Программа курса ВНД Театральная студия ООО

Пояснительная записка

•
•
•

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия¬ для учащихся 5-9
классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012г №273 –ФЗ «Об образовании в РФ¬
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго
поколения
Письма Министерства образования и науки «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия:
В.Г. Григорьева, П.В. Степанова методический конструктор «Внеурочная деятельность
школьников¬ пособие для учителей, А.П. Ершова «Театральная педагогика¬, А.П. Ершова,
В.М. Букатов «Театральные подмостки школьной дидактики¬, Р. Ганелин Программа
обучения детей основам сценического искусства Школьный театр.

•

Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание
социального партнерства школы с семьей.
Данная программа направлена на создание условий для развития творческой личности
и создание условий для её самореализации. Занятия театральной деятельностью не только
развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и
общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,
творчеству в любой области. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира,
увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом,
получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники
могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом
опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу,
вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие
качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более
осмысленно;

•

активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он
начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления –
словом, всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы,
«когда ты интересен всем, все интересны тебе¬. Тренировка внимания к окружающим
обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в
своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка
программы внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к
воспитанию, образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е. ребёнок на всех
уровнях – от первого года обучения к пятому – становится вовлечённым в продуктивную
творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя
(толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) – художника,
композитора, режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе
социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления
действительности, выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней
свободы открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей
всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на
плечах педагога-режиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом
ребёнка.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности,
включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены
занятия по сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение
истории мирового театра.
В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания
спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным
результатом программы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство¬ выполняет познавательную,
воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и
задачи.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития ребенка,
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества,
сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения
обучающихся средствами театрального искусства.

•
•
•
•
•
•
•

Задачи:
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми
социальными группами;
развитие эмоциональной сферы ребенка,
воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
формирование интереса к театру как средству познания жизни,
духовному обогащению;
развитие творческих способностей.
создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их
самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя¬ поверить в свои силы,
преодолеть робость и застенчивость ознакомлению с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуре.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции¬ и признанию себя как
уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеосюжеты.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
словесный (беседа, этическая беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные
занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через
игры, упражнения, этюды;
- - применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;

- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары,
интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- - частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их
индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к
созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания
и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических
действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в классе
предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие
в спектаклях; - сотрудничества - в процессе работы педагоги и учащиеся выступают в
качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется
принцип работы творческой мастерской; - организации процессов актерской импровизации
в условиях театральной образности;
систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших
упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии,
памяти, воображения, чувства ритма и т.д.;
индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и
подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой
творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
• Групповая –эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма
творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается
выполнить работу.
• Парная рассчитать работу на двоих.
• Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому
необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять
задание. Форма педагогической деятельности — учебное занятие. Форма групповой
работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
1.
контролирует;
2.
отвечает на вопросы;
3.
регулирует споры;
4.
дает направление творческой деятельности;
5.
объясняет;
6.
показывает.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.
Планируемы
освоения курса:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

результаты

освоения

программы

Личностные

результаты

проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различают основные нравственно-этические понятия;
соотносят поступок с моральной нормой;
оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в
соответствии с правилами поведения,
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
сопереживание, сочувствие, помощь и др.
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,
удивление, желание больше узнать;
оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;
применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются
с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре
(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно,
истинно, существенно, несущественно¬);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я
не знаю и не умею?¬), находят ошибки, устанавливают их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. оформлять
диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
составлять устные монологические высказывания, «удерживают¬ логику повествования,
приводят убедительные доказательства; уметь самостоятельно выбирать, организовывать
небольшой творческий проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе;
выступать перед публикой, зрителями.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Предметные
Учащиеся будут знать
правила поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно
оценить по трём уровням.
Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний)
Знаком с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе
посещения спектаклей в профессиональных театрах), нормами трудовой этики (во время
репетиций), с образцами социально-приемлемого или не приемлемого поведения (чрез
разбор содержания готовящегося мини спектакля)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (формирование ценностного отношения к
социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты освоения программы
Знать:
основные виды и жанры театрального искусства;
выдающихся актеров театра;
основные законы сцены;
уметь:
анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои
идеи и ощущения до слушателя;
вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать партнерские
отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
сострадать, сочувствовать, сопереживать;
в случае надобности помочь партнёру, удерживая свою задачу;
применять полученные знания в создании характера сценического образа;
стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего
культурного кругозора;
активно участвовать в репетиционной работе с поиском средств реализации заданного
характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и
выразительности.

Учебно –тематический план программы «Театральная студия¬
1 год (34 час.)
№

Раздел программы

Количество
часов

Количество
часов
(теория)

Количество
часов
(практика)

1.

Вводное занятие

2.

4.

История театра. Театр
как вид искусства
Актерская грамота,
сценическое искусство
Художественное чтение

5.

Сценическое движение.

2

2

6.

Экспромт театр

2

2

7.

Поход в театр для детей
и юношества
Работа над пьесой,
инсценировкой.

2

2

2

1

1

Репетиционный период.
Постановки.

8

1

7

1
34

0,5

0,5

3.

8.

9.

10. Итоговое занятие
ИТОГО:

1
2

1
1

1

11

1

10

3

1

2

Характеристика деятельности обучающихся
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Побуждающая беседа «Ваши предложения: перспектив роста¬
Гении русской сцены. Современные школьные театры. Заочная экскурсия по
современным театрам.
Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах¬. Игры и упражнения на
импровизацию. Учимся бессловесному общению и выражению эмоций.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его
звучания¬
2. Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского, Маяковского. Их разбор.
Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы.
Пластика. Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их
движений. Учим «Полонез¬, «Переходный вальс¬
Импровизация высший пилотаж. Импровизируем по отрывкам, выбранных из
литературных произведений.
Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.
Особенности композиционного по строения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Деление пьесы на эпизоды и пересказ
их учащимися. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей. Диалог, монолог. Работа над
выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Работа над
отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом
2. «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста¬,
Выстраивание мизансцен. Пластический рисунок и характер героев.
Репетиции по эпизодам. Подбор музыки к мини-спектаклю. Подбор
реквизита и костюмов. Создание афиши и программки.
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

№

Раздел программы

Количество
часов

Количество
часов
(теория)
0,5

1.

Вводное занятие

1

2.

Актерская грамота,
сценическое искусство

6

1

3.

Работа
над
инсценировкой.
Репетиционный
Постановки.

пьесой,

3

1

период.

21

2

2
1
34

1
0,5

4.

5.
6.

Выступление
Итоговое занятие

ИТОГО:

№

Раздел программы

Количество
часов

Количество
часов
(теория)
0,5

1.

Вводное занятие

1

2.

Актерское мастерство

5

1

3.

Работа
над
инсценировкой.
Репетиционный
Постановки.

пьесой,

2

1

период.

23

2

2
1
34

1
0,5

4.

5.
6.
ИТОГО:

Выступление
Итоговое занятие

2 год (34 час.)
Количество
Характеристика деятельности обучающихся
часов
(практика)
0,5
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры
на сплочение.
5
Этюды. Этюд, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом.
Этюд –упражнение с содержанием.
общению и выражению эмоций.
2
Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы.
19
Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем
навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера.
1
Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
0,5
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

3 год (34 час.)
Количество
Характеристика деятельности обучающихся
часов
(практика)
0,5
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры
на сплочение.
4
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых
обстоятельствах¬, развитие артистической смелости. Приёмы запоминания
текста роли в постановке.
1
Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы.
21
Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем
навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера.
1
Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
0,5
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

Содержание программы «Театральная студия¬
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
1. Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Инструкция по
технике безопасности.
2. История театра. Театр как вид искусства
Актер средневекового театра. Актер средневекового театра. Символика и условность
оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и
изобразительным

искусством.

Трансформации

традиций

средневекового

театра

в

современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).
Знакомство с искусством средневековой Европы по презентации, по описаниям
театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых
театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр¬.
Судьба школьного театра в России. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского
3. Актерская грамота и театральная игра
Средства актёрского искусства.

Знакомство с логикой межличностного общения.

Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Тренировка слухового, зрительного внимания. Упражнения и игры на развитие
внимания.
Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах¬:
Роль

импровизации,

взаимосвязь

импровизации

с

техническими

навыками

в

репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения
установленных мизансцен. Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы
своей и товарищей.
Развитие навыка действия в пантомиме. Этюды Творим, фантазируем, действуем:
Экспромт театр.
4. Художественное чтение
Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте.
Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера¬.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речеголосовым аппаратом Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского Маяковского. Их
разбор. Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы.

Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера¬. Составляем
композицию.
5. Сценическое движение
Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Универсальная
разминка, разучивание основных движений под музыку. Элементы разных по стилю
танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног.
Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.
Учим «Полонез¬, «Переходный вальс¬
6. Экспромт театр Импровизация высший пилотаж.
Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
7. Поход в театр для детей и юношества.
Просмотр спектакля, обсуждение.
8. Работа над пьесой
Выбор пьесы или инсценировки и Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и
развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Определение жанра спектакля. Общий разговор о замысле спектакля.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися работа по карточкам «от прозы к
драматическому диалогу¬, «Сфера диалога и сфера игры¬, «Кто это сказал?¬, «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста¬, выразительное чтение по ролям,
расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий,
отработка логического соединения текста и движения.
9. Репетиционный период.
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С
отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи.
Отработка

монологов.

Пластический

рисунок

роли.

Темпо-ритм.

Поиски

музыкальнопластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор
реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
Назначение помощника режиссера

10. Итоговое занятие
Подведение итогов
Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие:

Инструктаж по технике безопасности. Постановка задач на предстоящий год. Игры на
сплочение коллектива.
2. Актерская грамота, сценическое искусство

Этюды, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом. Отношение к событию.
Упражнения на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру. Оправдание
своих поступков.
3. Работа над пьесой

Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы, Идеи
автора. Определение жанра. Распределение ролей.
4. Репетиционный период отрывка пьесы Н. Гоголя «Ревизор¬ Постановка отрывка из

пьесы Н.Гоголя «Ревизор¬. Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены.
Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера. Работа над особенностями характера персонажей.
Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5. Выступление с постановкой отрывка из пьесы Н. Гоголя «Ревизор¬.

Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Ваши предложения по работе в предстоящем году.

2. Актерское мастерство
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых обстоятельствах¬, развитие

артистической смелости. Приёмы запоминания текста роли в постановке.
3. Работа над пьесой

Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Распределение ролей.
Чтение по ролям.
4. Репетиционный период
отрывка из пьесы Н.Островского «Бедность – не порок¬. Постановка отрывка из пьесы Н.
Островского «Бедность – не порок¬. Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем
мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем
навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера. Работа над особенностями
характера персонажей.
Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5. Выступление
с постановкой отрывка из пьесы Островского «Бедность не порок¬.
Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
6. Итоговое занятие
Подведение итогов. Наши удачи и над чем еще нужно работать

Календарно-тематическое планирование программы «Театральное искусство¬
1 год обучения
№ Тема
п.п
1

Вводное
занятие.

Методы
формы
Словесный,
групповая

и

Содержание И виды деятельности

Инструкция по технике безопасности
Цели и задачи обучения. Учебный план. Анкета «Ваши предложения¬

Кол. Колво Колво
час
Час
прак
теория тика всего
0.5

0.5

1

Страницы истории театра: средневековый площадной театр. Актер средневекового 1
театра, Символика и условность в оформления средневекового спектакля.
В Страницы истории театра Знакомство с искусством средневековой Европы
Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров.
Этюд «Средневековый театр¬. Театры, где играют дети. Судьба школьного театра в
России. Современные школьные театры. Заочная экскурсия по современным театрам.
Великие драматурги- Островский.

2

История
Словесный,
практический
театра.
Театр как Групповая,
парах
вид
искусства.

3.

Актерская Словесный,
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание Средства актёрского 0.5
грамота.
практический
искусства. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Групповая,
в Слуховое, зрительное внимание. Упражнения и игры на развитие внимания: «Песня¬,
парах,
ин «Запрещенное движение¬, «Счет в разнобой¬, «Спецназ¬, «Найди, что я потерял¬.
Упражнения на концентрацию внимания: «Гвалт¬, самый внимательный¬. «Читай и
дивидуальная
считай¬ Игры, упражнения на развитие воображение и фантазии «Метафоры¬, «Что
было дальше по сказке «Репка¬, «Ассоциации¬, «Войдите в роль¬, Этюды «Я в
предлагаемых обстоятельствах¬: «Королевский прием¬, «В картинной галерее¬, «В
ночном лесу¬, «Знакомлюсь с родителями своего друга Импровизация. Упражнения и
этюды и игры, «Вижу, что есть отношусь как задано¬ Закрепление навыка действия в
пантомиме Этюды «Грузчик¬, «Собери по деталям¬, «Мокрый котенок¬, «Разговор 2х глухонемых¬, творим, фантазируем, действуем: Экспромт театр по поговоркам и
пословицам. Экспромт театр по детским стихам Выстраиваем мизансцены и точно
выполняем установленные мизансцены. Работа над одной ролью (одним отрывком)
всех учащихся Художест- .Словесный, Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления 1 2
венное
практический речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его звучания¬ Упражнения на
чтение
Групповая, рождение звука: «Бамбук¬, «Корни¬, «Тряпичная кукла¬, Резиновая кукла¬, «Фонарь¬,
практическая Антенна¬, «Разноцветный фонтан¬. Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского Маяковского. Их разбор. Чтение стихов
разными исполнителями. Чтение прозы. Мелодекламация. Литературная композиция и
монтаж. «Театр одного актера¬. Составляем композицию.

4

1

2

6.5

3

7

5.

Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание.
Сценическое Словесный,
практический Техника безопасности Продолжение работы над разминкой плечевого пояса.
движение.
Групповая, в Универсальная разминка, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на
парах
вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног.
Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.
Учим «Полонез¬, «Переходный вальс¬

6

Театральная Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Беседа – диалог «Что такое
игра
практический пантомима и ее место в выразительности актера¬ Пантомима, жест, мимика.
Групповая,
в Закрепляем навык бессловесного действия. Выстраиваем пластический рисунок тела
парах,
(говорит только спина, только руки, только ноги,) Учимся бессловлесному общению
индивидуальная и выражению эмоций. Упражнение на развитие мимики «Угадай, что я ел¬, «Угадай
мое настроение¬, «Я болен¬, «Я счастлив¬ Этюды «Разговор с другом через стекло¬,
«Подсказка на уроке химии¬, «Уборка¬, «Где я¬. «В зоопарке

7

8

2

2

4

5

ЭксСловесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Импровизация высший
промт театра практический. пилотаж. Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
Групповая,
в
парах
индивидуальная

2

2

Поход
в ПрактичеПросмотр спектакля. Обсуждение
театр
для ский Групповая
детей
и
юношества

2

2

1

9

1
Работа над Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Пьеса – основа спектакля
практический Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение. Особенности композиционного
пьесой
Групповая,
в построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.
парах
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися. Работа с текстом. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Диалог, монолог. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях

10

Инсценировка Словесный, Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Основная этюдно-постановочная
рассказа
практический работа по ролям. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
В.Шукш ина
текстом «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста¬, ,
«Чудики¬
выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на

1

2

8

8

коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по
эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм
речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски
музыкальнопластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных
картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов
костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция. Назначение помощника режиссера.

11

Итоговое
занятие
ИТОГО:

Подведение итогов за прошедший год.

1

6

1

28

34

2
№ Тема
п.п

Методы
формы

и

год

Содержание И виды деятельности

Кол.
Час
теория
0.5

Колво Колво
час
прак
тика всего

1

Вводное
занятие.

Словесный,
групповая

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на
сплочение.

2

Актерская
грамота.

Словесный,
практический
Групповая, В парах

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Этюды. Этюд, как 1
подготовка актера к работе над спектаклем, образом Этюд –упражнение с
содержанием. Этюды на «Разные отношения¬. Завязка в этюде. Событие в этюде.
Кульминация в этюде. Развязка в этюде. Этюды на пластику. Походка, жесты.
Этюды на память физических действий. Массовые этюды

5

6

3.

Работа
пьесой.

над Словесный,
Артикуляционная гимнастика.
1
практический
Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
Групповая,
в Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
парах,
конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая
индивидуальная характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

2

3

4

Репетиционный
период
Отрывка из
пьесы
Гоголя
«Ревизор¬

.Словесный,
практический
Групповая,
практическая

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное
2
чтение по ролям, расстановка ударений в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная
работа по ролям. Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем
мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствия.
Работа над характерами персонажей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и
движения. Речевые особенности персонажей. Репетиция с элементами костюма,
декораций. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.

0.5

20

1

22

5.

Выступление с Словесный,
постановкой
практический.
отрывка
из Групповой
пьесы
Гоголя
«Ревизор¬.

6

Итогозанятие

Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.

вое Словесный,
практический
Групповая

Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Подведение итогов. Наши
удачи и чему еще нужно научиться

Итого

Методы
формы

1

0.5

и

2

0,5

6

3
№ Тема
п.п

1

1

28

34

год

Содержание И виды деятельности

Кол. Колво Колво
час
Час
прак
всего
теория тика

1

Вводное
занятие.

Словесный,
групповая

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Ваши
предложения по работе в предстоящем году.

2

Актерское
мастерство.

Словесный,
практический
Групповая, В парах

Артикуляционная гимнастика.
1
Упражнения на дыхание. Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в
предлагаемых обстоятельствах¬, развитие артистической смелости. Упражнения
на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру.
Упражнения на «Если бы­¬- «Войдите в роль¬. Отношение к событию (оценка
факта). Оправдание своих поступков. Приёмы запоминания текста роли в.
постановке

0.5

0.5
4

1
5

3.

Работа
пьесой.

над Словесный,
практический
Групповая,
парах.

Артикуляционная гимнастика.
1
Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
в Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая
характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

4

Репетиционный .Словесный,
период
практический
Отрывка из
Групповая,
пьесы
практическая
Островского
«Бедность
не
порок¬

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное
чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Осваиваем
сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком
взаимодействия, сопереживания и сочувствия. Работа над характерами
персонажей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и движения. Речевые
особенности персонажей. Репетиция с элементами костюма, декораций.
Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера,
помощника режиссера.

2

5.

Выступление с Словесный,
постановкой
практический.
отрывка
из Групповой
пьесы
Островского
«Бедность
не
порок¬
Итоговое Словесный,
занятие
практический
Групповая

Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи. Над чем
необходимо работать

1

6

Итого

Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Подведение итогов. Наши
удачи
и чему еще нужно научиться

0,5

6

1

2

22

1

24

2

0,5

28

1

34

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Собеседование.
3.Самооценка.
4.Отзывы детей и родителей.
5.Коллективное обсуждение работы.
6.Анкетирование.
a. Постановки.
8.Самоанализ.
9. Участие в школьных мероприятиях

•
•

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ноутбук;
Флэш карта с муз. произведениями, презентациями, видео
Реквизит для этюдов и инсценировок;
Список литературы для учителя:
Р . Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства
Школьный театр .  ... biblioteka.teatr-obraz.ru
Генералов И.А. Программа курса «Театр¬ для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100¬ Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс,
2008.
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства¬.
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.В
Григорьева,
П.В.Степанова
«Внеурочная
деятельность
школьников. Методический конструктор¬ пособие для учителей
https:(//studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847
f22c9cf865281083d8)(распечатка с интернет ресурса)
. А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной
дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
А. П. Ершова. Театральная педагогика izumzum.ru›health­ershovateatralenaya-pedagogika­
Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги ...

biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерство Самоучитель актерского мастерства: Монолог |
Театральная ... biblioteka.teatr-obraz.ru › Актерское мастерство театральная педагогика в современной школе
Издательская ...
www.e- osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
Гиппиус «Гимнастика чувств¬ (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и школа¬ dramateshka.ru›­methods­zya- korogodskiyj­nachalo Авторы: К: Корогодский З.Я., Театральная библиотека... theatre-library.ru›authors/k/korogodskiy
В.Стеценко «100 уроков театра¬htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по сценической речи и актерскому...
infourok.ru›sbornik- zanyatiy-po­rechi­masterstvu­ Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству Феофанова
davaiknam.ru›text/sbornik-igr-i-uprajnenij-po­ Актерское мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoemasterstvo/ Юмористические игры для детей. Содержание...
booklot.ru›genre/detskie/detskaya­book­pantomima/
Список литературы для детей: К.С.Станиславский «Работа актера над собой¬ К.С.Станиславский
«Работа актера над ролью¬
Детская энциклопедия, т.12 «Искусство¬.- М.: «Просвещение¬, 1968


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».