Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Юный информатик» Возраст обучающихся: 8 -11 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Безердик Д.И., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка. ...................................................................................3 1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………….5 1.3.Планируемые результаты…………………………………………………….6 1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………..9 2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..14 2.1.Календарный учебный график…………………………………………........14 2.2.Условия реализации программы……………………….……………………14 2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………...15 Список литературы…………………………………..…………………………...17 Приложения……………………………………………………………………….19 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: общеинтеллектуальная Актуальность Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала. Отличительные особенности В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов. Адресат Возраст обучающихся: 8 - 11 лет 3 Численность группы: до 10 обучающихся В реализации данной Программы участвуют обучающиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. На программу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеющие интеллектуальных нарушений. Режим занятий, объем общеразвивающей программы: продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. Объем общеразвивающей программы: 144 часа. Формы обучения: Очная, возможна реализация очно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.). Уровневость: базовый уровень Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол. Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и др. 4 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствамиинформационных технологий. Задачи программы: познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой; дать школьникам представления о современном информационном обществе,информационной безопасности личности и государства; дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современныхинформационных и коммуникационных технологиях; научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор; углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера дляосновной учебной деятельности; развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знаниякомпьютерных технологий. сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам. 5 1.3 Планируемые результаты Дополнительная общеразвивающая программа направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты. К концу обучения учащиеся должны знать: правила техники безопасности; правила работы за компьютером; назначение и работу графического редактора PAINT; назначение и работу стандартных программ «Блокнот». возможности текстового редактора WORD; понятие информации, свойства информации; назначение и работу программы PowerPoint; Основные блоки клавиш; Компьютерные сети; информационные процессы; должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; включить, выключить компьютер; работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь); набирать информацию на русском регистре; запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, PowerPoint. Создавать презентации; пошагово выполнять алгоритм практического задания; осуществлять поиск информации на компьютере. 6 Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве; уметь находить пути поиска информации. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные УУД: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и новые стремиться к их преодолению, осваивать виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы; осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. Регулятивные УУД: 7 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 8 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1.4 Содержание общеразвивающей программы Тематическое планирование 1-2 классы Количество часов Тема Теорити Практи занятия ческая ческая работа работа Вводные занятия 1 0 Графический редактор Paint. Первое 1 1 знакомство. Вызов программы Инструментарий программы Paint. Меню и 0 1 палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолженияработы Раскрашивание готовых рисунков. 0 2 Рисование пиксельных рисунков по образцу 1 2 Декоративное рисование 1 2 (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) Проба пера. Проект. 0 3 Тематическая композиция ( Создание композицийна тему: «Мой дом», «Моя школа») Функция копирования. Составление рисунков. 1 3 Шрифт. Виды шрифтов (начертания, 1 2 размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи Театральная графика (Создание образца 0 3 занавеса, и головных уборов) Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия 0 2 (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм,размер) Декоративное рисование. Упражнения, 0 2 повторениеи закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. Знакомство со стандартными программами. 1 2 «Блокнот» 9 Всего часов 1 2 1 2 3 3 3 4 3 3 2 2 3 14 Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы. 15 Клавиатура. Основные клавиши 2 1 3 1 1 2 16 Редактирование текста. Меню «Главная» 17 Набор текста. 1 0 1 2 2 2 18 Графический 1 2 3 19 0 2 2 1 0 1 2 2 2 0 1 1 1 2 2 1 1 2 3 2 2 0 2 2 0 1 1 28 Работа с текстом. Основные комбинации клавиш 29 Добавление в презентацию картинок, арт текстов. 30 Добавление эффектов анимации в презентацию 1 1 2 1 1 2 1 1 2 31 Творческая работа 0 1 1 32 Составление презентации с вложениями. 1 1 2 0 1 1 20 21 22 23 24 25 редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. Работа с таблицами Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. Решение головоломок (логических задач) Развивающие игры Основные возможности программы PowerPoint Создание презентаций с помощью PowerPoint 26 Составление простейшей презентации 27 Творческий Проект. «Это я» Гипперсылки. 33 Творческая работа Итого 72 ч. Тематическое планирование 3-4 классы 10 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Количество часов Тема Теорити Практи занятия ческая ческая работа работа Вводные занятия 1 0 Графический редактор Paint. Вызов программы 1 1 Инструментарий программы Paint. Меню и 1 1 палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы Раскрашивание готовых рисунков. 0 2 Рисование пиксельных рисунков по образцу 0 2 Декоративное рисование 1 1 (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) Проба пера. Проект. 0 2 Тематическая композиция ( Создание композицийна тему: «Мой дом», «Моя школа») Функция копирования. Составление рисунков. 1 1 Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), 1 1 выбор шрифта, создание надписи, корректировканадписи Театральная графика (Создание образца 1 2 занавеса, эскизов костюмов и головных уборов) Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, 1 1 понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) Декоративное рисование. Упражнения, 0 2 повторениеи закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. Знакомство со стандартными программами. 1 1 «Блокнот» Текстовый редактор Word .Вызов программы. 1 1 Клавиатура. Основные клавиши 1 2 16 Редактирование текста. Меню «Главная» 17 Набор текста. 11 1 0 2 1 Всего часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 3 1 18 Графический 0 1 1 19 0 1 1 1 0 0 1 2 1 2 1 3 1 2 2 0 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 3 2 2 2 0 2 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. Работа с таблицами Оформление сочинения. Оформление буклетов Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. Составление кроссвордов Решение головоломок (логических задач) Развивающие игры Создание презентаций с помощью PowerPoint Основные возможности программы PowerPoint 29 Составление простейшей презентации 30 Творческий Проект. «Это я» 0 1 1 31 Работа с текстом. Основные комбинации клавиш Добавление в презентацию картинок, арт текстов Добавление эффектов анимации в презентацию Творческая работа 1 1 2 1 2 3 1 2 3 0 1 1 1 1 2 1 1 2 32 33 34 35 Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. 36 Творческая работа 72 ч. Всего часов 12 Содержание учебно-тематического плана Тема: Вводные знания. Информационные технологии, информация. Тема: Графический редактор PAINT Теория: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа. Практика:Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему. Тема:Знакомство со стандартными программами. «Блокнот» Назначение программы. Структура окна. Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок. Тема: Текстовый редактор WORD Теория: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац). Практика: Создание, хранение и считывание документа. Основные операции с текстом Внесение исправлений в текст.Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца). Сохранение файла. Режим вставки (символов, рисунков). Рисунок в WORD. Параметры страницы. Оформление текстов с помощью WORDART. Теория:Таблицы. Составление кроссвордов. Поиск и исправление ошибок. Практика: Копирование и перемещение текста. Творческая работа Забавное рисование из знаков препинания. Итоговая работа по WORD. Создание таблиц, вставка специальных символов. Форматирование абзацев. Тема: Развивающие игры. Игры на внимательность (поиск предметов) Стратегические игры. Тема: Создание презентаций с помощью PowerPoint. Теория:Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста. Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда. Практика: Вставка рисунков и других объектов на слайд. Создание скриншотов. Анимация на слайдах Тема: Решение головоломок (логических задач). Тесты на внимательность. 13 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 15 сентября 31 мая 36 144 144 4 занятия по 1 часу в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20; стационарный компьютер ноутбуки (10 шт.); стул ученический (10 шт.); стол ученический (5 шт.); стол компьютерный (1 шт.); кресло компьютерное (1 шт.). Информационное обеспечение: вспомогательная литература; интернет. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративноприкладного творчества. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы Методы обучения: реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: 14 лекция-диалог (получение нового материала); просмотр видеоматериалов и презентаций; самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); проектная деятельность (с воспитанником согласовывается задача, которую он должен выполнить в определённом объёме и к определённому сроку); разработка творческих проектов и их презентация; викторины; выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учётом той или иной темы. Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения; технология группового обучения; технология коллективного взаимообучения; технология модульного обучения; технология дифференцированного обучения; технология разноуровневого обучения; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология проектной деятельности; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; технология коллективной творческой деятельности; здоровьесберегающая технология. . 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных воспитанниками умений и навыков, правильности выполнения учебного 15 задания (справился или не справился); журнал посещаемости; иная выполненная работа (творческие работы). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка; готовая работа; соревнования, конкурсы; открытое занятие. Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных работ. Цель диагностики: качественная оценка уровня сформированности ИКТ – компетентности. Диагностика состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ : 1. 2. 3. Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности». Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся». Диагностическая работа №1«Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint». Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. ( Приложение 1) 16 Список литературы Список литературы для педагога: 1. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. — 218 с. 2. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы / Сборник научно-методическихматериалов, тезисов и статей конференции. Под общей редакцией д.т.н. проф. Д.И. Попова – М.: изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. – 386 с. 3. Кузнецова И.VR/AR-кантум: тулкит.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2019 – 115 с. 4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009 – 80 с. 5. Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С., Меженин А.В., Богатырёв В.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО. 2018 – 59 с. 6. Ступин А.А., Ступина Е.Е., Чупин Д.Ю. Дополненная реальность в робототехнике: учебное пособие. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 103 с. Список литературы для учащихся: Учебные пособия Адамов. А. Энциклопедия WOW! Секреты океанов. – Издательство DEVAR, 2019 – 73 с. Адамов. А. Чудеса Света в дополненной реальности. Энциклопедия. – Издательство DEVAR, 2019 – 52 с. Адамов А., Левина С. Энциклопедия в дополненной реальности WOW! Животные. Издательство DEVAR, 2019 – 68 с. 17 Адамов А., Левина С. Энциклопедия. Нескучная физика. Издательство DEVAR, 2019 – 60 с. Петрова Ю.А., Банникова Н.В. Микромир. 4D Энциклопедия в дополненной реальности. – Издательство DEVAR, 2018 – 48 с. 18 Приложение 1 Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности». 1. 2. 3. 4. У тебя есть дома компьютер?___________________________ Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________ Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______ Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное) а) играю б) работаю в интернете в) набираю текст г) рисую д) не работаю на компьютере 5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______ 6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________ 7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________ 8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________ Таблица №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности». № Вопросы анкеты да % нет % 1 2 3 4 5 6 7 8 У тебя есть дома компьютер? Умеешь ли ты включать компьютер? Знаешь ли ты, из каких устройств состоит компьютер? Что ты делаешь на компьютере? А) играю Б) работаю в интернете В) набираю текст Г) рисую Д) не работаю на компьютере Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере? Умеешь ли ты выключать компьютер? Знаешь ли правила обращения с компьютером? Сколько времени проводишь Меньш за компьютером? е одного 19 Больше одного часа не знаю Не работа ют % часаодин час Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся». 1. 2. 3. Умеешь ли ты включать компьютер?_____ Умеешь ли ты выключать компьютер?_____ Компьютер состоит из: а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь б) монитор, системный блок в) монитор, клавиатура, мышь г) мышь, принтер, сканер 4. Мышь предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 5. Клавиатура предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 6. Монитор предназначен для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________ 8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____ 9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______ Таблица №2. «Личностные достижения обучающихся». № Вопрос да 1 Умеешь ли ты включать компьютер? 2 Умеешь ли ты выключать компьютер? 3 Компьютер состоит из: а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь б) монитор, системный блок в) монитор, клавиатура, мышь г) мышь, принтер, сканер 20 % нет % 4 Мышь предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 5 Клавиатура предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 6 Монитор предназначен для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления 7 Знаешь ли ты что такое меню? 8 Умеешь ли ты работать с текстом? 9 Умеешь ли ты сохранять информацию? Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот». Задание №1. 1. 2. Запустите текстовый редактор Блокнот. Наберите в Блокноте тексты двух стихотворений. Никто Завелся озорник у нас Переплыл океан В квартире от его проказ Поймал капитан. (Борис Заходер) Пеликан Капитан Джонатан Горюет вся семья. И в пути пеликана Буквально нет житья! (Роббер Деснос) 3. Расставь строки в правильном порядке. 21 4. Проверь себя: Никто Завелся озорник у нас Горюет вся семья. В квартире от его проказ Буквально нет житья! (Борис Заходер) Пеликан Капитан Джонатан Переплыл океан И в пути пеликана Поймал капитан. (Роббер Деснос) 5. Сохраните набранный текст в папке Мои документы под названием Стихи. Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ компетентности». Задание №1. Запусти текстовый редактор Блокнот. Набери в окне редактора следующие слова: системный блок, Мои документы, клавиатура, мышь, Мой компьютер, монитор, процессор, панель задач, корзина, индикатор клавиатуры. 3. Сгруппируй слова в две группы и назови каждую из них. 1. 2. 22