Рабочая программа учебного предмета «География»

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «География»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 134 час.
Уровень: углубленный

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через
сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– определять роль современного комплекса географических наук в решении
современных научных и практических задач;
– выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
– проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов;
– прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
– прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических
и экологических процессов и явлений на основе картографических источников
информации;

– использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации;
– составлять комплексные географические характеристики природнохозяйственных
систем;
– создавать простейшие модели природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, явлений и процессов;
– интерпретировать природные, социально-экономические и экологические
характеристики различных территорий на основе картографической информации;
– прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных
факторов;
– анализировать причины формирования природно-территориальных и природнохозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
– прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных
регионов;
– анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе
динамики его изменений; – оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической
среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого
взаимодействия в странах и регионах мира;
– выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы
на различных иерархических уровнях географического пространства;
– выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития
территории, региона, страны;
– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о
взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;
– моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.

2. Содержание учебного предмета.
Углубленный уровень
География в современном мире
География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История
географии как науки. Основные теории и концепции современной географии. Значение
географической науки для современного общества. Методы географической науки
(описательный, сравнительно-географический, картографический, статистический,

полевой,
математический,
моделирования,
районирования,
аэрокосмический,
геоинформационный). Целостность географического пространства. Географические
оболочки. Ноосфера. Географическая картина мира. Пространственная дифференциация
объектов и явлений. Основные подходы к районированию территории. Территориальные
системы. Иерархия природно-хозяйственных систем. Пространственные модели в
географии. Геоинформационные системы. Географические прогнозы.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в
решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как
инструмент решения глобальных проблем
Физическая география
Физическая география. Дисциплины, входящие в физическую географию:
геоморфология, метеорология и климатология, науки о природных водах (гидрология,
океанология,
гидрогеология,
гляциология),
геокриология
(мерзлотоведение),
почвоведение, биогеография, фенология.
Географические объекты, процессы и явления. Физико-географическая
дифференциация. Важнейшие факторы физико-географической дифференциации
(суммарная солнечная радиация, атмосферные осадки).
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени.
Геологическая хронология. Этапы геологической истории земной коры. Тектоника
литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические,
экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф. Антропогенный фактор
рельефообразования.
Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и
свойства. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации.
Физико-географическое районирование. Природноантропогенные комплексы. Природноантропогенные комплексы разного ранга. Катастрофические и неблагоприятные
природные процессы.
География природного риска.
Социально-экономическая география мира
Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в социальноэкономическую географию (география населения, география мирового хозяйства,
география сельского хозяйства, география промышленности, география сферы
обслуживания, география внешнеэкономических связей, в том числе география внешней
торговли, география транспорта, региональная экономическая география, политическая
география география культуры (культурная география). Представление о геополитике,
геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое
положение.
Методы
оценки
экономикогеографического положения.
Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма.
Природно-ресурсный
потенциал
территории.
Виды
природных
ресурсов.
Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных
ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических этапах.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий.
География населения. Расселение человека по планете. Численность,
воспроизводство, динамика изменения численности населения. Демографический переход.
Демографическая политика. Демографические кризисы. Размещение и плотность

населения. Факторы, влияющие на размещение и плотность населения. Состав и структура
населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское
население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. Миграции населения. География рынка труда и занятости.
Расселение населения. Сельское и городское расселение. Урбанизация. Геоурбанистика.
География мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Географическое разделение труда. Развитие географического разделения труда.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Факторы
размещения производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы услуг.
География внешнеэкономических связей. Международные экономические
отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны.
Международные
организации
(интеграционные
экономические
союзы).
Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации.
География транспорта. Основные преимущества различных видов транспорта.
Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и
окружающая среда.
География мировой торговли. Пространственная структура мировой торговли.
Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг.
Региональная экономическая география. Определение специализации отдельных
стран и районов. Комплексная географическая характеристика крупнейших стран и
регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.
Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Политическая география и геополитика. Территориально-политическая
организация общества. Формирование мирового геополитического пространства.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Геоэкология
Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. Динамика развития
важнейших экологических процессов. Антропогенное воздействие. Особенности
воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Состояние
окружающей среды в зависимости от степени и характера антропогенного воздействия.
Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и глобальные изменения
географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в решении
геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Концепция
устойчивого развития.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии.
Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты
мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям
мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных
территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом
разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных
глобальных проблем человечества.
Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на
картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм, картосхем.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
10 класс
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов

1

2

3
4
5

6
7
8
9

10

11

12

Тема 1. География в современном мире (8 ч)
География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний.
История географии как науки. Основные теории и концепции
современной географии. Значение географической науки для
современного общества.
Методы
географической
науки
(описательный,
сравнительногеографический, картографический, статистический,
полевой,
математический,
моделирования,
районирования,
аэрокосмический, геоинформационный).
Целостность
географического
пространства.
Географические
оболочки. Ноосфера.
Географическая картина мира. Пространственная дифференциация
объектов и явлений. Основные подходы к районированию территории.
Территориальные системы. Иерархия природно-хозяйственных
систем. Пространственные модели в географии. Геоинформационные
системы. Географические прогнозы.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
Обобщающее повторение темы 1. География в современном мире
Физическая география (8 ч)
Физическая география. Дисциплины, входящие в физическую
географию: геоморфология, метеорология и климатология, науки о
природных водах (гидрология, океанология, гидрогеология,
гляциология), геокриология (мерзлотоведение), почвоведение,
биогеография, фенология.
Географические объекты, процессы и явления. Физико-географическая
дифференциация. Важнейшие факторы физико-географической
дифференциации (суммарная солнечная радиация, атмосферные
осадки).
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени.
Геологическая хронология. Этапы геологической истории земной
коры. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические,
геофизические, экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и
рельеф. Антропогенный фактор рельефообразования.

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

13

Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их 1
компоненты и свойства. Группировка природных комплексов по
размерам и сложности организации.
Физико-географическое районирование. Природно-антропогенные
комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного ранга.

14

Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. 1
География природного риска.
Урок обобщающего повторения Темы 2 «Физическая география»
1
Тема 3. Социально-экономическая география мира (7 ч)
Дисциплины, входящие в социально-экономическую географию 1
(география населения, география мирового хозяйства, география
сельского хозяйства, география промышленности, география сферы
обслуживания, география внешнеэкономических связей, в том числе

15
16

география внешней торговли, география транспорта, региональная
экономическая география, политическая география, география
культуры (культурная география).
17
Представление о геополитике, геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое положение. Методы оценки экономикогеографического положения Практическая работа. Характеристика
политико-географического положения страны. Практическая работа 7.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Природные условия жизни общества. Теории географического
детерминизма.
18-19 Природно- ресурсный потенциал территории. Виды природных
ресурсов. Природопользование. Рациональное и нерациональное
использование природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран
мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Практическая работа 1. Оценка ресурсообеспеченности страны
(региона, человечества) основными видами ресурсов.
20
Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность
природными ресурсами отдельных территорий. Ископаемые ресурсы:
горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и
регионов.
21
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
22
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление.
Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
23
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость.
Лесопользование и лесовосстановление.
24
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и
энергетические. Роль Океана в жизни человека. Энергия приливов.
Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
25
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их
преимущества. Практическая работа 2. Оценка доли использования
альтернативных источников энергии.
Практическая работа 3. Оценка перспектив развития альтернативной
энергетики.
26
Агроклиматические, рекреацонные ресурсы.
27
Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических
этапах. Практическая работа 4. Анализ геоэкологической ситуации в
отдельных странах и регионах мира.
Практическая работа 5. Анализ техногенной нагрузки на окружающую
среду.
28
Урок обобщающего повторения Темы 3 «Социально-экономическая
география»
География населения (10 ч)
29
Расселение человека по планете. Численность, воспроизводство,
динамика изменения численности населения. Практическая работа.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных
регионов.
30
Демографический
переход.
Демографическая
политика.
Демографические кризисы. Практическая работа Оценка основных
показателей уровня и качества жизни населения.
Практическая работа Оценка эффективности демографической
политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия,
США) на основе статистических данных.

1
1

2

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

31

32
33
34

35

36
37

Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на
размещение и плотность населения. Практическая работа.
Определение состава и структуры населения на основе статистических
данных.
Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный составы, городское и сельское население).
География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов.
Миграции населения. География рынка труда и занятости.
Практическая работа Выявление и характеристика основных
направлений
миграции
населения.
Практическая
работа
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий
материальной и нематериальной сферы.
Расселение населения. Сельское и городское расселение. Практическая
работа Выявление основных закономерностей расселения на основе
анализа физической и тематических карт мира.
Урбанизация. Геоурбанистика.
Контрольная работа 1. «География населения»
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (9 ч)

1

1
1
1

1

1
1

38-39 Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и 2
культурный ландшафт. Осевые линии распространения цивилизаций.
Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа 1. Сравнительная характеристика традиционных
особенностей двух культур (по выбору обучающегося)
40-41 География религий. Мировые, национальные, местные традиционные 2
религии. Христианство, ислам, буддизм. Практическая работа 2.
Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира
42-43 Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская,
японская, исламская, негро-африканская.

индуистская, 1

44-45 Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, 2
православная.
46
Контроль и систематизация знаний. Контрольная работа 2 «География 1
культуры, религий, цивилизаций»
Тема 5. География мировой экономики (18 ч)
47-48 Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. 2
Глобализация мировой экономики. Практическая работа 3. Анализ
особенностей современного геополитического положения России.
49

Научно-техническая
революция
на
современном
этапе. 1
Международное разделение труда. Факторы, определяющие
размещение экономики.
Практическая работа 11. Выявление причин неравномерности
хозяйственного освоения различных территорий.

География отраслей производственной сферы. Добывающая 1
промышленность.
51-52 Энергетика — комплекс отраслей. Топливно-энергетический баланс. 2
Нефтяная, газовая, и угольная промышленность.
50

53
Электроэнергетика.
54-55 Обрабатывающая промышленность: структура, особенности развития
и размещения. Металлургия, машиностроение, химическая.
Практическая работа 12. Составление экономико-географической
характеристики одной из отраслей промышленности.
56-57 Обрабатывающая промышленность: структура, особенности развития
и размещения: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная,
лёгкая и пищевая промышленность.
58-59 Сельское хозяйство: внутриотраслевой состав и роль в мировой
экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические
культуры. «Зелёная революция». Животноводство.
Практическая работа 4. Характеристика одной из отраслей
растениеводства (по выбору учащегося).
Практическая работа 5. Характеристика одной из отраслей
животноводства (по выбору учащегося).
60
Развитие сферы услуг. Практическая работа 6. Разработка
туристического маршрута (по выбору учащегося)
61-62 География транспорта. Основные преимущества различных видов
транспорта. Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная
система. Транспорт и окружающая среда.
Практическая работа 10. Анализ грузооборота и пассажиропотока по
основным транспортным магистралям мира.
63
География мировой торговли. Пространственная структура мировой
торговли. Основные направления оборота наиболее важных товаров и
услуг.
64
География
внешнеэкономических
связей.
Международные
экономические отношения.
65
Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны.
66
Международные организации (интеграционные экономические
союзы). Транснациональные корпорации. Географические аспекты
глобализации.
67
Контроль и систематизация знаний. Контрольная работа «География
мировой экономики»
68
Обобщающее повторение курса 10 класса

1
2

2

2

1
2

1

1
1
1

1
1

11 класс
углубленный уровень (66 часов)
№
п/п
1

Тема урока

Кол-во
часов

Региональная экономическая география
Комплексная географическая характеристика крупнейших стран и 1
регионов мира. Определение специализации отдельных стран и
районов.
Практическая работа 1. Классификация стран мира на основе анализа
политической и экономической карты мира.

2

3
4

5
6
7

8

9
10

11

12

13

14

15

16

Зарубежная Европа (14 ч)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение:
главные черты. Политическая карта и международные отношения.
Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.
Природные предпосылки для развития хозяйства.
Население: демографическая ситуация воспроизводство, миграции,
национальный и религиозный состав, особенности расселения и
урбанизации, традиции культуры.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли
промышленности и их география.
Основные типы сельского хозяйства и их географические особенности.
Страны и районы рыболовства.
Региональная транспортная система, ее характерные черты. Главные
транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портовопромышленные комплексы.
Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной
сферы. Основные черты географии науки.
Главные финансовые
центры.
Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты
туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая
политика, меры по охране окружающей среды.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось»
развития как главный элемент территориальной структуры региона.
Влияние
международной
экономической
интеграции
на
территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы Европы.

14
1

Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития стран субрегиона Восточной
Европы.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития стран субрегиона Средней
(Центральной) Европы. «Большая семерка Европы»
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития стран субрегиона Северная
Европа.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития стран субрегиона Южной
Европы.
Контроль и систематизация знаний.
Контрольная работа «Зарубежная Европа».
Зарубежная Азия (17 ч)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение:
большие различия между странами. Политическая карта.
Государственный строй. Субрегионы зарубежной Азии — ЮгоЗападная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и
Восточная Азия: образ территории.

1

1
1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
17
1

17
18

19
20

21

22

23

24

25

26

27

28

Природные условия и ресурсы, их значение для развития
хозяйства региона.
Население:
особенности
воспроизводства,
проявление
«демографического взрыва». Сложность этнического состава;
межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина мировых
религий. Традиции культуры.
Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Формы
сельского расселения.
Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни
стран по развитию промышленности. Основные типы (районы)
сельского хозяйства. Сельскохозяйственные районы.
Транспорт и международные экономические связи. Интеграционные
группировки стран зарубежной Азии. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития Китая. Территория,
границы, положение. Государственный строй. Китай — самая
многонаселенная страна мира. Население: воспроизводство,
демографическая политика, особенности национального состава,
особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр
мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; остальные
отрасли и их размещение. Природные предпосылки для развития
сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные
сельскохозяйственные районы. Основные черты географии
транспорта.
Международные экономические связи; свободные экономические
зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия.
Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная
зоны: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические
проблемы.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития Японии. Территория,
границы,
положение,
государственный
строй.
Население:
воспроизводство, национальный и религиозный состав, размещение,
урбанизация, главные городские агломерации (мегалополис Токайдо,
значение Токио). Традиции культуры.
Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины
экономического роста. Характерные черты японской промышленности
и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств.
Структура и география сельского хозяйства. Значение и география
рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение
международных экономических связей в хозяйстве Японии,
зависимость от ввоза сырья и топлива. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами».
Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии:
образ территории.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

29

30

31

32

33

34

35

36

37

культуры, современных проблем развития Индии. Территория,
границы, положение, государственный строй.
Население: особенности воспроизводства, демографическая политика, 1
этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в
мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним
связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции
культуры. Основные черты размещения населения.
Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для 1
развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры
и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные
предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав
и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой
революции». Развитие и размещение транспорта, международные
экономические связи. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: 1
«коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта,
Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории.
Охрана
окружающей
среды
и
экологические
проблемы.
Контроль и систематизация знаний
Контрольная работа «Зарубежная Азия».
Северная Америка (6 ч).
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Северной Америки. «Визитная карточка» региона. Географическая
картина Северной Америки. США и Канада.
Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение.
Государственный строй.
Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в
формировании американской нации; современный национальный и
религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения
населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города,
агломерации
и
мегалополисы.
Американский
тип
города. Сельское население.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные
предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли
промышленности и их география. Промышленные пояса и главные
промышленные районы.
Природные предпосылки ля развития сельского хозяйства. География
главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их
специализация. Агропромышленный комплекс США.
Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали,
сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические
связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии
науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей
среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых
территорий; особая роль национальных парков. Макрорегионы США.
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты
экономико-географического положения, государственного строя,
природы, населения и хозяйства. Интеграционная группировка
НАФТА.

1
6
1

1

1

1

1

38

Контроль и систематизация знаний
Контрольная работа «Северная Америка».
Латинская Америка (8 ч).

1
8

Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Южной Америки. «Визитная карточка» региона. Географическая
картина Латинской Америки. Общая характеристика региона.
Территория, границы, положение: большие внутренние различия.
Политическая карта. Государственный строй.
40
Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое
значение
нефти,
руд
цветных
металлов,
гидроэнергии,
агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их
использованием. Угроза обезлесения.
41
Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним
связанные. История колонизации и формирование этнического и
религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении
населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие
городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-деЖанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной
урбанизации.
42-43 Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития.
Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации.
Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и
центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее
размещения. Сельское хозяйство: особенности землевладения и
землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их
специализация. Основные черты развития и размещения транспорта.
Международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
44-45 Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее
основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ
территории. Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности
положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства.
Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом
хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства.
Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Региональная
политика
освоения
Амазонии.

1

Контроль и систематизация знаний
Контрольная работа «Латинская Америка»
Австралия и Океания. (2ч)
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития крупных регионов
Австралии. «Визитная карточка» региона. Географическая картина
Австралии и Океании. Общая характеристика Австралии. Территория,
границы, положение. Политическая карта. Государственный
строй.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности
воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом

1

39

46

47

48

1

1

2

2

2
1

1

49

50

51

хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и
сельскохозяйственные
районы,
транспортные
магистрали.
Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы.
Африка (9 ч).
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры,
культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Африки. «Визитная карточка» региона. Общая характеристика
региона. Территория, границы, положение. Политическая карта;
пограничные споры и конфликты. Особенности государственного
строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка
экономического
развития
стран
Африки.
Хозяйственная
оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и
лесных ресурсов.
Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы.
Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения.
Традиции культуры. Особенности размещения населения и его
причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

52-53 Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли
специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее
основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их
профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки,
ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
54
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и
национальные парки. Проблема опустынивания.
55
Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона —
Северная и Тропическая Африка: образ территории.
56
Южно-Африканская
Республика
(ЮАР)
—
единственное
экономически развитое государство Африки. Основные черты ее
экономико-географического положения, государственного строя,
природы, населения и хозяйства.
57
Контроль и систематизация знаний
Контрольная работа «Африка»
Россия и современный мир (3 ч)
58
Формирование мирового геополитического пространства. Россия на
политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных
финансово-экономических
и
политических
отношений.
59
Особенности географии экономических, политических, культурных и
научных связей России со странами мира.
60
Особенности интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты
решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.

61

9
1

1

1

2

1
1
1

1
3
1

1
1

Геоэкология (6 ч)
7
Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. 1
Динамика
развития
важнейших
экологических
процессов.
Антропогенное воздействие.

62

63
64

65
66

Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и
отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в зависимости от
степени и характера антропогенного воздействия.
Экологический кризис, экологическая катастрофа.
Региональные и глобальные изменения географической среды в
результате деятельности человека. Роль географии в решении
геоэкологических проблем.
Особо охраняемые природные территории.
Концепция устойчивого развития.

1

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».