Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный информатик

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Юный информатик»
Возраст обучающихся: 8 -11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Безердик Д.И.,
педагог дополнительного
образования

г. Североуральск
1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка. ...................................................................................3
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………….5
1.3.Планируемые результаты…………………………………………………….6
1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………..9
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..14
2.1.Календарный учебный график…………………………………………........14
2.2.Условия реализации программы……………………….……………………14
2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………...15
Список литературы…………………………………..…………………………...17
Приложения……………………………………………………………………….19

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: общеинтеллектуальная
Актуальность
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни
для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав
подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные
игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной
информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за
компьютером способствует искажению представления учащихся об
«информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения
этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным
источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как
средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных
впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого
потенциала.
Отличительные особенности
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых
разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной
школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при
защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели
могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до
окружающих

подобную

информацию,

необходимо

создать

качественную

презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам
свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Адресат
 Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
3

 Численность группы: до 10 обучающихся
 В реализации данной Программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
 На программу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не
имеющие интеллектуальных нарушений.
Режим
занятий,
объем
общеразвивающей
программы:
продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю
– 4 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием
программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы: 144 часа.
Формы обучения: Очная, возможна реализация очно с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, обучающие игры,
презентации, проектирование, круглый стол.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и
др.

4

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуальных и творческих способностей
детей средствамиинформационных технологий.
Задачи программы:
 познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
 дать школьникам представления о современном информационном
обществе,информационной безопасности личности и государства;
 дать школьникам первоначальное представление о компьютере и
современныхинформационных и коммуникационных технологиях;
 научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
 углубить

первоначальные

знания

и

навыки

использования

компьютера дляосновной учебной деятельности;
 развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя
знаниякомпьютерных технологий.
 сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

5

1.3 Планируемые результаты
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на достижение
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов:
Личностные результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора PAINT;
назначение и работу стандартных программ «Блокнот».
возможности текстового редактора WORD;
понятие информации, свойства информации;
назначение и работу программы PowerPoint;
Основные блоки клавиш;
Компьютерные сети;
информационные процессы;
должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь);
набирать информацию на русском регистре;
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть
программу.
работать с программами

WORD, PAINT, Блокнот, PowerPoint.

Создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере.
6

Метапредметные результаты:
работать в сотрудничестве;
уметь находить пути поиска информации.
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Личностные УУД:
положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и
новые

стремиться к

их

преодолению,

осваивать

виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном

процессе;
осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества,
признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа,
определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
7

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).

8

№
п/п
1
2
3

4
5
6

7

8
9

10
11

12

13

1.4 Содержание общеразвивающей программы
Тематическое планирование 1-2 классы
Количество часов
Тема
Теорити Практи
занятия
ческая
ческая
работа
работа
Вводные занятия
1
0
Графический редактор Paint. Первое
1
1
знакомство.
Вызов программы
Инструментарий программы Paint. Меню и
0
1
палитра инструментов, сохранение
выполненной
работы в файле, открытие файла для
продолженияработы
Раскрашивание готовых рисунков.
0
2
Рисование пиксельных рисунков по образцу
1
2
Декоративное рисование
1
2
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры
орнамент, цвет)
Проба пера. Проект.
0
3
Тематическая композиция ( Создание
композицийна тему: «Мой дом», «Моя школа»)
Функция копирования. Составление рисунков.
1
3
Шрифт. Виды шрифтов (начертания,
1
2
размеры), выбор шрифта, создание надписи,
корректировка
надписи
Театральная графика (Создание образца
0
3
занавеса,
и головных уборов)
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия
0
2
(пространство, ближе, дальше, за, около,
ритм,размер)
Декоративное рисование. Упражнения,
0
2
повторениеи закрепление пройденного
материала. Создание
коллекции рисунков.
Знакомство со стандартными программами.
1
2
«Блокнот»
9

Всего
часов
1
2
1

2
3
3

3

4
3

3
2

2

3

14 Текстовый редактор Word . Первое знакомство.
Вызов программы.
15 Клавиатура. Основные клавиши

2

1

3

1

1

2

16 Редактирование текста. Меню «Главная»
17 Набор текста.

1
0

1
2

2
2

18 Графический

1

2

3

19

0

2

2

1
0

1
2

2
2

0
1
1
1

2
2
1
1

2
3
2
2

0

2

2

0

1

1

28 Работа с текстом. Основные комбинации
клавиш
29 Добавление в презентацию картинок, арт
текстов.
30 Добавление эффектов анимации в презентацию

1

1

2

1

1

2

1

1

2

31 Творческая работа

0

1

1

32 Составление презентации с вложениями.

1

1

2

0

1

1

20
21
22
23
24
25

редактор
Paint.
Основные
возможности. Составление рисунка
Меню «Вставка». Составляем
поздравительную
открытку.
Работа с таблицами
Создание компьютерного рисунка в
текстовом
редакторе. Схемы.
Решение головоломок (логических задач)
Развивающие игры
Основные возможности программы PowerPoint
Создание презентаций с помощью PowerPoint

26 Составление простейшей презентации
27

Творческий Проект. «Это я»

Гипперсылки.
33 Творческая работа
Итого

72
ч.

Тематическое планирование 3-4 классы

10

№
п/п
1
2
3

4
5
6

7

8
9

10
11

12

13
14
15

Количество часов
Тема
Теорити Практи
занятия
ческая
ческая
работа
работа
Вводные занятия
1
0
Графический редактор Paint. Вызов программы
1
1
Инструментарий программы Paint. Меню и
1
1
палитра инструментов, сохранение
выполненной работы в файле, открытие файла
для продолжения
работы
Раскрашивание готовых рисунков.
0
2
Рисование пиксельных рисунков по образцу
0
2
Декоративное рисование
1
1
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры
орнамент, цвет)
Проба пера. Проект.
0
2
Тематическая композиция ( Создание
композицийна тему: «Мой дом», «Моя школа»)
Функция копирования. Составление рисунков.
1
1
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры),
1
1
выбор шрифта, создание надписи,
корректировканадписи
Театральная графика (Создание образца
1
2
занавеса,
эскизов костюмов и головных уборов)
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры,
1
1
понятия (пространство, ближе, дальше, за,
около, ритм,
размер)
Декоративное рисование. Упражнения,
0
2
повторениеи закрепление пройденного
материала. Создание
коллекции рисунков.
Знакомство со стандартными программами.
1
1
«Блокнот»
Текстовый редактор Word .Вызов программы.
1
1
Клавиатура. Основные клавиши
1
2

16 Редактирование текста. Меню «Главная»
17 Набор текста.

11

1
0

2
1

Всего
часов
1
2
2

2
2
2

2

2
2

3
2

2

2
2
3
3
1

18 Графический

0

1

1

19

0

1

1

1
0
0
1

2
1
2
1

3
1
2
2

0
1
1
1
1

2
2
1
1
1

2
3
2
2
2

0

2

2

20
21
22
23
24
25
26
27
28

редактор
Paint.
Основные
возможности. Составление рисунка
Меню «Вставка». Составляем
поздравительную
открытку.
Работа с таблицами
Оформление сочинения.
Оформление буклетов
Создание компьютерного рисунка в
текстовом
редакторе. Схемы.
Составление кроссвордов
Решение головоломок (логических задач)
Развивающие игры
Создание презентаций с помощью PowerPoint
Основные возможности программы PowerPoint

29 Составление простейшей презентации
30

Творческий Проект. «Это я»

0

1

1

31

Работа с текстом. Основные комбинации
клавиш
Добавление в презентацию картинок, арт
текстов
Добавление эффектов анимации в
презентацию
Творческая работа

1

1

2

1

2

3

1

2

3

0

1

1

1

1

2

1

1

2

32
33
34

35 Составление презентации с вложениями.
Гипперсылки.
36 Творческая работа

72 ч.

Всего часов

12

Содержание учебно-тематического плана
Тема: Вводные знания.
Информационные технологии, информация.
Тема: Графический редактор PAINT
Теория: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и
считывание документа.
Практика:Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в
графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).
Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему. Тема:Знакомство
со стандартными программами. «Блокнот» Назначение программы. Структура
окна.
Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение
текста. Исправление ошибок.
Тема: Текстовый редактор WORD
Теория: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты
редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Практика: Создание, хранение и считывание документа.
Основные операции с
текстом
Внесение исправлений
в
текст.Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов,
оформление абзаца). Сохранение файла. Режим вставки (символов, рисунков).
Рисунок в WORD. Параметры страницы. Оформление текстов с помощью
WORDART.
Теория:Таблицы. Составление кроссвордов. Поиск и исправление ошибок.
Практика: Копирование и перемещение текста. Творческая работа Забавное
рисование из знаков препинания. Итоговая работа по WORD. Создание таблиц,
вставка специальных символов. Форматирование абзацев.
Тема: Развивающие игры. Игры на внимательность (поиск предметов)
Стратегические игры.
Тема: Создание презентаций с помощью PowerPoint.
Теория:Интерфейс программы (структура окна), основные функции
редактирования текста. Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда.
Практика: Вставка рисунков и других объектов на слайд. Создание скриншотов.
Анимация на слайдах
Тема: Решение головоломок (логических задач). Тесты на внимательность.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

15
сентября

31 мая

36

144

144

4
занятия
по 1
часу в
неделю

2.2 Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
 просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
 стационарный

компьютер

 ноутбуки (10 шт.);
 стул ученический (10 шт.);
 стол ученический (5 шт.);
 стол компьютерный (1 шт.);
 кресло компьютерное (1 шт.).
Информационное обеспечение: вспомогательная литература; интернет.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное
образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративноприкладного
творчества.
Педагогу
необходимо
знать
специфику
дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Методы обучения: реализация Программы обеспечивается на основе
вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных
программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и
групповая.
Формы организации учебного занятия:
14

 лекция-диалог (получение нового материала);
 просмотр видеоматериалов и презентаций;
 самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в
течение части занятия или одного-двух занятий);
 проектная деятельность (с воспитанником согласовывается задача, которую он
должен выполнить в определённом объёме и к определённому сроку);
 разработка творческих проектов и их презентация;
 викторины;
 выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и
выбирается с учётом той или иной темы.
Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология группового обучения;
 технология коллективного взаимообучения;
 технология модульного обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология проектной деятельности;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
.

2.3 Форма аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
воспитанниками умений и навыков, правильности выполнения учебного
15

задания (справился или не справился);
 журнал посещаемости;
 иная выполненная работа (творческие работы).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:





выставка;
готовая работа;
соревнования, конкурсы;
открытое занятие.

Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы проводится
руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и определяется с
помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных работ.
Цель диагностики: качественная оценка уровня сформированности ИКТ –
компетентности.
Диагностика состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ :
1.
2.
3.

Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
Диагностическая
работа
№1«Сформированность
навыка
обработки
графической информации в редакторе Paint».

Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить
личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. ( Приложение 1)

16

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования. – Архангельск:
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014.
— 218 с.
2. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы /
Сборник научно-методическихматериалов, тезисов и статей конференции. Под
общей редакцией д.т.н. проф. Д.И. Попова – М.: изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. – 386 с.
3. Кузнецова И.VR/AR-кантум: тулкит.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Фонд новых
форм развития образования, 2019 – 115 с.
4.

Сергеев

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – 7-е изд., испр.
и доп. – М.: АРКТИ, 2009 – 80 с.
5. Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С., Меженин А.В., Богатырёв В.А.
Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО. 2018 – 59 с.
6. Ступин А.А., Ступина Е.Е., Чупин Д.Ю. Дополненная реальность в
робототехнике: учебное пособие. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 103
с.
Список литературы для учащихся:
Учебные пособия
Адамов. А. Энциклопедия WOW! Секреты океанов. – Издательство DEVAR, 2019
– 73 с.
Адамов. А. Чудеса Света в дополненной реальности. Энциклопедия. –
Издательство DEVAR, 2019 – 52 с.
Адамов А., Левина С. Энциклопедия в дополненной реальности WOW!
Животные. Издательство DEVAR, 2019 – 68 с.
17

Адамов А., Левина С. Энциклопедия. Нескучная физика. Издательство DEVAR,
2019 – 60 с.
Петрова Ю.А., Банникова Н.В. Микромир. 4D Энциклопедия в дополненной
реальности. – Издательство DEVAR, 2018 – 48 с.

18

Приложение 1
Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
1.
2.
3.
4.

У тебя есть дома компьютер?___________________________
Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________
Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______
Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное)

а) играю
б) работаю в интернете
в) набираю текст
г) рисую
д) не работаю на компьютере
5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______
6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________
7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________
8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________
Таблица №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
№ Вопросы анкеты
да
%
нет
%
1
2
3

4

5
6
7
8

У тебя есть дома компьютер?
Умеешь ли ты включать
компьютер?
Знаешь ли ты, из каких
устройств
состоит
компьютер?
Что
ты
делаешь
на
компьютере?
А) играю
Б) работаю в интернете
В) набираю текст
Г) рисую
Д) не работаю на компьютере
Можешь ли ты сохранять
информацию на компьютере?
Умеешь ли ты выключать
компьютер?
Знаешь
ли
правила
обращения с компьютером?
Сколько времени проводишь Меньш
за компьютером?
е
одного
19

Больше
одного
часа

не
знаю

Не
работа
ют

%

часаодин
час
Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
1.
2.
3.

Умеешь ли ты включать компьютер?_____
Умеешь ли ты выключать компьютер?_____
Компьютер состоит из:

а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь
б) монитор, системный блок
в) монитор, клавиатура, мышь
г) мышь, принтер, сканер
4. Мышь предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
5. Клавиатура предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
6. Монитор предназначен для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________
8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____
9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______
Таблица №2. «Личностные достижения обучающихся».
№ Вопрос
да
1

Умеешь ли ты включать компьютер?

2

Умеешь ли ты выключать компьютер?

3

Компьютер состоит из:
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь
б) монитор, системный блок
в) монитор, клавиатура, мышь
г) мышь, принтер, сканер

20

%

нет

%

4

Мышь предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления

5

Клавиатура предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления

6

Монитор предназначен для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления

7

Знаешь ли ты что такое меню?

8

Умеешь ли ты работать с текстом?

9

Умеешь ли ты сохранять информацию?

Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой
информации в редакторе Блокнот».
Задание №1.
1.
2.

Запустите текстовый редактор Блокнот.
Наберите в Блокноте тексты двух стихотворений.

Никто
Завелся озорник у нас
Переплыл океан
В квартире от его проказ
Поймал капитан.
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Горюет вся семья.
И в пути пеликана
Буквально нет житья!
(Роббер Деснос)
3.

Расставь строки в правильном порядке.
21

4.

Проверь себя:

Никто
Завелся озорник у нас
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Переплыл океан
И в пути пеликана
Поймал капитан.
(Роббер Деснос)
5.

Сохраните набранный текст в папке Мои документы под названием Стихи.

Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ компетентности».
Задание №1.
Запусти текстовый редактор Блокнот.
Набери в окне редактора следующие слова: системный блок, Мои
документы, клавиатура, мышь, Мой компьютер, монитор, процессор, панель
задач, корзина, индикатор клавиатуры.
3.
Сгруппируй слова в две группы и назови каждую из них.
1.
2.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».