Рабочая программа курса Занимательная математика

1 Планируемые предметные результаты курса внеурочной
2 Содержание курса
3 Тематическое планирование

стр. 1
стр. 2
стр. 5

1. Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты
 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движени; число, стрелка 1—1, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка)
и его описание.
 Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения. Геометрические узоры. Закономерности в
узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
 Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
 Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление
заданной фигуры на равные
 по площади части.
 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
 строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
 находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи
измерительной линейки и с помощью вычислений;
 выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16
дм или 160 см);
 использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр,
дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
 распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой);
прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр,
радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
 измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм,
центнер);
 устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью;
устанавливать момент времени по часам;
 распознавать и формулировать простые и составные задачи;
 пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование,
решение, ответ, данные, искомое);
 строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на
основе построенной модели;
 решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …»,
 «меньше на …»;
 разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по
действиям и в виде одного выражения);
 формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения
 данной;
 читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
















пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
понимать термин «числовая последовательность»;
воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и
вычитания);
записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
понимать бесконечность прямой и луча;
понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их
соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид
математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные
задачи;
моделировать арифметические
сюжетные
задачи,
используя
различныеграфические модели и уравнения;
использовать табличную форму формулировки заданий.
2. Содержание курса

№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.
2

Мир занимательных
задач.

3

Геометрическая мозаика.

№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.

2

Мир занимательных
задач.

1 КЛАСС
Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов,
содержащих числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм)
решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин).
Пространственные представления. Понятия «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка
начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание.
2 КЛАСС
Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и
др.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на

3

Геометрическая мозаика.

№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.

переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей
симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор
деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 КЛАСС
Содержание раздела
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000.

2

Мир занимательных
задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в
том числе неверных.

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры
на равные по площади части. Поиск заданных фигур в
фигурах сложной конфигурации. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).

№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.

2

Мир занимательных
задач.

4 КЛАСС
Содержание
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений. Задачи на доказательство, например, найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ
= ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор

3

Геометрическая мозаика.

наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
3. Тематическое планирование

№
1

1 КЛАСС
Тема
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки.
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
Танграм: древняя китайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
Конструкторы
13
Весёлая геометрия
14
Математические игры
15-16
«Спичечный» конструктор
17
Задачи-смекалки
18
Прятки с фигурами
19
Математические игры
20
Числовые головоломки
21-22
Математическая карусель
23
Уголки
24
Игра в магазин. Монеты
25
Конструирование фигур из деталей танграма
26
Игры с кубиками
27
Математическое путешествие
28
Математические игры
29
Секреты задач
30
Математическая карусель
31
Числовые головоломки
32
Математические игры
33
КВН
Итого: 33 ч
№
1
2
3

2 КЛАСС
Тема
«Удивительная снежинка»
Крестики-нолики
Математические игры

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во часов
1
1
1

4
Прятки с фигурами
5
Секреты задач
6-7
«Спичечный» конструктор
8
Геометрический калейдоскоп
9
Числовые головоломки
10
«Шаг в будущее»
11
Геометрия вокруг нас
12
Путешествие точки
13
«Шаг в будущее»
14
Тайны окружности
15
Математическое путешествие
16-17
«Новогодний серпантин»
18
Математические игры
19
«Часы нас будят по утрам…»
20
Геометрический калейдоскоп
21
Головоломки
22
Секреты задач
23
«Что скрывает сорока?»
24
Интеллектуальная разминка
25
Дважды два — четыре
26-27
Дважды два — четыре
28
В царстве смекалки
29
Интеллектуальная разминка
30
Составь квадрат
31-32
Мир занимательных задач
33
Математические фокусы
34
Математическая эстафета
Итого: 34 ч
3 КЛАСС
Тема

№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19

Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1

20-21
В царстве смекалки
22
Мир занимательных задач
23
Геометрический калейдоскоп
24
Интеллектуальная разминка
25
Разверни листок
26-27
От секунды до столетия
28
Числовые головоломки
29
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические фокусы
32-33
Энциклопедия математических развлечений
34
Математический лабиринт
Итого: 34 ч
№
1

4 КЛАСС
Тема

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
2
3
Мир занимательных задач
4
Кто что увидит?
Римские цифры
5
6
Числовые головоломки
7
Секреты задач
8
В царстве смекалки
Математический марафон
9
«Спичечный» конструктор
10-11
Выбери маршрут
12
13
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
14
15-17 Занимательное моделирование
Математическая копилка
18
19
Какие слова спрятаны в таблице?
20
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
21
22-23 В царстве смекалки
Числовые головоломки
24
25-26 Мир занимательных задач
Математические фокусы
27
28-29 Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
30
Математическая копилка
31
Геометрические фигуры вокруг нас
32
Математический лабиринт
33
Математический праздник
34
Итого: 34 ч

2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».