1 Планируемые предметные результаты курса внеурочной 2 Содержание курса 3 Тематическое планирование стр. 1 стр. 2 стр. 5 1. Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движени; число, стрелка 1—1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см); использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах; распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины; измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер); устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам; распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое); строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели; решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …»; разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения); формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной; читать и заполнять строки и столбцы таблицы. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе; пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков; понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»; понимать термин «числовая последовательность»; воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы; понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания); записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения; понимать бесконечность прямой и луча; понимать характеристическое свойство точек окружности и круга; использовать римские цифры для записи веков и различных дат; оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»; понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью; рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи; моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различныеграфические модели и уравнения; использовать табличную форму формулировки заданий. 2. Содержание курса № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. 1 КЛАСС Содержание раздела Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. 2 КЛАСС Содержание раздела Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на 3 Геометрическая мозаика. № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. 3 КЛАСС Содержание раздела Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. 2 Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 3 Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. 4 КЛАСС Содержание Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор 3 Геометрическая мозаика. наиболее эффективных способов решения. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). 3. Тематическое планирование № 1 1 КЛАСС Тема Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников из деталей танграма Игра-соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 Конструкторы 13 Весёлая геометрия 14 Математические игры 15-16 «Спичечный» конструктор 17 Задачи-смекалки 18 Прятки с фигурами 19 Математические игры 20 Числовые головоломки 21-22 Математическая карусель 23 Уголки 24 Игра в магазин. Монеты 25 Конструирование фигур из деталей танграма 26 Игры с кубиками 27 Математическое путешествие 28 Математические игры 29 Секреты задач 30 Математическая карусель 31 Числовые головоломки 32 Математические игры 33 КВН Итого: 33 ч № 1 2 3 2 КЛАСС Тема «Удивительная снежинка» Крестики-нолики Математические игры Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 4 Прятки с фигурами 5 Секреты задач 6-7 «Спичечный» конструктор 8 Геометрический калейдоскоп 9 Числовые головоломки 10 «Шаг в будущее» 11 Геометрия вокруг нас 12 Путешествие точки 13 «Шаг в будущее» 14 Тайны окружности 15 Математическое путешествие 16-17 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19 «Часы нас будят по утрам…» 20 Геометрический калейдоскоп 21 Головоломки 22 Секреты задач 23 «Что скрывает сорока?» 24 Интеллектуальная разминка 25 Дважды два — четыре 26-27 Дважды два — четыре 28 В царстве смекалки 29 Интеллектуальная разминка 30 Составь квадрат 31-32 Мир занимательных задач 33 Математические фокусы 34 Математическая эстафета Итого: 34 ч 3 КЛАСС Тема № 1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 20-21 В царстве смекалки 22 Мир занимательных задач 23 Геометрический калейдоскоп 24 Интеллектуальная разминка 25 Разверни листок 26-27 От секунды до столетия 28 Числовые головоломки 29 Конкурс смекалки 30 Это было в старину 31 Математические фокусы 32-33 Энциклопедия математических развлечений 34 Математический лабиринт Итого: 34 ч № 1 4 КЛАСС Тема Интеллектуальная разминка Числа-великаны 2 3 Мир занимательных задач 4 Кто что увидит? Римские цифры 5 6 Числовые головоломки 7 Секреты задач 8 В царстве смекалки Математический марафон 9 «Спичечный» конструктор 10-11 Выбери маршрут 12 13 Интеллектуальная разминка Математические фокусы 14 15-17 Занимательное моделирование Математическая копилка 18 19 Какие слова спрятаны в таблице? 20 «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай 21 22-23 В царстве смекалки Числовые головоломки 24 25-26 Мир занимательных задач Математические фокусы 27 28-29 Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач 30 Математическая копилка 31 Геометрические фигуры вокруг нас 32 Математический лабиринт 33 Математический праздник 34 Итого: 34 ч 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1