Рабочая программа курса Веселый каллиграф

















умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить
новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц
языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и
лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и задачами;
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции.

2. Содержание курса
Введение.

Понятие

«каллиграфия».

История

возникновения

и

развития

письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для развития свободных движений
руки. Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв. Упражнения для работы над высотой
букв. Штриховка. Написание заглавных букв с использованием модульной сети. Буквица.
Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве).
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо с проговариванием.
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Упражнения
для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у,
упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв
Ф, ф. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента
буквы «ы». Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р.
2

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента
«шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв. Упражнения для работы
над формой сопоставляемых букв: и, л. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: ш, м. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,
ю. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я. Упражнения для работы
над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для
работы над формой сопоставляемых букв: ч, у. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: в, з. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение
заданий по образцу. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы
над соединением букв.
Практические

и

творческие

работы.

Написание

текстов

поздравления,

приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика.
Элементы букв. Что такое каллиграфия? Большие и малые прямые наклонные
линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением
вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу.
Большой и маленький овалы Большие и малые полуовалы. Линия с петлей вверху и внизу.
Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Написание схожих групп букв. Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Группа букв: л, м,
Л, М, я, Я. Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч.
Группа букв с, С, е, о, О, а, д, б. Группа букв: ь, ъ, ы, в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к,
К. Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д.
Работа по устранению графических недочетов.
Конкурс по чистописанию.
История письменности на Руси. Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило.
Письмо на бересте. Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями.
Заточка и письмо. Металлические перья. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и
Мефодий. Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. Рукописные книги Древней Руси.
Древнерусский шрифт — устав. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления
3

древнерусских книг.
Написание художественных соединений. Написание художественных соединений
ол, ом, оя, об, од, оф. Написание художественных соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.
Написание художественных соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание художественных
соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае. Написание художественных соединений ие, ий, иц, ищ.
Безотрывное написание художественных соединений ел, ем, ег, еж, ез. Рациональные
способы соединений в словах. Написание художественных соединений яб, яр, яв, ят.
Письмо трудных художественных соединений юз, юг, юж, ют, юн. Безотрывное написание
художественных соединений ль, мь, ья, ье. Написание художественных соединений Оо, Сс,
Ээ.
Творческая работа.
Повторение. Алфавит. Свой вариант шрифта. Повторение соединений букв.
Повторение художественного соединения букв. Оформление заглавной буквы.
Узоры в письме. Свои узоры при оформлении заглавной буквы. Безотрывное
написание различных соединений.
Шрифты. Шрифты. Создание своего шрифта. Запись фразы выбранным шрифтом.
Запись фразы выбранным шрифтом пером. Урок-конкурс «Пишу пером». Тренировка в
использовании различных видов шрифта.
Творческий проект. Творческий проект «Пишу красиво». Защита творческого
проекта.

Тематическое планирование 1 класс
№

Тема занятия

Количе

Форма

Основные

ство

организации

виды

часов

занятий

внеурочной

занятия

деятельности
Введение ( 2 ч)
1

Понятие
История

«каллиграфия». 1
возникновения

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

и

развития письменности.
2

Упражнения для осанки.

1

Развитие мелкой моторики ( 2 ч)
3

Упражнения

для

развития 1

Фронтальная

Познавательная

свободных движений руки.
4

4

Штриховка

геометрических 1

Фронтальная

Познавательная

фигур.
Упражнение для работы над высотой букв( 4 ч)
5

Упражнения для работы над 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

высотой букв. Штриховка
6

Написание заглавных букв с 1
использованием

модульной

сети.
7

Буквица

1

Фронтальная

Познавательная

8

Вензель

(применение 1

Фронтальная

Познавательная

каллиграфии

в

вышивке

и

искусстве)
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)
9

Письмо с проговариванием

1

Фронтальная

Познавательная

10

Упражнения для работы над 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

формой отдельных букв. Прием
работы с калькой
11

Упражнения для работы над 1
формой отдельных букв. Письмо
букв с нижним элементом: з, р, у,
д

12

Упражнения для работы над 1
формой

отдельных

букв.

Последовательность написания
букв Ф,ф
13

Упражнения для работы над 1
формой

отдельных

букв.

Варианты написания элемента
буквы «ы».
14

Упражнения для работы над 1
формой

отдельных

букв.

Заглавные буквы Г,П,Т,Р
15

Упражнения для работы над 1
формой

отдельных

букв.
5

Особенности

написания

элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)
16

Упражнения для работы над 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

формой сопоставляемых букв:
и,л
17

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв:
ш, м.

18

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв:
о,ю.

19

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв:
л,я.

20

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв: х,
ж. Безотрывное написание Х,Ж.

21

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв:
ч,у

22

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв: в,
з.

23

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв: з,
е.

24

Упражнения для работы над 1
формой сопоставляемых букв: с,
э.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 ч)
25

Упражнения для работы над 1

Фронтальная

Познавательная

наклоном и параллельностью
элементов букв.
6

26

Выполнение заданий по образцу. 1

Фронтальная

Познавательная

27

Упражнения для работы над 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

соединением

букв.

Прописывание слогов: нижнее
соединение.
28

Упражнения для работы над 1
соединением

букв.

Прописывание слогов: нижнее
соединение.
29

Упражнения для работы над 1
соединением

букв.

Прописывание слогов: верхнее
соединение
30

Рациональные

способы 1

соединений

в

словах.

Упражнения для работы над
соединением букв.
Практические и творческие работы ( 3 ч)
31

Написание

текстов 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

поздравления, приглашения на
открытке
32

Написание текста объявления, 1
визитной карточки ученика.

33

Контрольное списывание

1

Итого

33ч

Тематическое планирование 2 класс
№

Тема занятия

Количес

Форма

Основные виды

тво

организации

внеурочной

часов

занятий

деятельности

занятия

Элементы букв. (17 ч)
1
2-3

Что такое каллиграфия?

1

Фронтальная

Познавательная

Большие и малые прямые 2

Фронтальная

Познавательная

наклонные линии
7

4-5

Прямая

линия

с 2

Фронтальная

Познавательная

Прямая наклонная линия с 2

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

маленький 2

Фронтальная

Познавательная

малые 2

Фронтальная

Познавательная

Линия с петлей вверху и 1

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

закруглением внизу
6-7

закруглением вверху
8-9

Малая и большая прямые 2
наклонные

линии

с

закруглениями вверху и
внизу
10-11

Большой

и

овалы
12-13

Большие

и

полуовалы
14-15

внизу
16

Малая

и

большая 1

пламевидные прямые
17

Петля на линии строки.

1

Написание схожих групп букв ( 16 ч)
18-19

Группа

букв:

и,

ш, 2

Фронтальная

Познавательная

И,Ш,п,р,т,г
20-21

Группа букв: л,м,Л,М,я,Я

2

Фронтальная

Познавательная

22-23

Группа

2

Фронтальная

Познавательная

букв 2

Фронтальная

Познавательная

букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
24-25

Группа
с,С,е,о,О,а,.д,б

26-27

Группа букв: ь,ъ,ы,в

2

Фронтальная

Познавательная

28-29

Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К

2

Фронтальная

Познавательная

30-31

Группа

букв: 2

Фронтальная

Познавательная

2

Фронтальная

Познавательная

Индивидуальная,

Художественная

В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
32-33

Группа
букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д

34

Работа

по

графических

устранению 1
недочетов.

групповая

Конкурс по чистописанию
8

Итого

34

Тематическое планирование 3 класс
№

Тема занятия

занятия

Колич

Форма

Основные

ество

организации

виды

часов

занятий

внеурочной
деятельности

История письменности на Руси (11 ч)
1

Привет

Анфиму. 1

Берестяная

грамота

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

и

точило. Письмо на бересте.
2

Пергамент и тростниковая 1
палочка.

3

Как

писали

гусиными 1

перьями.
4

Заточка и письмо

1

Фронтальная

Познавательная

5

Металлические перья.

1

Фронтальная

Познавательная

6

Как

появилась 1

Фронтальная

Познавательная

письменность

на

Фронтальная

Познавательная

книги 1

Фронтальная

Познавательная

Древнерусский шрифт — 1

Фронтальная

Познавательная

1

Фронтальная

Познавательная

элемент 1

Фронтальная

Познавательная

Руси.

Кирилл и Мефодий.
7

Русская вязь. Где мы с ней 1
встречаемся.

8

Рукописные
Древней Руси.

9

устав.
10

Буквица заглавная.

11

Розетка

как

оформления
древнерусских книг.
Написание художественных соединений (23ч)
12-13

Написание

2

Фронтальная

Художественная

художественных

9

соединений
ол,ом,оя,об,од,оф
14-15

Написание

2

Фронтальная

Художественная

2

Фронтальная

Художественная

2

Фронтальная

Художественная

2

Фронтальная

Художественная

написание 2

Фронтальная

Художественная

Фронтальная

Художественная

2

Фронтальная

Художественная

трудных 2

Фронтальная

Художественная

написание 2

Фронтальная

Художественная

художественных
соединений
ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
16-17

Написание
художественных
соединений
ое,ой,оц,ош,ощ

18-19

Написание
художественных
соединений
аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае

20-21

Написание
художественных
соединений ие,ий,иц,ищ

22-23

Безотрывное
художественных

соединений ел,ем,ег,еж,ез
24-25

Рациональные

способы 2

соединений в словах
26-27

Написание
художественных
соединений яб,яр,яв,ят

28-29

Письмо
художественных
соединений
юз,юг,юж,ют,юн

30-31

Безотрывное
художественных

соединений ль,мь,ья,ье

10

32-33

Написание

1

Фронтальная

Художественная

Групповая

Проектная

художественных
соединений Оо,Сс,Ээ
34

Творческая работа.
Итого

34

Тематическое планирование 4 класс
№

Тема занятия

Количество

Форма

Основные

часов

организации

виды

занятий

внеурочной

занятия

деятельности
Повторение ( 13 ч)
1-2

Алфавит. Свой вариант 2

Групповая

Художественная

Фронтальная

Познавательная

Фронтальная

Познавательная

Индивидуальная

Художественная

шрифта
3-6

Повторение соединений 4
букв

7-10

Повторение

4

художественного
соединения букв
11-13

Оформление заглавной 3
буквы

Узоры в письме (5 ч)
14-15

Свои

узоры

оформлении

при 2

Индивидуальная

Художественная

Фронтальная

Художественная

заглавной

буквы
16-18

Безотрывное написание 3
различных соединений

Шрифты (12 ч)
19-21

Шрифты.

Создание 3

Фронтальная

Художественная

фразы 2

Фронтальная

Художественная

своего шрифта
22-23

Запись

выбранным шрифтом

11

24-25

Запись

фразы 2

выбранным

Фронтальная

Художественная

Групповая

Проектная

Индивидуальная

Художественная

шрифтом

пером
26

Урок-конкурс

«Пишу 1

пером»
27-30

Тренировка

в 4

использовании
различных

видов

шрифта
Творческий проект ( 4 ч)
31-33

Творческий

проект 3

Индивидуальная

Проектная

Групповая

Проектная

«Пишу красиво»
34

Защита

творческого 1

проекта
Итого

34

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».