Рабочая программа по учебному предмету Музыка

Приложение 4 к АООП НОО ТНР 5.2

Рабочая программа
по учебному предмету
Музыка
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4 (135 ч.)
2021-2022 уч.г.

г. Североуральск
1

Оглавление
№

Раздел

Страницы

1.

Планируемые результаты изучения курса

2-5

2.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности

5-13

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, 14- 18
отводимых на освоение каждой темы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования, Примерной программы начального общего образования.
Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования.
Цель уроков музыки – формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как
одной из составных частей общей культуры личности.
На освоение программы курса «Музыка» в 1 классе выделено 33 часа в год (1 часа в
неделю); в 2-4 классах – 34 часа в год (1 час в неделю). За весь курс обучения 135 часов.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Музыка
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения
основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом
интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к
саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных
национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание
роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе
приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся
понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и
осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные
восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и
инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к
искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение,
2

основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса,
осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к
дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный
досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего
музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
 сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
 умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
 умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации,
создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять
знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкальноисполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности
обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное
становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств,
музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей,
возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся
принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни
школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,
средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного,
джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания
оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских,
мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического,
церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

3

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете,
опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных
инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм:
типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и
зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в
соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное
певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в
зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным
звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит
согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра,
блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе
тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о
клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке:
сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных
длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в
оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в
движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

4

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первойвторой октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху
простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по
нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и
трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания
музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкальносценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся
получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую
деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации
учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии.
Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр,
длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной
высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных
инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры
детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и
обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских
5

кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого
дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки.
Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры.
«Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание
коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и
их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к
музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники,
колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам
(примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский
пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование
устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли;
чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве
аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические
аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.
Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства
мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания.
Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония №
5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с
поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с
применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации
музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального
предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами
игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и
металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в
музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного
ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И.
Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для

6

юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного
произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного
характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением
«звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в
хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и
исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного
ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных
жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую
основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе,
на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная
импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к
песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для
инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов
аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров.
Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе
пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных
выступлений в тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой:
изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре.
Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте,
пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.
Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ,
расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной
клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и
двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий,
средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической
записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков.
Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных
произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение

7

мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии,
стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание
и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры
по нотам.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;
ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных
инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизацияответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по
учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении
музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,
музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие
родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
1 КЛАСС
1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).
Где музыка берёт начало? Звуки окружающего мира.На зеленом лугу. Звуки шумовые и
музыкальные. В вихрях грозы. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. У тихого
пруда. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Высоко в горах. Высота звука. Регистр. В
лесу. Длительность звука. Интервал. Голоса. Интонация. Во владениях его величества Ритма. Ритм.
Ритмический рисунок. Темп. Во дворце королевы Мелодии. Мелодия. Мелодический рисунок.
Аккомпанемент. В школе скрипичного ключа. Ноты и другие нотные знаки.
2. «Сказочная страна» (8 часов).
Сказочные картины. Музыка и изобразительное искусство. Мажорный и минорный лад. Курочка
Ряба. Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Колобок. Музыка и театр. Музыкальный
спектакль. Волк и семеро козлят. Опера. Вокальная музыка. Волшебное озеро. Балет. Изображение
сказочных образов в музыке и танце. Сказочный лес. Музыкальные образы сказочных героев. В
пещере горного короля. Музыка и древние сказания. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.
Музыка и праздник.
8

3. «На родных просторах» (8часов).
Моя Россия. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев и припев. В песне – душа народа. Народные
песни. В гостях у народных музыкантов. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок,
гусли, балалайка, гармонь. Большой хоровод. Народные танцы. Хоровод. Песни и танцы народов
России. Здравствуй, Масленица! Масленичные народные песни. Бравые солдаты. Военные песни и
марши. Духовой оркестр. Мамин праздник. Музыкальный образ мамы. Путешествие по
музыкальному городу. Музыкальная жизнь современного города.
4. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).
Океан – море синее. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Три чуда.
Опера. Сказка в классической музыке. Чудесные цветы. Музыка и природа. Музыкальные
«краски» и образы цветов. Карнавал животных. Музыкальные образы животных. Музыкальный
клад: волшебная флейта. Старинные музыкальные инструменты. Музыкальный клад: старая
шарманка. Старинные механические музыкальные устройства. Музыкальный клад: музыкальная
шкатулка. Старинные механические музыкальные устройства. Музыкальный клад: музыкальные
картинки. Связь музыки с изобразительным искусством.
2 КЛАСС
Основы музыкальных знаний. Музыка — отражение жизни. Музыкальный образ.
Интонация. Музыкальные жанры: песня, танец, пьеса, марш. Колыбельные песни. Звуки и
музыкальные образы осени, зимы, весны, лета. Музыкальное наследие России. Старинная русская
народная музыка. Различные жанры народных песен: трудовые, свадебные, плясовые. Русская
пляска. Старинная церковная музыка. Старинная классическая музыка. Музыкальное наследие
разных стран и народов. Музыка будущего. Музыка и техника: магнитофон. Образы России в
музыке. Музыка разных народов. Знаменитые музыканты и музыкальные театры мира. Звуки
Вселенной. Влияние музыки на настроение, чувства и мысли людей. Музыка и здоровье людей.
Метр, размер и такт в музыке; длительность звуков, название и обозначение различных темпов,
нюансов. Композитор. Композиция. Инструментальная музыка. Ударные, струнные, духовые
музыкальные инструменты. Высота, громкость, тембр звучания. Ритм. Интонация. Легато.
Стаккато. Ансамбль, инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт,
трио, квартет, квинтет, секстет). Оркестр. Виды оркестров. Симфонический оркестр, состав
музыкальных инструментов, расположение музыкантов. Дирижёр. Оркестр русских народных
инструментов. Духовой оркестр. Профессия мастера музыкальных инструментов. Самодельные
музыкальные инструменты способы их изготовления. Вокальная музыка. Певческие голоса:
дискант, сопрано, альт, тенор, бас. Тембр голоса. Интонация. Унисон. Хор. Детский хор. Канон.
Академический хор. Народный хор. Церковный хор. Правила певческого дыхания,
звукоизвлечения, звуковедения. Дикция певца. Охрана голоса.
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. В.
Исаковой). «Часы» (муз. И сл. П. Ступелла), вокально-инструментальные импровизации
«Утренние приветствия», «Какой чудесный день», «Шумный день», «Добрый вечер!»,
«Спокойной ночи», «Баю, бай», «Осень», «Полёт звука», «Моя мама». «Вечерняя песня» (муз. А.
Тома, сл. К. Ушинского). Латышская народная песня «Петушок». «Закатилось солнышко» (муз.М.
Парцхаладзе, сл. М. Садовского). «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А. Островского).
«Времена года»(муз. и сл. Ц. Кюи). «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен). «Здравствуй,
гостья зима» (муз. народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А. Римского%Корсакова). «Песенка о лете»
(муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). «За рекою старый дом» (муз. И.С. Баха, русский текст Д.
Тонского). «Прекрасное далёко» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). «Моя Россия» муз. Г. Струве,
9

сл. Н. Соловьёвой). «Песня о России» (муз. В. Локтева, сл. О. Высоцкой). «Улетаем на Луну» (муз.
В. Витлина, сл. П. Кагановой). «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). «Песенка о
зарядке» (муз. М. Старокадомского, сл. М. Львовского и А. Кронгауза). «Песня о зарядке» (муз. Г.
Гладкова, сл. Г. Остера). «Ты соловушка, умолкни» (М.И. Глинка). Хор «Славься!» из оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин» (начало). «Патриотическая песня» (муз. М. Глинки, сл. А. Машистова).
Обиходное церковное песнопение «Отче наш». Тропарь Пасхи. «Синяя вода» (муз. В. Шаинского,
сл. Ю. Энтина). Вокально-хоровые упражнения. Народные календарные песни «Коляда»,
«Широкая Масленица». Украинские народные песни «Веснянка», «Птичка». Белорусская
народная пеня «Перепёлочка». Русские народные песни «Во кузнице» (трудовая),«Дон-дон»,
«Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу» (повторение), «Матушка репка». Вокальноинтонационная игра «Разговор древних людей». Песни народов России. Вокально-интонационная
игра со звуками «Колокольные звоны». Французская народная песня «Братец Яков». «Балалайка»
(муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой). «Весёлый музыкант» (муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной). Вокально-интонационная игра «Телефон». Песня «Из чего же, из чего же…» (муз. Ю.
Чичкова, сл. Я. Халецкого). «Квартет лягушек» из кинофильма «Золотой цыплёнок» (муз. Е.
Крылатова, сл. В. Орлова). Ансамблевая вокальная импровизация «Тянем, потянем…» Повторение
пройденных песен (исполнение их разными вокальными ансамблями). Хоровое исполнение песни
«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Норвежская народная песня
«Камертон» (канон).
Элементарное музицирование.
Игры: «Перекличка дятлов», «Разговор древних людей» (шумовые музыкальные инструменты,
твёрдые предметы — карандаш, камушки и т. д.); звукоподражание «Мотор». Исполнение
мелодий, сочинённых детьми (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор).
Музыкально-инструментальные импровизации.
Слушание музыки. Песни: «Музыка» (муз. Г. Струве, сл.В. Исаковой). «Прекрасное далёко»
(муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Народные песни и звучания музыкальных инструментов
разных народов России. Народные наигрыши. «Вариации на тему русской народной песни «Среди
долиныровныя» М.И. Глинки. «Среди долины ровныя» (стихи А. Мерзлякова, муз. народная).
М.И. Глинка «Попутнаяпесня». М.И. Глинка «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде».
«Патриотическая песня» (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машистова). «Дуэт Короля и Принцессы» из
мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). «Вместе
весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) в исполнении одного из известных
детских хоровых коллективов. Романсы М.И. Глинки. Пьесы: С. Прокофьев «Утро», «Вечер».
П.И. Чайковского«Октябрь, Осенняя песня», «Сентябрь. Охота» и «Ноябрь. На тройке», «Декабрь.
Святки» и «Февраль. Масленица», «Январь. У камелька», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель.
Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва»
из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «Старинная французская песенка», «Немецкая
песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Нянина
сказка» и «Баба-яга», «Утренняя молитва» и «В церкви» (из цикла «Детский альбом» П.И.
Чайковского. А. Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент). Старинные пьесы для
фортепьяно, скрипки и других музыкальных инструментов в исполнении учащихся музыкальной
школы. «Отче наш» (фрагмент «Литургии» П.И. Чайковского). Оперы: М.П. Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»), М.И. Глинка «Иван Сусанин», хор
«Cлавься!», музыкальная картина «Море» — вступление ко второму акту оперы Н.А. РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане». Фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
10

(арии Деда Мороза и Снегурочки). Балеты: И.Ф. Стравинский «Весна священная» (фрагмент
музыки к балету), П.И. Чайковский «Лебединое озеро» (повторение), музыка из балета-сказки С.
Прокофьева «Золушка», П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Симфоническая поэма М.А. Балакирева «Русь» (фрагмент).
Записи старинных церковных песнопений Русской православной церкви. Записи колокольных
звонов. Фантазия для оркестра «Камаринская» М.И. Глинки.
Мелодия плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.
Симфоническая картина Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (фрагмент). Н.А. Римский-Корсаков
«Океан, море синее» (вступление к опере «Садко») — повторение. Звучание гуслей.
Симфоническая сказка «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка»).
Звучание разных духовых музыкальных инструментов, органа, струнных музыкальных
инструментов, различных по составу инструментальных ансамблей, симфонического оркестра.
Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации. Гимны в исполнении
духового оркестра.
Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: «Зеркало», «Пробуждение», «Расцветает
подснежник» (под музыку П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»), «Весенний ручеёк» и др.
Игры. Слушание звуков природы. Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодий,
звуковых картин, музыкальных рассказов.
Музыкально-пластическая деятельность. Танцы. Пластические импровизации.
Музыкально-изобразительная деятельность. Беседы по картинам. Рисунки, иллюстрации
музыкальных произведений.
Музыкальная драматизация. Инсценирование под музыку. Инсценирование песен, сказок.
Подготовка к проектной деятельности. Разработка эскиза или макета Музыкальной машины
времени. Обдумывание вопросов викторины «Музыка со всего света». Подбор материалов к книге
«Музыка в жизни людей». Сбор аудио и видеозаписей музыкальных произведений для школьной
музыкальной коллекции. Разработка программы школьного вечера «Великие русские
композиторы».
1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).
Музыкальное зеркало. Музыка-отражение жизни. Музыкальный образ. Интонация. Музыкальные
часы. Музыкальные образы разного времени суток. Музыкальные часы. Доброе утро!
Музыкальные образы рассвета и утра. Музыкальные часы. Шумный день. Музыкальные образы
дня. Музыкальные часы. Добрый вечер! Музыкальные образы вечера. Музыкальные часы. Тихая
ночь. Музыкальные образы ночи. Колыбельные песни. Музыкальный календарь. Музыкальные
образы времён года. Музыка осени. Звуки и музыкальные образы осени. Осеннее настроение.
Музыка зимы. Звуки и музыкальные образы зимы. Народные календарные песни. Музыка весны.
Звуки и музыкальные образы весны. Веснянка. Закличка. Музыкальная машина времени. Времена
рождения музыки. Музыка и движение. Рождение музыки. Русская музыкальная старина.
Старинная музыка. Музыкальное наследие России. Народные песни. Музыкальное прошлое
разных стран. Музыкальное наследие зарубежных стран. Путешествуем по России. Песни о
России. Музыка народов России. Едем в далёкие края. Музыка народов зарубежных стран.
Волшебная музыкальная палочка. Влияние музыки на настроения, чувства и мысли людей.
2. «Встреча с великими композиторами» (8 часов).
На родине М.И. Глинки. Среди долины. Звуки и образы природы. Влияние природы на творчество
композитора. На родине М.И. Глинки. Камаринская. Симфоническое произведение. Настроение в
музыке. На родине М.И. Глинки. В музыкальной гостиной. Музыкальные впечатления детства.
Семейное музыкальное воспитание. На родине М.И. Глинки. Под звон колоколов. Колокольные
звоны. На родине М.И. Глинки. Сердце Родины. Музыкальные образы Родины. Гимн. В
11

родительском доме П.И. Чайковского. Мама. Музыкальные образы детства. В родительском доме
П.И. Чайковского. Детские песни. Музыкальные жанр: пьеса. Морские плавания с Римским –
Корсаковым. Звуки и образы моря. Гусли.
3. «В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (10 часов).
Семейство ударных инструментов. Громкость, тембр звука. Ритм. Интонация. Семейство духовых
инструментов. Громкость, высота, тембр звука. Мелодия. Семейство струнных инструментов.
Высота. Громкость, тембр звучания. Легато. Стаккато. Инструментальный ансамбль. Виды
ансамблей (дуэт, трио, квартет). Симфонический оркестр: состав музыкальных инструментов,
расположение музыкантов. Дирижёр. У кого какой голос? Вокальная музыка. Певческие голоса.
Тембр голоса. Интонация. Вокальный ансамбль. Дуэт, трио, квартет, квинтет. Унисон. Хор:
детский. Канон. Хор: академический, народный, церковный. В школе скрипичного ключа: урок вокала.
Певческое дыхание. Звукоизвлечение. Дикция. Охрана голоса.
3 КЛАСС
Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных
образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное
содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания,
отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к
прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также
традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и
сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность
к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т.д.
В третьем классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по
знаменитым концертным залам, музыкальным театрам и музыкальным музеям. Учащихся ждут
новые встречи с композиторами-классиками и с шедеврами отечественной и зарубежной
музыкальной культуры. Также предусмотрено знакомство с некоторыми образцами церковнопевчее кого искусства как части отечественной музыкальной культуры.
Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В
концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее* и «Школа Скрипичного
Ключа».
Содержание программы может варьироваться с учетом реальных интересов, потребностей и
личностных проблем учащихся, наличия музыкальных записей, нотного материала и других
факторов.
1. В концертном зале (9 часов).
Концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном зале.
Концерт хоровой музыки. Камерный хор, капелла. Виды хоровых коллективов. Известные
российские хоры. Концерт хоровой музыки: гимн. Виды гимнов. Концерт хоровой музыки: хор.
Хоры русских композиторов-классиков. Концерт хоровой музыки: кантата. Концерт камерной
музыки. Концерт камерной музыки: романс. Концерт камерной музыки: пьеса. А. Лядов и его
пьесы для фортепьяно. Концерт камерной музыки: соната. Л.В. Бетховен и его сонаты.
2. Сказочная страна (5 часов).
Концерт симфонической музыки. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Знаменитые симфонические оркестры. Концерт симфонической музыки: Симфония
П.Чайковского «Зимние грёзы». Концерт симфонической музыки: А.Бородин Симфония №2
«Богатырская». Симфоническая сюита. Музыкальные образы русской старины. Симфоническая
картина. Сказочные музыкальные образы.
3. В музыкальном театре (13 часов).
12

Музыкальные театры. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры. Правила
поведения в театре. Опера. История возникновения оперы. Либретто. М.Глинка Опера «Руслан и
Людмила». Н.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка». Оперы для детей. Балет П.Чайковского
«Лебединое озеро». И.Стравинский Балет «Петрушка». Балет в детском музыкальном театре.
Оперетта. Мюзикл.
4. В музыкальном музее (7 часов).
Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира. Виды музыкальных музеев. Музыкальный
экспонат. Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Старинные музыкальные автоматы.
Музыка и изобразительное искусство. Музыка и книги. Школа скрипичного ключа. Лад. Мажор и
минор. Диез и бемоль. Тональность. Обобщающий урок – концерт.
4 КЛАСС
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим
образовательным маршрутам:
 по миру старинной европейской музыки;
 от Руси до России;
 по России ХХ века;
 в гости к народам России.
1. Путешествие по миру старинной европейской музыки (9 часов)
Встречи со знаменитыми композиторами И.С.Бах. Семейные музыкальные традиции. Клавесин.
Орган. Полифония. В. А.Моцарт. Семейные музыкальные традиции. Канон. В рыцарских замках.
Трубадур, менестрель. Музыкальный турнир. Музыкальные образы рыцарей. На балах. Бальные
танцы. Ассамблеи. На балах: полонез. На балах: вальс и его «король» - композитор Иоганн
Штраус. На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька. На карнавалах: Р.Шуман Карнавал. Музыка и
танцы на карнавалах. С чего начинается Родина? Музыкальные образы Родины.
2. Музыкальное путешествие от Руси до России (12 часов)
И.Стравинский Балет «Весна священная». М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь».
Г.Свиридов Кантата «Деревянная Русь». Русь православная: церковные песнопения. Русь
православная: колокольные звоны. Русь православная: духовные стихи. Духовные стихи и русская
классическая музыка. Русь скоморошья. Образы скоморохов в музыке и других видах искусства.
Русь сказочная: И.Стравинский Балет «Жар-птица». Русь сказочная: Н.Римский-Корсаков Опера
«Сказка о царе Салтане». Русь былинная: Н.Римский-Корсаков Опера-былина «Садко». Русь
героическая: А.Бородин Опера «Князь Игорь». Русь героическая: М. Глинка Опера «Иван
Сусанин».
3. В гостях у народов России (7 часов)
Музыка революции. Революционные песни, их темы, образы и средства музыкальной
выразительности. У пионерского костра. Пионерские песни, их темы, образы и средства
музыкальной выразительности. В кинотеатре и у телевизора. Музыка и кино. Музыка о войне и на
войне: песни советских композиторов. Песни о Великой Отечественной войне. Музыка на защите
мира. Песни о мире и дружбе народов. На космодроме. Песни о космосе и космонавтах. Образы
космоса в музыке и изобразительном искусстве. На стадионе. Песни о спорте и спортсменах.
Взаимосвязь музыки и спорта.
4. Музыкальное путешествие по России 20 века (6 часов)
На фестивале авторской песни. Авторская песня. Поэты-музыканты ХХ века. У колыбели.
Колыбельные песни народов России. На свадьбе. Свадебные песни народов России. На
фольклорном фестивале. Фольклорный ансамбль. Урок фольклора. Обобщающий урок – концерт.

13

№
1
2
3
4

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы
Количество часов
«Волшебное царство звуков»
9
«Сказочная страна»
8
«На родных просторах»
8
« Остров музыкальных сокровищ»
8
Итого
33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Волшебное царство звуков Где музыка берёт начало? Звуки окружающего мира.
На зеленом лугу. Звуки шумовые и музыкальные.
В вихрях грозы. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки.
У тихого пруда. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки.
Высоко в горах. Высота звука. Регистр.
В лесу. Длительность звука. Интервал. Голоса. Интонация.
Во владениях его величества Ритма. Ритм. Ритмический рисунок. Темп.
Во дворце королевы Мелодии. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент.
В школе скрипичного ключа. Ноты и другие нотные знаки.
Сказочная страна. Сказочные картины. Музыка и изобразительное искусство. Мажорный и
минорный лад.
Курочка Ряба. Музыка и театр. Музыкальная инсценировка.
Колобок. Музыка и театр. Музыкальный спектакль.
Волк и семеро козлят. Опера. Вокальная музыка.
Волшебное озеро. Балет. Изображение сказочных образов в музыке и танце.
Сказочный лес. Музыкальные образы сказочных героев.
В пещере горного короля. Музыка и древние сказания.
Царство деда Мороза. Рождественские чудеса. Музыка и праздник.
На родных просторах Моя Россия. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев и припев.
В песне – душа народа. Народные песни.
В гостях у народных музыкантов. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок,
гусли, балалайка, гармонь.
Большой хоровод. Народные танцы. Хоровод. Песни и танцы народов России.
Здравствуй, Масленица! Масленичные народные песни.
Бравые солдаты. Военные песни и марши. Духовой оркестр.
Мамин праздник. Музыкальный образ мамы.
Путешествие по музыкальному городу. Музыкальная жизнь современного города.
Остров музыкальных сокровищ Океан – море синее. Образы моря в произведениях
русских и зарубежных композиторов.
Три чуда. Опера. Сказка в классической музыке.
Чудесные цветы. Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов.
Карнавал животных. Музыкальные образы животных.
Музыкальный клад: волшебная флейта. Старинные музыкальные инструменты.
Музыкальный клад: старая шарманка. Старинные механические музыкальные устройства.
Музыкальный клад: музыкальная шкатулка. Старинные механические музыкальные
устройства.
Музыкальный клад: музыкальные картинки. Связь музыки с изобразительным искусством.
14

№
1
2
3

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы
Количество часов
«В сокровищнице Волшебницы музыки»
16
«Встречи с великими композиторами»
8
«В стране музыкальных инструментов».
10
«В певческой стране».
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
В сокровищнице. Волшебницы музыки. Музыкальное зеркало. Музыкаотражение жизни. Музыкальный образ. Интонация.
Музыкальные часы. Музыкальные образы разного времени суток.
Музыкальные часы. Доброе утро! Музыкальные образы рассвета и утра.
Музыкальные часы. Шумный день. Музыкальные образы дня.
Музыкальные часы. Добрый вечер! Музыкальные образы вечера.
Музыкальные часы. Тихая ночь. Музыкальные образы ночи. Колыбельные песни.
Музыкальный календарь. Музыкальные образы времён года.
Музыка осени. Звуки и музыкальные образы осени. Осеннее настроение.
Музыка зимы. Звуки и музыкальные образы зимы. Народные календарные песни.
Музыка весны. Звуки и музыкальные образы весны. Веснянка. Закличка.
Музыкальная машина времени. Времена рождения музыки. Музыка и движение.
Рождение музыки.
Русская музыкальная старина. Старинная музыка. Музыкальное наследие
России. Народные песни.
Музыкальное прошлое разных стран. Музыкальное наследие зарубежных стран.
Путешествуем по России. Песни о России. Музыка народов России.
Едем в далёкие края. Музыка народов зарубежных стран.
Волшебная музыкальная палочка. Влияние музыки на настроения, чувства и
мысли людей.
Встреча с великими композиторами. На родине М.И. Глинки. Среди долины.
Звуки и образы природы. Влияние природы на творчество композитора.
На родине М.И. Глинки. Камаринская. Симфоническое произведение.
Настроение в музыке.
На родине М.И. Глинки. В музыкальной гостиной. Музыкальные впечатления
детства. Семейное музыкальное воспитание.
На родине М.И. Глинки. Под звон колоколов. Колокольные звоны.
На родине М.И. Глинки. Сердце Родины. Музыкальные образы Родины. Гимн.
В родительском доме П.И. Чайковского. Мама. Музыкальные образы детства.
Музыкальные жанр: пьеса.
В родительском доме П.И. Чайковского. Детские песни.
Морские плавания с Римским – Корсаковым. Звуки и образы моря. Гусли.
В стране музыкальных инструментов. В певческой стране. Семейство
ударных инструментов. Громкость, тембр звука. Ритм. Интонация.
Семейство духовых инструментов. Громкость, высота, тембр звука. Мелодия.
15

Семейство струнных инструментов. Высота. Громкость, тембр звучания. Легато.
Стаккато.
Инструментальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт, трио, квартет).
Симфонический оркестр: состав музыкальных инструментов, расположение
музыкантов. Дирижёр.
У кого какой голос? Вокальная музыка. Певческие голоса. Тембр голоса.
Интонация.
Вокальный ансамбль. Дуэт, трио, квартет, квинтет. Унисон.
Хор. Детский хор. Канон.
Хор. Академический, народный, церковный.
В школе скрипичного ключа: урок вокала. Певческое дыхание. Звукоизвлечение.
Дикция. Охрана голоса.

27
28
29
30
31
32
33
34

3 класс
Учебно–тематический план
Разделы

№

Количество часов

1

«В концертном зале»

9

2

«Сказочная страна»

5

3

«В музыкальном театре»

13

4

«В музыкальном музее»

7
Итого

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
В концертном зале. Концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила
поведения в концертном зале.
Концерт хоровой музыки. Камерный хор, капелла. Виды хоровых коллективов.
Известные российские хоры.
Концерт хоровой музыки: гимн. Виды гимнов.
Концерт хоровой музыки: хор. Хоры русских композиторов-классиков.
Концерт хоровой музыки: кантата.
Концерт камерной музыки.
Концерт камерной музыки: романс.
Концерт камерной музыки: пьеса. А. Лядов и его пьесы для фортепьяно.
Концерт камерной музыки: соната. Л.В. Бетховен и его сонаты.
Сказочная страна. Концерт симфонической музыки. Музыкальные инструменты
симфонического оркестра. Знаменитые симфонические оркестры.
Концерт симфонической музыки: Симфония П.Чайковского «Зимние грёзы».
Концерт симфонической музыки: А.Бородин Симфония №2 «Богатырская».
Симфоническая сюита. Музыкальные образы русской старины.
Симфоническая картина. Сказочные музыкальные образы.
16

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

В музыкальном театре. Музыкальные театры. Виды музыкальных театров.
Знаменитые музыкальные театры. Правила поведения в театре.
Опера. История возникновения оперы. Либретто.
М.Глинка Опера «Руслан и Людмила».
М.Глинка Опера «Руслан и Людмила».
Н.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка».
Н.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка».
Оперы для детей.
Балет П.Чайковского «Лебединое озеро».
Балет П.Чайковского «Лебединое озеро».
И.Стравинский Балет «Петрушка».
Балет в детском музыкальном театре.
Оперетта.
Мюзикл.
В музыкальном музее Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира. Виды
музыкальных музеев. Музыкальный экспонат.
Музыкальные инструменты.
Музыка и техника. Старинные музыкальные автоматы.
Музыка и изобразительное искусство.
Музыка и книги.
Школа скрипичного ключа. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность.
Обобщающий урок – концерт.
4 класс
Учебно–тематический план
№

Разделы

Количество часов

2

Музыкальное путешествие по миру старинной европейской
музыки.
Музыкальное путешествие от Руси до Руси.

12

3

В гостях у народов России.

7

4

Музыкальное путешествие по России 20 века.

6

1

9

Итого

№
1

2
3
4
5
6
7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки. Встречи
со знаменитыми композиторами: И.С.Бах. Семейные музыкальные традиции.
Клавесин. Орган. Полифония.
В. А.Моцарт. Семейные музыкальные традиции. Канон.
В рыцарских замках. Трубадур, менестрель. Музыкальный турнир. Музыкальные
образы рыцарей.
На балах. Бальные танцы. Ассамблеи.
На балах: полонез.
На балах: вальс и его «король» - композитор Иоганн Штраус.
На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.
17

34

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

На карнавалах: Р.Шуман Карнавал. Музыка и танцы на карнавалах.
С чего начинается Родина? Музыкальные образы Родины.
Музыкальное путешествие от Руси до Руси. И.Стравинский Балет «Весна
священная».
М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь».
Г.Свиридов Кантата «Деревянная Русь».
Русь православная: церковные песнопения.
Русь православная: колокольные звоны.
Русь православная: духовные стихи. Духовные стихи и русская классическая
музыка.
Русь скоморошья. Образы скоморохов в музыке и других видах искусства.
Русь сказочная: И.Стравинский Балет «Жар-птица».
Русь сказочная: Н.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане».
Русь былинная: Н.Римский-Корсаков Опера-былина «Садко».
Русь героическая: А.Бородин Опера «Князь Игорь».
Русь героическая: М. Глинка Опера «Иван Сусанин».
В гостях у народов России. Музыка революции. Революционные песни, их темы,
образы и средства музыкальной выразительности.
У пионерского костра. Пионерские песни, их темы, образы и средства
музыкальной выразительности.
В кинотеатре и у телевизора. Музыка и кино.
Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов. Песни о Великой
Отечественной войне.
Музыка на защите мира. Песни о мире и дружбе народов.
На космодроме. Песни о космосе и космонавтах. Образы космоса в музыке и
изобразительном искусстве.
На стадионе. Песни о спорте и спортсменах. Взаимосвязь музыки и спорта.
Музыкальное путешествие по России 20 века. На фестивале авторской песни.
Авторская песня. Поэты-музыканты ХХ века.
У колыбели. Колыбельные песни народов России.
На свадьбе. Свадебные песни народов России.
На фольклорном фестивале. Фольклорный ансамбль.
Урок фольклора.
Музыкальное путешествие по России 20 века. Обобщающий урок – концерт.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».