Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном русском языке 1-4 классы

1

Приложение 4 к АООП НОО ТНР 5.2

Рабочая программа
по учебному предмету
Литературному чтению на родном языке (русскому)
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4 (135 ч.)
2021-2022 уч.г.

г. Североуральск
1

2

Оглавление
№

Раздел

Страницы

1.

Планируемые результаты изучения

2-5

2.

Содержание учебного предмета, курса с указанием
форм организации учебных занятий, основных
видов учебной деятельности;

6-13

3.

Тематическое планирование с указанием количества 13-17
часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования по предмету «Литературное
чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, сформулированным в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных
результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных
результатов:
1)
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2

3

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные
действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные
действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных
результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как
особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативноэстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию
автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения;
3

4

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных
текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
4

5

(русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной
истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания
себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
5

6

пояснениями;

Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся
в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре,
морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и
настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
6

7

высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного
текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой
произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и
метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к
произведению, на репродукции картин русских художников.

Примерный перечень произведений, реализующих содержание программы
Первый год обучения (33 ч)
1 КЛАСС1
1

Особенностью 1 класса является то, что в первом полугодии предпочтение отдается
слушанию: пока не все первоклассники умеют читать, развивается навык восприятия
7

8

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (24 ч)
Я и книги (7 ч)
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею (9 ч)
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю (6 ч)
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч)
Что мы Родиной зовём (3 ч)
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (4 ч)
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Второй год обучения (34 ч)

художественных произведений на слух. Все тексты подраздела «Я и книги», часть текстов
подраздела «Я взрослею» и ряд текстов других подразделов читает педагог.
8

9

2 КЛАСС2
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)
Я и книги (5 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (6 ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья (4 ч)
Семья крепка ладом
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (3 ч)
2

С целью дальнейшего развития навыка восприятия художественных произведений на
слух ряд текстов, включенных в программу, читает педагог.
9

10

Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе (4 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Третий год обучения (34 ч)
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)
Я и книги (6 ч)
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (6 ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (4 ч)
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
10

11

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю
деревню»).
От праздника к празднику (4 ч)
Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (3 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».

Четвёртый год обучения (34 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (21 ч)
Я и книги (5 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (4 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (6 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»).
11

12

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (4 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (4 ч)
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Тематическое планирование по годам обучения
Тематическое планирование первого года обучения (1 класс)
Количество
Блок
Тема
часов
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
16,5
Не красна книга письмом, красна
4
Я и книги
умом
3
Без друга в жизни туго
Я взрослею
Не тот прав, кто сильный, а тот,
3
кто честный
2,5
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2
Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
2
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
№
урока
1.
2.

Тема
Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело»
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
12

13

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»)
Систематизация знаний по теме «Не красна книга письмом, красна умом»
Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. С. Л. Прокофьева. «Самый
большой друг».
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить
друг с другом» (фрагмент).
Систематизация знаний по теме «Без друга в жизни туго»
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и
честности. В. А. Осеева. «Почему?» Л. Н. Толстой. «Лгун».
Систематизация знаний по теме «Без друга в жизни туго»
Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).В. В.
Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные
ветры».
Систематизация знаний по теме «Необычное в обычном»
С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
Сколько же в небе всего происходит. Русские народные загадки о солнце,
луне, звёздах, облаках.И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»С. В.
Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».

Тематическое планирование второго года обучения (2 класс)
Блок

Количество
часов
10

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Не торопись отвечать, торопись
слушать
Как аукнется, так и откликнется
Я взрослею
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Воля и труд дивные всходы дают
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
Народные праздники,
Хорош праздник после трудов
связанные с временами года праведных
К зелёным далям с детства взор
О родной природе
приучен
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Итого
Я и книги

№ урока

Тема
13

2
1
1
1
2
2
1
7
2
2
2
1
17 часов

14

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.
17.

Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур. «Я слушаю»,
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим
людям. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». В. В. Бианки. «Сова».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости.С. П.
Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». В. Ю.
Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е. А. Пермяк.
«Маркел-самодел и его дети».Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Семья крепка ладом. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».В. В.
Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья».
Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава
«Фанфаронова гора»).
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Мир детства»
Люди земли русской. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава
«Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек
слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Хорош праздник после трудов праведных . Песни-веснянки. Л. Ф.
Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А.
Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент
главы «Масленица»)
К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о
поле, цветах.Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».И. С.
Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».В. А. Солоухин. «Трава»
(фрагмент).Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина
моя»

Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс)
Блок

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Я взрослею

Пишут не пером, а умом
Жизнь дана на добрые дела

14

Количество
часов
10
2
1

15

Живи по совести

2

В дружной семье и в холод тепло

2

Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах
леса…
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Итого

2
1
7

Я и моя семья

№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.

16.
17.

2
2
2
1
17 часов

Тема
Пишут не пером, а умомВ. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава
«Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте.Ю. А. Буковский. «О
Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка»
Живи по совести. Пословицы о совести.П. В. Засодимский. «Гришина
милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
В дружной семье и в холод тепло. О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).В. М. Шукшин.
«Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Детские фантазии В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент
главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Мир детства»
Люди земли русской О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).О. П. Орлов.
«Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю
деревню»).
Всякая душа празднику рада А. И. Куприн. «Пасхальные колокола»
(фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
Неразгаданная тайна — в чащах леса…Русские народные загадки о лесе,
реке, тумане.В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).В. Д. Берестов.
«У реки».
К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные
деревья».И. П. Токмакова. «Туман».
Проверочная работа по итогам изучения раздела»Россия – Родина моя»
15

16

Тематическое планирование четвёртого года обучения (4 класс)
Количество
Блок
Тема
часов
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
10
2
Я и книги
Испокон века книга растит человека
2
Скромность красит человека
Я взрослею

Любовь всё побеждает

Я и моя семья
Такое разное детство
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Итого
№ урока
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.
12.

2
2
1
1
7
2
2
2
1
17

Тема
Испокон века книга растит человека. С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»).Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев.
«Детство Суворова» (фрагмент).
Скромность красит человека. Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша».
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Такое разное детство. Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).М. В.
Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про
печку»,«Про чистоту»).К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»
(фрагмент).
Придуманные миры и страныТ. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).В.
П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Мир детства»
Люди земли русской Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава
«Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В
16

17

13.
14.
15.
16.
17.

школу»).
Широка страна моя роднаяА. С. Зеленин. «Мамкин Василёк»
(фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.
Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя»

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».