Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир

Приложение 4 к АООП НОО ТНР 5.2

Рабочая программа
по учебному предмету
Окружающий мир
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4 (270 ч.)
2021-2022 уч.г.

Североуральск
1

Оглавление
№

1.
2.

3.

Раздел

Страницы

Планируемые результаты изучения
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

2-5
5-9

10- 18

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного
стандарта начального общего образования, Примерной программы начального
образования.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе,
осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание
правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины
мира.
На освоение программы «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов в
год (2 часа в неделю, 33 недели), на освоение программы «Окружающий мир» во 2,
3, 4 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
«Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию
российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира
более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
2

опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и
проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
–
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
–
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
–
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
–
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям
–
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
–
использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
–
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
–
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;

3

–
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
–
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
–
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
(фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
–
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
–
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность
за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
–
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
–
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
–
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
–
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на
карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город;
–
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;
–
используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
–
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития
этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и сопереживания им;
–
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на
4

вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
–
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
–
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной организации, социума, этноса, страны;
–
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками
в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности в информационной образовательной среде;
–
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее
достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла
для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах
Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе
наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни
людей.
5

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности
питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в
том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных
6

Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств),
их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота
о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений
разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека:
общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима
дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения
в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам,
плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и
окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе
железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
7

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.
Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день,
День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город
родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион
(область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их
профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,
характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя
Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие
в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными
особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
8

Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на
транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу,
на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

9

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Учебно- тематический план
№

Тема, раздел

Количество
часов

1. «Пришла пора учиться»
2.
3.
4.
5.

13 часов

«Человек»
«Природа в жизни человека»
«Человек среди людей»
Резервный урок

13 часов
23 часа
16 часов
1 час
ИТОГО:
66 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
1.

2.
3.

4.

5.

6.

Тема урока
Что такое Окружающий мир. Знакомство с собенностями
содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой
занятий по этому предмету.
Ты и твоё имя. Знакомство детей друг с другом; значение
имени в жизни человека.
Экскурсия «Твоя школа». Знакомство с устройством здания
школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить
с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное
отношение к работникам школы.
Твоя школа. Знакомство с правилами поведения на.
Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение
элементарным правилам общения со взрослыми и детьми.
Экскурсия «Во дворе школы» Знакомство с территорией
школы, планировкой школьного двора, правилами поведения
во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам
школьного двора.
Во дворе школы. Правильное поведения в классе и во дворе
школы; продолжить знакомство со школой. Сравнение и
10

7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.

классификация предметов.
Экскурсия «Вот и лето прошло». Изменения в природе ранней
осенью.
Вот и лето прошло. Изменения в природе ранней осенью;
закрепить представления, полученные во время экскурсии, с
помощью учебника и рабочей тетради. Учимся наблюдать и
сравнивать.
Экскурсия «Дорога в школу». Правила дорожного движения.
Учить ориентироваться в пространстве.
Дорога в школу. Отрабатывать правила дорожного движения;
познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при
нарушении этих правил. Безопасный маршрут (макет)
Твой распорядок дня.
Экскурсия «Осень». Знакомство с осенними изменениями в
природе.
Осень. Закрепление полученных на экскурсии представлений
об изменениях в природе осенью.
Как ты рос. Знакомство с содержанием раздела «Человек»,
используя маршрутный лист. Основные возрастные периоды
жизни человека.
Как ты воспринимаешь мир. Значение органов чувств в жизни
человека и тренировать их с помощью различных
упражнений.
Как ты воспринимаешь мир. Справочная информация
учебника.
Твоё тело. Знакомство с внешним строением человека и с
важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть
значение правильной осанки, необходимость занятий
физкультурой и спортом
Как ты питаешься. Значение правильного питания для
здоровья человека. Учить детей сравнивать и
классифицировать предметы (на примере продуктов питания).
Твоя одежда. Предметный урок. Показать значение одежды
для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное
Твоя одежда. Школьная форма .
Будь здоров. Предметный урок. Знакомство с основными
правилами гигиены и необходимости их соблюдения.
Причины инфекционных заболеваний; систематизация знаний
о предметах личной гигиены и их назначении.
Будь здоров. Причины инфекционных заболеваний;
систематизация знаний о предметах личной гигиены и их
назначении. Профилактика гриппа и короновирусной
инфекции.
Твоё настроение. Эмоциональная сфера человека.
Эмоциональное состояние других людей. Значение
11

24.

25.

26.
27.

28.

29.
30.

31.

32.
33.
34.
35.

36.
37.

38.
39.

40.
41.

положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.
Твоё настроение. Знакомство с некоторыми элементарными
приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение
к миру в рисунках.
Будь внимательным. Значение внимания и памяти в жизни
человека; тренировать внимание и память учащихся в
разнообразных видах деятельности.
Проверить усвоение учебного материала по разделу
«Человек». Проектная деятельность.
«Полна природа удивления» Живая и неживая природа.
Наблюдение за явлениями окружающей природы. Работа со
схемами.
Вода и воздух. Правила постановки опытов; умение проводить
опыты. Значение воды в жизни человека и необходимость
бережного отношения к ней.
Вода и воздух. Значение воздуха в жизни человека и
необходимость бережного отношения к нему.
Экскурсия «Зима». Знакомство с зимними изменениями в
природе; Красота природы. Наблюдение за животными.
Природоохраннная деятельность.
Зима. Систематизация представлений детей, полученные на
экскурсии. Признаки предметов, сравнение и классификация.
Закрепить полученные знания в разнообразной практической
деятельности детей.
Времена года. Признаки времен года.
Как устроено растение. Предметный урок. Обобщённое
понятие «растение».
Как устроено растение. Знакомство со строением растения на
примере цветкового растения.
Деревья, кустарники, травы. Знакомство с основными
жизненными формами растений. Сравнение, классификация,
обобщение. Работа со схемами и справочником учебника.
Деревья, кустарники, травы. Сравнение, классификация,
обобщение. Работа со схемами и справочником учебника.
Как развивается растение. Предметный урок. Знакомство с
разнообразием семян и их значением в жизни растения.
Наблюдения и опыты.
Как развивается растение. Условия развития растения из
семени; последовательность развития растения из семени.
Растения в нашем классе. Предметный урок. Знакомство с
разнообразием комнатных растений и правилами ухода за
ними.
Растения в нашем классе. Фиксируем результаты наблюдений
за растениями. Работа с таблицами и схемами.
Насекомые, птицы, рыбы, животные. Основные признаки групп
12

42.
43.
44.

45.
46.
47.

48.
49.
50.

51.
52.
53.

54.

55.

56.

57.

58.

животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Насекомые, птицы, рыбы, животные. Упражнения в
классификации животных.
Жизнь животных. Знакомство с основными жизненными
проявлениями животных – движением и питанием.
Жизнь животных. Систематизация представлений,
полученных в процессе наблюдений за животными.
Знакомство с некоторыми способами добывания пищи
животными.
Домашние животные. Разнообразие домашних животных и их
значение в жизни человека.
Домашние животные. Забота человека о животных.
«Береги природу, человек» . Представления о взаимодействии
человека и природы. Влияние природы на здоровье и
эмоциональное состояние человека.
«Береги природу, человек». Правила поведения в природе.
Природоохранные знаки.
Комнатные растения (проектная деятельность)
«Наша Родина» . Представление о России, её населении,
столице, исторических изменениях в облике столицы, о
некоторых достопримечательностях столицы и других
городов.
«Наша Родина». Знакомство с государственной символикой
России. Малая родина. Понятие патриотизма.
Наш дом. Представление о разнообразии населённых пунктов
России (город, посёлок, деревня).
Наш дом. Знакомство с тем, как строят дома, объяснить
причины запрета посещения детьми и посторонними
взрослыми строительных площадок.
Наши родственники. Представление о родственных связях,
составе семьи. Семейные традиции, уважение и любовь в
семье, взаимопомощь. Знакомство с разнообразием занятий
людей, их профессиями.
Хороший день. Представления о правильных
взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать
жизненный опыт.
Экскурсия «Весна». Знакомство с весенними изменениями в
природе. Наблюдение за жизнью раннецветущих растений и
поведением птиц.
Весна. Систематизировать представления, полученные на
экскурсии. Сравнение и классификация. Фиксируем
наблюдаемые явления в рабочих тетрадях.
Наша безопасность. Факторы, которые могут угрожать
безопасности (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и
колющие предметы и т.д.).
13

59.
60.
61.

62.

63.
64.

Наша безопасность. Правила безопасного поведения в
квартире, подъезде, лифте, на улице. Урок- тренинг.
Будем вежливы. Культура общения с людьми; культура
чувств: грубость, бестактность, равнодушие
Будем вежливы. Внимание к собственному поведению в
обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его.
Урок-тренинг.
Мы едем, едем, едем. Систематизировать знания детей о
различных видах транспорта. Правила поведения в
транспорте. Урок-тренинг.
Скоро лето. Виды летнего отдыха. Основами безопасной
жизнедеятельности летом.
Наша Родина (проектная деятельность)

2 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4

Содержание программного материала
Как люди познают мир.
Мы живём на планете Земля.
Природа вокруг нас.
Люди вокруг нас.
Итого

Количество
часов
15
14
25
14
68

ТеМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Как люди познают мир. О науке. Что такое наука.
О науке. Науки бывают разные.
О науке. Учёные России. Человек-изобретатель.
Экскурсия в лес.
Экскурсия к водоёму.
Как учёные изучают мир.
Как учёные изучают мир.
Умей видеть.
Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность.
Приборы и инструменты.
Измерение температуры.
Измерение времени.
Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека.
Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы.
Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».
Мы живём на планете Земля . Что такое космос.
14

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Что такое космос.
Солнечная система. Планеты.
Солнечная система. «Падающие звёзды». Кометы.
Голубая планета Земля.
Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе
Землю. Как устроена Земля.
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и
труде людей.
Спутник Земли – Луна.
Исследования космоса.
Что такое глобус.
Что такое глобус. Почему день сменяет ночь.
Как изучали земной шар. Путешествия.
Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка
Колумба. Путешествия викингов.
Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.
Природа вокруг нас. Тела и вещества.
Тела и вещества. Что такое вещество.
Об энергии.
Об энергии. От костра до котла.
Свет и цвет.
Свет и цвет. Зеркала.
Свет и цвет. Цвета радуги.
Свет и цвет.
В мире звука. О звуке.
В мире звука. Верёвочный телефон.
В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке.
В мире камня. Коллекции камней.
В мире камня. Коллекции камней.
В мире камня. Камни-самоцветы.
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде
людей.
В мире живой природы. На опушке. Иван-чай.
В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки.
В мире живой природы. В берёзовой роще.
В мире живой природы. В низине.
В мире живой природы. В ельнике.
В мире живой природы. Лиственница.
В мире живой природы. У лесного озера.
В мире живой природы. Лягушка.
В мире живой природы. В сосновом лесу.
Берегите лес!
Люди вокруг нас. Человек в обществе.
Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.
15

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Труд в жизни человека.
Семья.
Семья. Отец и сыновья.
Бюджет семьи. О деньгах.
Бюджет семьи.
Будем вежливы. Кого называют вежливыми.
Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.
Будем вежливы. Разговор по телефону.
Будем вежливы. Как подарить подарки.
Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и
труде людей.
О друзьях-товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе.
О друзьях-товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих
привычек.

3 класс
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.

Содержание программного материала
Природа вокруг нас
Вода, воздух, горные породы и почва
О царствах живой природы
Человек
Человек в обществе
Итого:

Количество часов
8
16
16
10
18
68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1
2

Что нас окружает
Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в
окрестностях школы»
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу
Ориентирование по компасу и местным признакам
Экскурсия «Ориентирование на местности»
Свойства тел и веществ. Практическая работа
Явления природы. Проверочная работа
Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа
Вода-растворитель. Практическая работа
Свойства льда, снега и пара
Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд,

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

16

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

водохранилище)
Облака, роса, туман, иней, изморозь
Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды
Вода и ее свойства (Проверочная работа)
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха
Свойства воздуха. Практическая работа
Ветер. Охрана воздуха
Почва. Охрана почвы
Горные породы
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
Проверочная работа «Полезные ископаемые»
Четыре царства живой природы
Строение растений. Практическая работа
Разнообразие растений
Дикорастущие и культурные растения
Жизнь растений
Размножение и развитие растений
Развитие растения из семени. Охрана растений
Строение животных. Практическая работа
Разнообразие животных
Домашние и дикие животные
Как животные воспринимают мир
Передвижение и дыхание животных
Питание животных
Размножение и развитие животных
Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и
животные»
Грибы и бактерии
Человек — часть живой природы
Кожа — первая «одежда». Практическая работа
Скелет. Практическая работа
Мышцы. Практическая работа
Кровеносная система. Практическая работа
Дыхание
Питание и выделение
Органы чувств. Практическая работа
Нервная система
Эмоции и темперамент. Проверочная работа.
Народы нашей страны
Традиции народов нашей страны
Путешествие по ленте времени
Города и села
17

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Названия городов
Кремль — центр города
Улицы города
Герб — символ города
Памятные места городов
Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»
Современный город
Москва — столица России. Проверочная работа
Что такое государство
Конституция – основной закон нашей страны
Права ребенка
Символы государства. Государственный герб России.
Государственный флаг России
Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа
Государственные награды

4
клас
с

Учебно - тематический план.
№
1.
2.
3.

Содержание программного материала
Наш край
Наша Родина на планете Земля
История нашей Родины
Итого:

Количество часов
22
12
34
68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Что такое погода.
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.
Предсказание погоды. Самостоятельная работа.
Экскурсия на луг или в поле.
Наша местность на плане и карте.
План местности. Практическая работа.
Географическая карта.
Равнины.
Горы.
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная
работа.
Богатства недр.
Разнообразие почв.
Что такое природное сообщество.
Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни
18

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

человека.
Какие растения растут в лесу.
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека.
Экскурсия в смешанный лес.
Водоём. Водные объекты и человек.
Экскурсия к водоёму.
Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей.
Сад.Проверочная работа.
Какую форму имеет Земля.
Карта полушарий.
Движение Земли. Самостоятельная работа.
В пустынях Африки.
Экваториальные леса Южной Америки.
Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа.
Карта России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Зона лесов.
Степи.
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране
природы. Проверочная работа.
История на карте. Исторические источники.
Первые русские князья.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Культура Древней Руси.
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.
Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Первый русский царь. Преобразования в государстве.
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках.
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.
Русское государство при первых Романовых.
Расширение границ России в XVII веке.
Мозаика заданий. Проверочная работа.
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре,
науке, быту.
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.
Образование и наука в XVIII веке.
Война 1812 года.
Отмена крепостного права.
Наука и техника в XIX веке.
Город и горожане. Мода XIX века.
Культура XIX века.
Проверочная работа.
Революция в России.
19

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Россия в годы Советской власти.
Великая Отечественная война.
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.
По северным городам России.
По городам Центральной России.
Города Урала и Сибири.
Дальний Восток. Южные города России.
Повторительно-обобщающий урок. Итоговоая контрольная работа.
Россия в мировом сообществе.
Жизнь современного человека.
Мозаика заданий.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».