила переноса.
6
Самостоятельные Характеристика самостоятельных частей речи с точки 20
части речи.
зрения принадлежности к лексико-грамматическому
разряду. Правописание суффиксов и окончаний различных
частей речи.
7
Служебные части Характеристика служебных частей речи с точки зрения
речи
и принадлежности к лексико-грамматическому разряду.
междометие.
Правописание.
Итого за 10 класс
51
11 класс
1
Введение.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные
2
Синтаксис
синтаксические единицы. Пунктуационный анализ.
и пунктуация.
2
Предложение
и Классификация словосочетаний. Виды синтаксической
5
словосочетание.
связи. Синтаксический разбор словосочетаний. Понятие о
предложении. Классификация предложений. Предложения
простые и сложные.
3
Простое
Виды предложений по цели высказывания. Виды
10
предложение.
предложений по эмоциональной окраске. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по
структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Распространённые и нераспространённые
предложения. Второстепенные члены предложения.
Полные и неполные предложения. Соединительное тире.
Интонационное тире. Порядок слов в предложении.
Инверсия. Синонимия разных типов простых предложений.
Простое осложнённое предложение. Синтаксический
разбор простого предложения. Однородные члены
предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных

4

Сложное
предложение.

5

Предложения с
чужой речью.

6

Культура речи.

7

Стилистика.

Итого за 11 класс

и неоднородных определениях. Знаки препинания при
однородных и неоднородных приложениях. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных повторяющимися и
парными союзами. Обобщающие слова при однородных
членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при
обособленных членах предложения. Обособленные и
необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные член
предложения. Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях,
грамматически не связных с предложением. Знаки
препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
междометиях.
Утвердительные,
отрицательные,
вопросительно-восклицательные слова.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор
сложносочинённого предложения. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчинённого предложения с несколькими
придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного
предложения. Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки
препинания при цитатах. Употребление знаков
препинания. Сочетание знаков препинания.
Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие
знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающей
правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма
литературного языка. Типы норм литературного языка:
орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота,
выразительность, уместность, богатство, точность.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает
стили речи и языка. Функциональные стили.
Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официально – деловой стиль. Публицистический стиль.
Разговорный
стиль.
Особенности
литературнохудожественной речи.

15

6

5

5

50

№
п/п

Название темы

Всего
часов

Теоретические

Практические

Проекты

Контрольная
работа,
самостоятельная
работа

2

1

1

6

1

3

1

1

4

1

2

6

1

3

1

1

8

2

3

2

1

20

4

10

2

4

5

1

3

51

11

10 класс

Введение. Общие
сведения о языке.
Лексика.
2
Фразеология.
Лексикография.
Фонетика.
3
Графика.
Орфография.
Морфемика и
4
словообразование.
Морфология и
5
орфография.
Самостоятельные
6
части речи.
Служебные части
7
речи
и
междометие.
Итого за 10 класс
1

25

1

1
6

9

11 класс
Введение.
Синтаксис
и пунктуация.
Предложение
и
2
словосочетание.
Простое
3
предложение.
Сложное
4
предложение.
Предложения с
5
чужой речью.
Культура речи.
6
Стилистика
7
Итого за 11 класс
Итого часов (за весь курс
обучения)
1

2

1

1

5

1

3

12

2

6

2

2

15

2

9

2

2

6

1

4

1

5
5
50
101

1
1
9
20

3
3
29
54

1
1
8
17

1

4
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».