Рабочая программа_Астрономия_базовый уровень

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 34 час.

г. Североуральск, 2021

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета «
3. Тематическое планирование

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
ООП Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на
достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание
уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание
неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог

с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее со временному уровню развития науки, значимость
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых до-стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и
мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, социально-экономических отношенийуважение всех форм собственности, готовность защите своей собственности; осознанный выбор
будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность
обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться,
уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,
включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя
группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания
реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других
людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Планируемые результаты освоения предметного курса «Астрономия»:
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход.
В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не
только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных
дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к
другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к
тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит
представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
 гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных
науках;






об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;

 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
 исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);




о деятельности организаций, сообществ и

 структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы
для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
 краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
 использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;

 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения принципов
учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика,
атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и
плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело,
дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное
движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы,
хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;

определять физические величины: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд,
их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния,
светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная
активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,
Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана,
Эйнштейна;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; 
 приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
 решать задачи на применение изученных астрономических законов;




осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной,
смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессиональнотрудового
выбора.

2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния
между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и
как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гаммаизлучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике.
Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный
экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат.
Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и
Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия
наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения.
Сарос и предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный
и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их
согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг
Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного
тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт
Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты
стартов.
Луна и её влияние на Землю.
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй.
Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и
предварение равноденствий.
Строение Солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их
принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел Солнечной
системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли.

Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый
эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на
Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев
и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа
метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между
метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа
метеоритных кратеров. Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её
влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и
термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца
наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от
Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и
химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы.
Диаграмма «спектральный класс» —светимость звёзд, связь между массой и светимостью
звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и
сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара.
Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение
масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска
цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды —
маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и
галактик.

Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых
звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание
вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые
звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого
карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой
первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой
второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд:
рождение, жизнь и смерть звёзд, расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на
главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после
исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный
коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды.
Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории
эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные
туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства
шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в
Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная
чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения
движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной
черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей
и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла.
Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в
спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики.
Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в
них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура
и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в
скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура
распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной - парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности
Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими
представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения

общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между
геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи
в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение
радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и
необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость
не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной
от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного
расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия
увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного
отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка
условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для
жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной.
Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Введение. Предмет астрономии.
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный путь – наша галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого

Поурочное планирование

Количество часов
1
3
5
7
8
3
3
2
2
34

№ п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
34

35

Тема
Количество часов
Глава 1. Введение в астрономию (1 час)
Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины
1
Вселенной.
Глава 2. Астрометрия (5 часов)
Звездное небо. Небесные координаты.
1
Видимое движение планет и Солнца
1
Движение Луны и затмения.
1
Время и календарь.
1
Астрометрия.
1
Глава 3. Небесная механика (3 часа)
Система мира.
1
Законы движения планет.
1
Космические скорости. Межпланетные перелеты
1
Глава 4. Строение Солнечной системы (7 часов)
Современные представления Солнечной системе.
1
Планета Земля
Планета Земля
1
Луна и ее влияние на Землю.
1
Планеты земной группы.
1
Планеты-гиганты. Планеты-карлики
1
Малые тела Солнечной системы. Современные
1
представления о происхождении Солнечной системы
Строение солнечной системы.
1
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (8 часов)
Методы астрофизических исследований.
1
Солнце
1
Внутреннее строение и источники энергии Солнца.
1
Основные характеристики звезд
1
Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и
1
черные дыры.
Двойные, кратные и переменные звезды
1
Новые и сверхновые звезды.
1
Астрофизика и звёздная астрономия
1
Глава 6. Млечный путь (3 часа)
Газ и пыль в галактике.
1
Рассеянные и шаровые звездные скопления.
1
Сверхмассивная черная дыра в центре галактики.
1
Глава 7. Галактики (3 часа)
Классификация галактик.
1
Активные галактики и квазары.
1
Скопления галактик.
1
Глава 8. Строение и эволюция Вселенной (2 часа)
Конечность и бесконечность – парадоксы
1
классической космологии.
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение.
1
Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа)
Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия.
1
Обнаружение планет около других звезд. Поиск
жизни и разума во Вселенной.
Млечный путь. Галактика. Строение и эволюция
1

Вселенной.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».