Программа курса ВНД Всегда на связи НОО

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1)
2)
3)
4)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­....3
Актуальность и назначение программы курса ......­­­­­­­­­­­3
Варианты реализации программы курса и формы проведения занятий­.­5
Взаимосвязь с программой воспитания­­­­­­­­­­­­­­..­5
Особенности работы педагога по программе курса......­­­­­­­­­6
Цели и задачи курса­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­..6
Содержание курса внеурочной деятельности Волонтерского отряда «Всегда
на связи¬­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­.7
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности­­­..­­12
Тематическое планирование­­­­­­­­­­­­­­­­..­­­17
Учебно-тематический план­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­18
План работы на 2024/2025 учебный год­­­­­­­­­­­­­..­.20
Условия реализации курса внеурочной деятельности­­­­­­­..­..21
Критерии эффективности реализации программы курса внеурочной
деятельности­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­...­.22

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы курса. Программа курса разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы начального учетом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.
Психосоциальное развитие детей направлено на становление личности и
формирование социальных навыков. В результате формируется индивидуальный
стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть того, как человек
воспринимает социальную действительность и реагируют на нее.
Конечной целью этого развития является социально-психологическая
компетентность личности. На смену традиционным формам организации
досуговой деятельности подрастающего поколения пришли новые методы
социализации и активизации подростков – волонтёрское движение. Безусловно,
волонтёрская деятельность – активная форма вовлечения подрастающего
поколения в социальную деятельность, а также один из способов формирования
социальной и политической компетенции подростков и молодёжи.
Социально-психологическая компетентность – это способность эффективно
взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных
отношений. Умение и желание оказать помощь, поддержать человека. В ее
структуру входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно
определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей,
выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в
процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на
место другого (эмпатия).
Основы социально-психологической компетентности закладываются в семье,
которая формирует у ребенка первый опыт эмоциональных и деловых отношений
между людьми. Однако, авторитет семьи упал в последние десятилетия. Кроме
того, в последние годы значительно обострились социально-экономические
причины, обусловливающие рост сиротства. В среднем по каждому региону
ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся
родительского попечения, появляются социальные сироты. Не способна
сформировать у ребенка адекватные социальные навыки и неблагополучная
семья. Для таких детей необходимо специально организованное социальнопсихологическое обучение, дополнительное общение с окружающим вне
образовательного пространства.
Ребенок, растущий в семье благополучной или неблагополучной должен
уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способным работать
в команде, заинтересовывать и мотивировать других. Данная проблема и
обусловила актуальность написания программы волонтерской направленности по
развитию навыков общения у детей.
Социально-психологическое обучение должно учитывать возрастные
особенности развития ребенка и проводиться комплексно по всем трем
2

направлениям: эмоциональному, развитию Я-концепции и самосознания,
поведенческому. Для данного возраста актуальны задачи: осознание Я-концепции
и типичных стереотипов поведения; формирование приемов эмоциональной
саморегуляции; освоение навыков уверенного поведения, социального
взаимодействия, поведения в условиях межличностных конфликтов;
профилактика зависимого поведения.
Обновленный ФГОС начального общего образования ориентирует
современную школу
на
обеспечение
индивидуальных потребностей
обучающихся.
Эта задача решается в том числе и посредством введения курсов внеурочной
деятельности. Одним из актуальных из них может стать курс, связанный с
овладением социальными компетенциями, действиями
добровольческой
напрвленности.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми,
становится все более важным. К сожалению, многие дети в семье так и не
приобретают этого важнейшего социального навыка, но педагоги и психологи
могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать
чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и
правилам.
Современное устройство общества дает детям, подросткам и взрослым больше
возможностей выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества
нюансов и аспектов взаимодействия. Если раньше считалось важным
сформировать у школьников корректное поведение, то большое разнообразие
социальных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает
невозможным научить ребенка «поступать правильно¬ и требует развития
социальной компетентности. При этом все больше и больше детей страдают от
одиночества и изоляции.
Грубое поведение детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране
или усвоенное из компьютерной игры. Для многих детей все труднее становится
нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают
индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о
действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь
формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно
слушать других. Поэтому важно усиливать психологические связи между детьми,
развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты.
Целью курса является формирование социально компетентного поведения у
детей и подростков, которое обеспечивает ребенку адекватное отношение к
позитивным и проблемным ситуациям. Его компонентами являются: большой и
разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций;
способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного
поведения.
Программа Волонтерского отряда «Всегда на связи¬ направлена на развитие
эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей
дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого
общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт
и учатся общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена
3

на формирование навыков конструктивного общения. В процессе участия в
данной программе подростки смогут увидеть себя со стороны собеседника, это
научит лучше разбираться в себе и в окружающих людях. В ходе занятий
формируется умение общаться, сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного
поведения, способность работать в команде и совместно принимать решения,
которая становится все более важной и актуальной в этом возрасте.
Основная идея курса внеурочной деятельности волонтёрского отряда МАОУ
СОШ № 1 - воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в
любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества,
строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и
понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к
человеку.
Курс внеурочной деятельности разработан в соответствии с обновленными
ФГОС основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы основного общего образования с
учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам
освоения программ основного общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся;
- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить
учебную и воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе
осознания ими личной ответственности и объективной оценки личного вклада
каждого в решение общих задач.
Варианты реализации программы курса и формы проведения занятий.
Программа может быть реализована в работе со школьниками 3 или 4 классов, а
также в разновозрастных группах детей и подростков.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены
такие формы проведения занятий как беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые
штурмы, решения кейсов, упражнения на отработку организаторских навыков,
коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной
деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
4

- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации
социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное
значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания
ответственного гражданина своей страны;
-в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
примерной программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса. На каждом этапе своей
работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен
быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не
подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь
за результатом ради результата. Данный курс носит практико-ориентированный и
личностно- ориентированный характер. Обсуждение большинства тем с
обучающимися ведется на основе их личного опыта, их особенностей. Педагогу
очень важно учитывать личностные особенности, внимательно относиться к
индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает риск
психологической травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к
рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы, сделать его более
абстрактным и не оказывать давления на обучающегося. То же самое в полной
мере относится ко всем практическим упражнениям, используемым в курсе.
2. Цели и задачи курса.
Цель программы: формирование у обучающихся нравственных и
коммуникативных личностных качеств путем вовлечения их в добровольческую
общественную деятельность, которая способствует самореализации личности
ребенка и повышению уровня социальной адаптации.
Задачи программы:
Предметные:
развивать знания и умения, позволяющие подросткам лучше понимать
себя, свой внутренний мир;
обучать школьников методикам проведения досуговых мероприятий;
знакомить обучающихся с технологией проведения социальной акции;
обучать подростков основам работы с различными видами
информации;
обучать методике социального проектирования;
расширять навыки работы с информацией;
осуществлять подготовку волонтеров для работы с людьми различных
социальных категорий.
Метапредметные:
5

группе;

формировать первичные организаторские умения и навыки;
развивать коммуникативные качества, умение работать в команде,

развивать уверенность в себе, в собственных силах;
формировать устойчивые организаторские умения и навыки,
развивать лидерские качества;
расширять опыт общения, развивать навыки взаимодействия с
людьми различных социальных категорий;
развивать умения оценивать результаты своей деятельности, навыки
самоанализа и самооценки
Личностные:
формировать активную гражданскую позицию;
прививать нравственные качества личности: милосердие, доброту,
отзывчивость;
формировать потребность в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья;
содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в
семье, школе, городском округе, стране;
воспитывать потребность в добровольческой деятельности,
формировать отношение к социальному служению как к норме жизни;
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность.
3. Содержание курса внеурочной деятельности Волонтёрского отряда
«Всегда на связи¬.
Куратор волонтёрского отряда – Каримова Алла Валерьевна, педагог
дополнительного образования.
• Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся –
добровольцев из числа школьников 3-4 классов.
• Ежегодно проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых
заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о
выполненной работе за прошедший год.
Права и обязанности членов отряда.
Волонтѐр имеет право:
• Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его
потребностям и устремлениям.
• Участвовать в форумах общественных молодёжных объединений.
• Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления
волонтерской деятельности.
• На признание и благодарность за свой труд.
• Получение
дополнительных заданий, необходимых волонтеру для
выполнения возложенных на него задач.
•

6

Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)
• Прекратить
свою деятельность о волонтерском объединении (по
уважительной причине).
Волонтѐр обязан:
• Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
• Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.
Соблюдать
принцип
конфиденциальности
(не
распространять
не
предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной
жизни просвещаемых людей).
• Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.
• Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если
только это не делается с согласия и предварительного одобрения.
• Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в
организации не менее чем за 2 недели.
Куратор имеет право:
• Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.
• Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем
общается.
• Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств,
нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других
активистов.
• Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного
образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.
Куратор обязан:
• Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
• Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
• Обеспечить
безопасность волонтера (проинструктировать его о
необходимой технике безопасности).
• Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской
деятельности.
• Проводить обучающие семинары и тренинги.
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
• социальное (оказание шефской помощи воспитанникам дошкольных
образовательных учреждений, обучающимся начальной школы, детям из
малообеспеченных и неблагополучных семей, людям с ограниченными
возможностями, ветеранам и пожилым людям);
• здоровьесбережение (проведение флеш-мобов, социальных акций,
спортивных мероприятий, а также создание социальных проектов, направленных
на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного
отношения к вредным привычкам);
• досуговая деятельность (организация и проведение тематических
мероприятий);
• экологическое воспитание (проведение субботников, лекториев, тренингов,
озеленение территории МАОУ СОШ № 1, благоустройство пришкольной
•

7

территории, разработка и реализация проектов экологической направленности,
проведение экодесантов).
Курс внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Введение в курс и знакомство (4 ч)
Установление контакта с детьми, выявление уровня сплоченности группы.
Упражнение «Приветствие¬. Типы приветствий. Варианты рукопожатий.
Необычное приветствие в парах. Знакомство в группе по кругу. Рассказы детей о
себе. Введение правил. Правило добровольности. Правило конфиденциальности.
Правило уважения друг к другу. Примеры правил. Обсуждение правил. Традиции
группы. Окраска настроения. Ритуал завершения занятия. Подведение итогов
занятия.
Раздел 2. Я и мои эмоции (10 ч)
Понятия поведения, мыслей, эмоций и различий в их выражении; выражение
своих чувств и эмоций (вербально и невербально); распознавание чувств других
людей. Чувства еще называют «эмоциями¬. Чувства — это то, как мы переживаем
разные события. «Ощущение¬ чувств в теле. Ярость, страх или счастье.
Составляющие чувства: в теле, в голове. Многоликость чувств. Умение выражать
свою радость; знакомство с различной степенью интенсивности радости;
актуализация знаний о способах создания хорошего настроения. Изображение
радости лицом и телом. Радость как эмоциональное состояние, которое возникает,
когда все в нашей жизни ладится, наши желания выполняются. Радость и
гордость. Чувства, сопутствующие радости. Удовольствие, восторг, ликование.
Как доставить чувство радости другому. Как распознать чувство радости у
другого. Внешние признаки чувства радости. Знакомство с эмоцией страха, ее
внешними проявлениями; реакция на детские страхи; введение способов
справиться со страхами. Страх как эмоциональное состояние, появляющееся при
возможном ущербе для жизненного благополучия, реальной или воображаемой
опасности, грозящей человеку. Страх, тревога, беспокойство. Испуг, ужас, боязнь,
трепет, жуть, опасение. Внешние признаки страха. Страх в теле. Как можно
избавиться от страха. Способы работы со своими страхами. Признаки страха у
другого. Гнев и его проявления. Положительные формы проявления гнева.
Способы справляться с гневом. Гнев как телесное ощущение. Злость. Злость на
лице, внешние проявления злости. Злость как телесное ощущение. Раздражение,
ярость, злоба, недовольство, возмущение, бешенство. Злость как полезная эмоция.
Опасности злости и гнева. Способы справляться с собственным гневом. Гнев у
другого, как его распознать.
Знакомство с эмоцией обиды; разные способы проявления обиды у детей;
способы выхода из этого эмоционального состояния. Причины обид. Обида как
ощущение в теле. Поведенческие проявления обиды. Внешние проявления обиды
на лице. Обида у другого: как распознать. Что делать с состоянием своей обиды.
Способы преодоления чувства обиды.
Знакомство с эмоцией грусти и ее проживание участниками группы.
Причины эмоции грусти. Интенсивность эмоции грусть. «Волны¬ грусти,
радости, гнева, страха. Грусть как телесное ощущение. Выражение грусти на
лице. Грустные мысли. Цвета грусти. Грусть у другого человека: как ее
8

распознать. Поведенческие проявления грусти. Что делать с грустью другого.
Помощь, поддержка, сочувствие.
Эмпатия. Понимание других людей. Формирование умения выразить свое
сочувствии другому человеку. Сочувствие как реакция на расстройство другого.
Способы выражения сочувствия. Переживания за другого и сопереживание.
Ощущение чувства другого. Способы увидеть чувства другого, распознавание
чужих чувств. Телесные ощущения при сочувствии. Относительность в оценке
чувств, навык распознавать и изменять свое эмоциональное состояние.
Идентификация чувств. Интенсивность чувств. Настроение как эмоциональное
состояние. Настроение как набор чувств. Преобладающие чувства. Сиюминутное
настроение. Фоновое настроение как привычное эмоциональное состояние.
Способы распознавания настроения и ведущих чувств. Мое настроение в
телесных ощущениях. Работа с собственным настроением. Настроение другого.
Способы распознавать настроение другого. Выражение лица, тембр голоса как
показатели настроения. Знакомство с понятием стресса, его внешними
проявлениями; введение приемов разрядки стресса. Что такое стресс. Стресс как
реакция организма на внешние события. Причины стресса. Внешние проявления
стресса. Стресс как телесное ощущение. Тревога, страх, паника, испуг. Способы
справляться со стрессом. Стресс у другого. Как распознать стресс у товарища. Что
можно сделать, чтобы помочь другому справиться со стрессом.
Желания: что это такое? Желания как отражение потребностей. Способы
выражать свои желания без ущерба для других. Вербальные способы выражения
желаний. Невербальные способы выражения желаний. Разные сферы моих
желаний. Что я люблю? Что я хочу знать? Чему я хочу научиться? Что меня
пугает? Что для меня самое увлекательное? От чего я хочу избавиться?
Раздел 3. Я и другие (10 ч)
Выявление личностных особенностей; формирование умения ценить свои
особенности; повышение самооценки. Описание самого себя. Положительные и
отрицательные стороны. Автопортрет. Я как совокупность внутреннего и
внешнего. Мой характер. Моя внешность. Моё поведение. Мои черты. Мои
знания, мои навыки. Что я умею. Как я отношусь сам к себе. Как ко мне относятся
мои товарищи.
Что такое дружба. Кто такой друг. Как быть хорошим другом. Зачем нужны
друзья. Что мы получаем от дружбы. Забота о дружбе. Дружба вдвоем и втроём.
Как стоит себя вести с друзьями. Как не надо себя вести с друзьями.
Внимательное отношение к друзьям. Характеристики хороших друзей. Чем
можно порадовать друзей. Что можно делать вместе с друзьями. Совместное
времяпрепровождение. Прогулки. Игры. Подарки. Наши сходства и отличия.
Уверенность в себе. Самооценка: какая она бывает. Высокая самооценка.
Низкая самооценка. Эгоизм. Альтруизм. Желание помочь другому. Умение
говорить и слушать других. Совместная работа. С кем приятно и неприятно
делать что-то вместе и почему. Что делать, чтобы с тобой было приятно и
комфортно работать и общаться. Навыки позитивного и конструктивного
общения. Комплименты. Забота об отношениях и совместной деятельности.
Проблемы: что это такое. Личные проблемы и общие проблемы. Просьбы о
помощи. Когда можно и не стоит просить помощь. Проблемы между людьми.
9

Переговоры как способ решения проблем. Эмоциональное состояние в момент
появления проблемы. Конструктивные и не конструктивные способы решения
проблем. Уход от проблемы. Совместное решение проблем. Совместная работа,
объединение для решения проблемы, взаимопомощь.
Почему человек не может жить один. Взаимодействие с другими: зачем оно
нужно. Чем нам полезны люди вокруг нас. Чем мы можем быть полезны людям
вокруг. Почему важно соблюдать баланс между своими и чужими потребностями.
Потребности другого: как их распознать. Внимание к состоянию и целям другого.
Что мы можем делать вместе и что не стоит делать вместе. Личные занятия и
общие занятия.
Общение как процесс развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности. Интерес к другому человеку. Умение
вести разговор, поддержать беседу, разрешать сложные ситуации без ссор.
Помощь и поддержка. Проблемы в общении. Способы получения информации.
Закрытые и открытые вопросы. Трудности общения с родителями. Трудности
общения с учителями. Трудности общения со сверстниками. Формирование
представления о различиях в проявлении мыслей, чувств и поведения; развитие
способности выражать свои чувства и эмоции, а также распознавать чувства
других людей. Что такое мысли, что такое чувства. Поведение как способ
выражения себя, своих желаний и потребностей. Вербальные и невербальные
способы выражения чувств. Поведение наедине с самим собой. Поведение с
другими людьми. Что такое эмоции. Переживания человека как отражение
внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека. Наше
отношение к происходящему вокруг и к самому себе. Эмоция как исходная
причина поступка. Восприятие эмоций. Мое эмоциональное состояние.
Эмоциональное состояние партнера по общению. Какие бывают эмоции. Польза
отрицательных эмоций. Распознавание своих собственных эмоций. Распознавание
эмоций партнера по общению. Каналы воспроизведения эмоций. Контроль
чрезмерного проявления эмоций. Обучение способам совладания с проявлениями
гнева; формирование навыков конструктивного выражения своих эмоций.
Способы саморегуляции. Релаксация. Антистресс. Ресурсное состояние.
Раздел 4. Наши взаимоотношения (10 ч)
Уверенность как качество личности. Представление о том, что такое
уверенность. Навыки уверенного поведения. Уверенное, неуверенное и
агрессивное поведение. Умение определять и выражать свои желания
ипотребность. Компоненты уверенной просьбы или отказа. Уверенность в словах.
Уверенность в жестах, мимике, позе. Нахальство, агрессия. Неуверенность как
пренебрежение своими желаниями и потребностями.
Что такое критика. Конструктивная и неконструктивная критика.
Справедливая, несправедливая, унижающая и замаскированная критика. Цели
критики. Обратная связь в совместной деятельности. Правильное отношение к
критике. Чувства возникающие при критике. Реакция на критику, эмоции,
чувства, слова.
Что такое просьба. Что такое требование. Развитие умения осознавать и
высказывать свои пожелания окружающим (взрослым и сверстникам). Отказ.
Формирование умения реагировать на отказ. Вежливая просьба. Признаки
10

вежливой просьбы. Когда уместна просьба, а когда требование. Личные границы,
защита личных границ. Умение говорить «нет¬. Чувство благодарности к людям.
Способы выражения благодарности. Благодарность в словах. Благодарность без
слов. Чувство признательности. Умение говорить «спасибо¬. Сложности в
выражении благодарности¬. Случаи, когда требуется благодарность. Неуместная
благодарность. Чрезмерная благодарность. Публичная благодарность. Личная
благодарность. Подарки.
Конфликт. Конфликт как столкновение
противоположных интересов, взглядов, целей и потребностей. Эмоциональное
состояние в момент конфликта. Виды конфликтов. Стадии конфликта. Стратегии
выхода из конфликта.
Что такое ответственность. Ответственность за свое поведение.
Ответственность за конкретные поступки. Ответственность за вещи.
Ответственность за других людей. Ответственность как характеристика
взрослости. Доля ответственности. Гиперответственность в общем деле.
Избегание ответственности. Передача ответственности. Делегирование
ответственности. Уход от ответственности.
Что такое привычка. Хорошие и плохие привычки. Как они возникают.
Привычки, которые мне мешают. Привычки, которые я хотел бы приобрести. Как
сформировать у себя полезную привычку. Как избавиться от вредной привычки.
Поведение как совокупность наших привычек. Стратегии поведения. Цели в моей
жизни. Способы достижения целей. Поведение и альтернативное поведение.
Проблема выбора. Варианты решения проблемы. Преимущества и недостатки.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации курса внеурочной деятельности ожидается:
• формирование у молодёжи высоких нравственных качеств, составляющих
основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за
судьбу Отечества;
• формирование в ходе совместной деятельности ответственной,
адаптированной, здоровой личности;
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных
идей и проектов;
• владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему
поколению;
• участие в акциях, флеш-мобах, квестах, социально-значимых мероприятиях
и проектах;
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая
позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей
результатов, на основе которых возрастает их самоуважение;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую
работу.
11

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных образовательных
результатов и предметных.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное межличностных отношений в поликультурном и участие в школьном
самоуправлении;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе
реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследователя; готовность в процессе работы над
проектом или исследованием оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
12

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с
учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при
изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных
индуктивных умозаключений, классификации, основания для и умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения)
в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказыватьидеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
13

выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы¬ и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий
(план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации
и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения
эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
14

представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных
областей.
Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее
осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме; осуществление выбора языковых средств для
создания устного или письменного высказывания в соответствии с
коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики; овладение основными нормами
современного русского литературного языка.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми;
характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы; умение
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных исследовательских или
проектных задач; овладение приемами поиска и извлечения социальной
информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или
исследования из различных адаптированных источников и публикаций средств
массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в сети Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая
экономико- статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; приобретение опыта
использования полученных знаний в практической проектной деятельности.
5. Тематическое планирование
15

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Название раздела, темы

Форма
организации
занятия
Проведение инструктажа по Фронтальная,
технике безопасности.
групповая,
Знакомство с дополнительной индивидуальная
общеобразовательной
программой
волонтерского
отряда «Всегда на связи!¬
Классификация
понятий: Групповая,
добровольчество,
основные индивидуальная
направления
волонтёрской
деятельности
Особенности
развития
волонтёрского движения на
территории
Российской
Федерации
Игровые технологии в работе
волонтёра

Фронтальная,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Информационные технологии Групповая,
в работе волонтёров
индивидуальная

6.

Основы
проведения Фронтальная,
социальных акций
групповая,
индивидуальная

7.

Психологическая подготовка
волонтёров, направленная на
развитие
навыков
взаимодействия
и
сотрудничества
Принципы взаимодействия с
людьми разных социальных
групп

8.

–

Групповая,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая

9.

Толерантность
взаимоуважения
взаимовыручки

основа Фронтальная,
и индивидуальная

10.

Основы
проведения Фронтальная,
социальных мероприятий
групповая,
индивидуальная

Форма аттестации
(контроля)
Тестирование

Создание проекта
«Волонтёрская
деятельность
как
одна
из
форм
социального
служения¬
Создание
видеоролика
«Волонтёром может
стать каждый¬
Разработка игрового
квеста
Создание школьной
газеты
«Я
–
волонтёр!¬
Проведение
социальной акции
«Присоединяйтесь к
нам!¬
Разработка
лидерского
тренинга
Разработка
мероприятия
для
людей
пожилого
возраста
Разработка
мероприятия
«В
единстве - народов
сила России¬
Защита социальных
проектов,
проведение
16

11.

Заключительное занятие

Групповая,
индивидуальная

общешкольного
мероприятия
Представление
отчётов
о
проделанной
работе,
создание
летописи
волонтёрского
отряда

6. Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации
(контроля)
Раздел 1. Введение в образовательную программу
1.1. Проведение инструктажа по
2
1
1
Тестирован
технике безопасности.
ие
1.2. Введение в образовательную
2
1
1
Дискуссия программу
Знакомство
с
«Я выбрал
этот путь
дополнительной
не зря¬.
общеобразовательной
программой
волонтерского
отряда «Всегда на связи!¬
Раздел 2. Волонтёрство (добровольчество). Основные понятия.
2.1. Классификация
основных
4
2
2
Интеллекту
альная игра
понятий:
добровольчество,
«Интересн
направления
волонтёрской
ые факты
деятельности.
Истоки
из истории
зарождения
добровольческой
деятельности.
добровольч
ества¬
Раздел 3. Особенности развития волонтерского движения на территории РФ
3.1. Добровольческие объединения
4
2
2
Практическ
на территории РФ.
ая работа
«На благо
общества¬
3.2. Законодательные
нормы.
4
2
2
Диалоговая
Регулирование
волонтерской
площадка
деятельности.
«Закон и
волонтёр¬
Раздел 4. Игровые технологии в работе волонтёра.
4.1. Лидерские качества волонтера.
2
1
1
Игровая программа. Понятие.
4
1
3
Принципы отбора игроков.
17

4.2.
5.1.

5.2.

6.1.

7.1.

7.2.

Алгоритм построения игровых
заданий. Основные требования
к ведущему. Разработка и
проведение игровых программ.
Жизненные ценности
2
2
Раздел 5. Информационные технологии в работе волонтёров
Принципы
создания
и
3
2
1
оформления информационных
буклетов.
Цели,
задачи,
назначение,
стиль,
форма,
логическая схема буклета.
Изготовление
2
2
информационного буклета «Я –
лидер!¬
Раздел 6. Основы проведения социальных акций
Разработка
и
проведение
6
2
4
Проведение
социальных
и
благотвори
благотворительных акций.
тельной
акции
«Дарим
тепло¬
Раздел 7. Психологическая подготовка волонтёров, направленная на
развитие навыков взаимодействия и сотрудничества
Развитие
навыков
2
1
1
беседа
сотрудничества
и
взаимодействия.
Эффективные приемы общения.
4
2
2
Деловая
Взаимопомощь.
игра
«Успех
Бесконфликтное
общение,
роста¬
приемы выхода из конфликта.

Раздел 8. Принципы взаимодействия с людьми разных социальных групп
8.1. Психологические
2
1
1
особенности работы с людьми
разного возраста.
8.2. Ролевые игры и ситуационные
5
1
4
задачи
Раздел 9. Толерантность – основа взаимоуважения и взаимовыручки
9.1. Роль
толерантности
в
3
1
2
Диалоговая
современном
обществе.
площадка
«Мы
Взаимопомощь
и
разные, но
взаимовыручка.
в этом наша
сила!¬
Раздел 10. Основы проведения социальных мероприятий
18

10.1. Разработка
социально2
значимых
и
тематических
4
мероприятий.
10.2. Проведение
общешкольного
6
мероприятия
Раздел 11. Заключительное занятие
11.1. Круглый стол «Наши успехи¬
5
ИТОГО
66
24

2

6

5
42

7. План работы на 2024/2025 учебный год
№ Мероприятия
1 Организационное заседание волонтёрского отряда «Всегда на
связи!¬
2 Разработка плана мероприятий на учебный год
3 Теоретические и практические занятия с членами
волонтёрского отряда
4 «Мы выбираем ЗОЖ!¬ - познавательная игра для школьников
младшего и среднего возраста
5 Организация и проведение праздничных мероприятий,
приуроченных к Дню учителя, Дню народного единства
6 Оказание помощи воспитанникам МАДОУ № 23
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

Сроки
сентябрь

сентябрь
1
раз
в
четверть
1
раз
в
четверть
октябрь,
ноябрь
В течении
года
Проведение членами волонтёрского отряда интерактивного ноябрь
мероприятия «СПИД – угроза обществу¬ для школьников
старшего возраста
Распространение информационных буклетов «Продли линию декабрь
жизни¬ среди жителей Североуральского городского округа
Оказание шефской помощи обучающимся начальной школы в декабрь
подготовке новогоднего представления
Организация и проведение новогоднего представления для декабрь
обучающихся 5-6 классов «Новогодний калейдоскоп¬
Проведение конкурсов рисунков для школьников младшего В течении
и среднего возраста
года
Оказание адресной помощи семьям, оказавшимся в трудной февраль
жизненной ситуации
Организация и проведение праздничных мероприятий, февраль
приуроченных к 23 февраля
Оказание шефской помощи обучающимся начальной школы в май
организации и проведении мероприятий, посвящённых 9 мая
Ведение летописи работы волонтёрского отряда
в
течение
года
Проведение флеш-мобов «Я, ты, он, она – вместе сильная в
течение
страна!¬ для школьников младшего и среднего возраста
года
19

17 Проведение конкурса рисунков «Экология и мы¬
18
19
20
21
22
23
24
25

в
течение
года
Распространение информационных буклетов «Наркотик – май
твой злейший враг¬ среди жителей СГО
Участие в акции «Зелёная Россия¬
сентябрь,
май
Благоустройство пришкольной территории
в
течение
года
Оказание помощи ветеранам, вдовам, труженикам ВОВ, а в
течение
также детям войны
года
Участие в квестах, мероприятиях муниципального уровня
в
течение
года
Разработка и реализация социально-значимых проектов
в
течение
года
Подведение итогов работы
ежемесячно
Представление отчётов о выполненной работе за год
май
8. Условия реализации программы курса внеурочной деятельности

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• специальное оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги, презентации.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование,
обладающим профессиональными знаниями в сфере добровольческой и
волонтерской
деятельности.
Педагог
обладает
знаниями
специфики
дополнительного образования, имеет практический опыт в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
Методы обучения
• словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж);
• наглядные методы (учебные и методические наглядные пособия,
дидактические
материалы;
• практические методы;
• метод педагогического наблюдения (опросы, беседы, метод анализа
результатов
деятельности, метод контроля, самоконтроля и самооценки);
• метод познавательной игры.
20

Приемы обучения:
• наглядный показ различных жизненных ситуаций;
• беседа о верном и неверном поведении;
• разучивание стихов, песен;
• рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству;
• просмотр документальных и учебных фильмов;
• работа с учебной и специальной литературой;
• рефлексия, обобщение и осознание полученного опыта.
Педагогические технологии
• педагогика сотрудничества
• информационно-коммуникационная (мультимедиа, Интернет)
• технология личностно-ориентированного обучения.
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи
учебно-информационного и методического обеспечения, что в целом
обеспечивает результативность процесса обучения и воспитания, эффективность
деятельности средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
9. Критерии эффективности реализации программы курса внеурочной
деятельности.
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой
промежуточных мини-проектов путем презентации обучающимся или командой
обучающихся проделанной над проектом работы перед одноклассниками и
педагогом.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями.
Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи,
результаты, методы и средства, которыми были достигнуты полученные
результаты, описание навыков и программного обеспечения, которым овладели
обучающиеся. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио
обучающихся могут быть представлены на тестовых стендах и опробованы
желающими.
Основные критерии реализации программы:
• число постоянных волонтёров в организации;
• количество волонтёрских групп;
• активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных
волонтёров);
• разработка и внедрение проектов;
• участие во всероссийских акциях;
• количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий;
• узнаваемость организации и волонтёров;
21

• удовлетворение волонтёров от программы;
• число нуждающихся, получивших услуги волонтёров;
• позитивные отзывы получателей услуг и партнёров;
• количество публикаций в СМИ;
• процент привлечённых дополнительных средств.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий
уровень.
В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».