Рабочая программа по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики

Приложение 4 к АООП НОО ТНР 5.2

Рабочая программа
по учебному предмету
Основы религиозных культур и светской этики
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4 (34 ч)
2021-2022 уч.г.

г. Североуральск
1

Оглавление
№
1.
2.

3.

Раздел
Планируемые результаты изучения курса
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

Страницы
2-5
5-7

8- 13

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе. Весь курс рассчитан на 34 часа.

Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и
результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по
Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры,
Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе
нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному
совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной
на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
2

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции
(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
– на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции
(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;
3

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции
(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама,
буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
4

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики,
основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в
Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов
России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая
мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей,
идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской)
этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском
обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации
учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из
которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
5

Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад —
образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные
мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама
и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение.
Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в
России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники
в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга
иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его
устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни
в иудейской традиции.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в
искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса
6

в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

Содержание модуля «Светская этика»
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и
поступки. Каждый интересен.
Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила
этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие
– закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить. Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе

7

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Основы православной культуры»
№
Тематическое планирование
Урока
(неделя)
1
Россия — наша Родина.
2
Культура и религия.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Человек и Бог в православии.
Православная молитва.
Библия и Евангелие
Проповедь Христа.
Христос и Его Крест.
Пасха.
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние.
Заповеди.
Милосердие и сострадание.
Золотое правило этики.
Храм.
Икона.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Как христианство пришло на Русь.
Подвиг.
Заповеди блаженств.
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина.
Таинство Причастия.
Православие о Божием суде.
Монастырь.
Отношение христианина к природе.
Христианская семья.
Защита Отечества.
Христианин в труде.
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Модуль «Основы исламской культуры»
8

№
Урока
(неделя)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
Урока
(неделя)
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тематическое планирование
Россия — наша Родина
Колыбель ислама
Пророк Мухаммад — основатель ислама.
Начало пророчества.
Чудесное путешествие пророка.
Хиджра.
Коран и Сунна.
Вера в Аллаха.
Божественные Писания. Посланники Бога.
Вера в Судный день и судьбу.
Обязанности мусульман.
Поклонение Аллаху.
Пост в месяц рамадан.
Пожертвование во имя Всевышнего.
Паломничество в Мекку.
Творческие работы учащихся.
Творческие работы учащихся.
История ислама в России.
Нравственные ценности ислама.
Сотворение добра.
Дружба и взаимопомощь.
Семья в исламе.
Родители и дети.
Отношение к старшим.
Традиции гостеприимства.
Ценность и польза образования.
Ислам и наука.
Искусство ислама.
Праздники мусульман.
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Модуль «Основы буддийской культуры
Тематическое планирование
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.
Будда и его учение.
Будда и его учение.
Буддийский священный канон «Трипитака».
Буддийский священный канон «Трипитака».
Буддийская картина мира.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Принцип ненасилия.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие.
Отношение к природе
Буддийские учители.
Семья в буддийской культуре и её ценности.
Творческие работы учащихся.
Обобщающий урок.
Буддизм в России.
Путь духовного совершенствования.
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм.
Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Модуль «Основы иудейской культуры

№
Урока
(неделя)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тематическое планирование
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое
правило Гиллеля».
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта.
Дарование Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло.
Творческие работы учащихся.
Творческие работы учащихся.
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
Основные принципы иудаизма.
10

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и
традицией.
Еврейский календарь.
Еврейские праздники: их история и традиции.
Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери
еврейского народа
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери
еврейского народа
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Модуль «Основы мировых религиозных культуры»

№
Урока
(неделя)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тематическое планирование
Россия — наша Родина.
Культура и религия.
Культура и религия.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира.
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Искусство в религиозной культуре.
Творческие работы учащихся.
Творческие работы учащихся.
История религий в России.
История религий в России.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни.
Праздники и календари
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Семья.
11

Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся

29
30
31
32
33
34

Модуль «Основы светской этики
№ недели/
урока

Тема урока

1

Этика - наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на
белом свете веселей

2

Правила общения для всех.

3

От добрых правил-добрые слова и поступки

4

Каждый интересен
Этикет (4 часа)

5

Этикет .Премудрости этикета

6

Красота этикета

7

Простые школьные и домашние правила этикета

8

Чистый ручеек нашей речи
Этика человеческих отношений (4 часа)

9

Этика человеческих отношений .В развитии добрых чувств –
творение души

10

Природа – волшебные двери к добру и доверию

11

Чувство Родины

12

Жизнь протекает среди людей
Этика отношений в коллективе(4 часа)

13

Этика отношений в коллективе.Чтобы быть коллективом

14

Коллектив начинается с меня

12

15

Мой класс – мои друзья

16

Скажи себе сам
Простые нравственные истины(4 часа)

17

Простые нравственные истины.Ежели душевны вы и к этике
не глухи…

18

Жизнь священна

19

Человек рожден для добра

20

Милосердие – закон жизни

21

Жить во благо себе и другим
Душа обязана трудиться(4 часа)

22

Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке

23

Достойно жить среди людей

24

Уметь понять и простить

25

Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)

26

Посеешь поступок – пожнешь характер. Общение и
источники преодоления обид

27

Ростки нравственного опыта поведения

28

Доброте сопутствует терпение

29

Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины(6 часов)

30

Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина

31

В тебе рождается патриот и гражданин

32

Человек- чело века

33

Слово, обращенное к себе
13

34

Обобщение пройденного
Всего: 34 часа

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».