Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные инспектора дорожного движения» Возраст обучающихся: 7 -15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кировский Е.В., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик. ................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка. .................................................................................. .3 1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………..5 1.3.Планируемые результаты……………………………………………………..6 1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………...7 2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………...9 2.1.Календарный учебный график…………………………………………….....9 2.2.Условия реализации программы......................... ……………………….……9 2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………..11 Список литературы……………………………………..………………………..13 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: социально-гуманитарная Актуальность Охрана жизни и здоровья детей – это приоритетная задача как государства в целом, так и каждой образовательной организации в частности. Обществу сегодня необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного поведения в разных сферах жизни. Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма в Свердловской области обусловлена высокими статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием школьников. Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах. Образовательные организации являются основными звеньями системы формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения, поэтому большая роль в области профилактики детского дорожнотранспортного травматизма (далее – ДДТТ) отводится дополнительному образованию обучающихся. Необходимо отметить, что в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представляется возможным устранить существующие противоречия между необходимостью системной работы по профилактике ДДТТ и спецификой учебных планов, образовательных программ начального и основного общего образования. Отличительные особенности Программа построена по принципам непрерывности и преемственности процесса в области профилактики детского дорожно- транспортного травматизма и основам оказания первой доврачебной помощи на протяжении длительного периода формирования и социального становления личности ребенка, наставничество старших над младшими, работа в отрядах по реализации социально значимых акций. Адресат Возраст обучающихся: 7-15 лет Численность группы: до 15 обучающихся В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет и от 11 до 15 лет. Для детей 7 – 10 лет характерны любознательность, впечатлительность, потребность ощущать себя облеченными ответственностью, потребность в познании окружающего мира. В возрасте 11-15 лет учащиеся начинают готовиться к выбору дальнейшего пути в жизни, формируется социальное сознание, 3 думают, как добиться успеха и реализовать свой потенциал, излагают свое мнение о различных общественных вопросах и проблемах. У подростков достаточно сформирована информационная компетенция и учебные умения. Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем общеразвивающей программы: 76 часов Срок освоения: 1 год Уровневость: базовый уровень Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии, обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые игры. Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и др. 4 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся. Задачи программы: Обучающие: сформировать знания по правилам дорожного движения и оказанию первой доврачебной помощи, умение обучающихся применять их в повседневной жизни; сформировать ключевые компетенции и компетенции в области безопасного поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды, пропаганды безопасности дорожного движения среди сверстников; сформировать правовую грамотность участников дорожного движения Развивающие: развивать у обучающихся умение ставить и решать задачи, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; сформировать потребность участия в общественно полезной деятельности; развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности. Воспитательные: воспитать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде; воспитать убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; развивать трудолюбие, способность к преодолению целеустремленность и настойчивость в достижении результата. трудностей, формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании; формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 5 1.3 Планируемые результаты Предметные: знать правила дорожного движения и уметь оказывать первую доврачебную помощь, применять их в повседневной жизни; применять ключевые компетенции и компетенции в области безопасного поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды, пропагандировать безопасность дорожного движения среди сверстников; демонстрировать правовую грамотность участников дорожного движения. Метапредметные: вести здоровый образ жизни, стремиться к самостоятельному физическому, нравственному самосовершенствованию; уметь самостоятельно ставить и решать задачи, действовать на основе морального выбора, принимать ответственность за их результаты; принимать участие в общественно полезной и творческой деятельности; Личностные: ответственно относиться к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде; активно пропагандировать добросовестное выполнение правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; преодолевать трудности, быть целеустремленными, настойчивыми и ответственными в достижении результата. соблюдать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании; сознательно относиться к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 6 1.4 Содержание общеразвивающей программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п./ п. 1 Название раздела, темы Количество часов Формы всего теория практика аттестации/ контроля тестирование 2 2 - 4 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика уровня знаний по ПДД, сформированности практических навыков применения ПДД. Обеспечение безопасности дорожного движения Я – участник дорожного движения Мои друг – велосипед 5 Первая медицинская помощь 10 2 8 6 «Дорожный патруль» 10 - 10 Всего 76 34 42 2 3 18 10 8 тестирование 18 10 8 собеседование 18 10 8 Участие в соревнованиях «Безопасное колесо» Тестирование, практическое занятие участие в фестивале «Созвездие юных талантов», презентации, Содержание учебно-тематического плана Теоретические сведения Практическая деятельность Вводное занятие Диагностика уровня знаний по ПДД, сформированности практических навыков применения ПДД. Обеспечение безопасности дорожного движения Классификация дорожных знаков, Дорога, виды дороги, Дидактические игры, тестирование, виды дорожной разметки, Виды транспорта, ролевые игры, создание схем классификация транспорта. Перекрестки: виды. маршрутного пути Светофор, виды. Я – участник дорожного движения Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в общественном(личном)транспорте. Дорожно-транспортные происшествия, виды,отличие. Ролевые игры, разбор дорожных ситуаций Мои друг – велосипед Велосипед, строение. Правила для велосипедистов.Правила Участие в Муниципальном вождения. конкурсе «Безопасное колесо» 7 Первая медицинская помощь Порядок оказания первой доврачебной помощи Практикум по оказанию первой Классификация возможных травм при ДТП, медицинской помощи Автомобильная аптечка первой медицинской помощи: состав, применение. Способы транспортировки пострадавших «Дорожный патруль» Подготовка выступлений обучающихся к мероприятиям Выступление агитбригады, проведение рейдов по соблюдениюПДД, акции Участие в фестивале «Созвездие юных талантов» 8 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 38 2 Количество учебных дней 38 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 76 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель во II полугодии 22 7 Начало занятий 20 сентября 8 Выходные дни 31 декабря9 января 9 Окончание учебного года 31 мая 2.2 Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20; специальное оборудование: электрофицированный светофор; компьютер, мультимедийная установка, настольные игры по ПДД, макеты дорожных знаков, видеофильмы, презентации по ПДД, аптечка первой помощи (автомобильная), снаряды для фигурного вождения велосипеда; учебные стенды: дорожные знаки; светофорное регулирование; дорожное движение в городе; азбука дорожного движения; первая помощь при дорожно- транспортных происшествиях; обязанности велосипедиста; плакаты: сигналы светофора; первая реанимационная и первая медицинская помощь. Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы, журналы, книги. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное 9 образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративноприкладного творчества. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы Реализация программы объединения «ЮИД» базируется на дидактических принципах: доступности (простота, особенностям); соответствие возрастным и индивидуальным наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); “от простого к сложному” (изучив дорожные знаки, ребенок применяет свои знания в повседневной жизни). Методы обучения словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж); наглядные методы (учебные и методические наглядные пособия, дидактические материалы: схемы, дорожные знаки, настольные игры, карточки, и др.); практические методы; метод педагогического наблюдения (опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод контроля, самоконтроля и самооценки); метод познавательной игры. Приемы обучения: наглядный показ различных дорожных ситуаций; беседа о верном и неверном поведении на дороге; разучивание стихов, песен; моделирование дорожной ситуации; изготовление наглядной агитации, макетов; рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству; 10 просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой; совместное патрулирование дорог с инспекторами ГИБДД; рефлексия, обобщение и осознание полученного опыта. Педагогические технологии педагогика сотрудничества информационно-коммуникационная (мультимедиа, Интернет) технология личностно-ориентированного обучения Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебноинформационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности средствами информационно- коммуникационного сопровождения. 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному учебному графику. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления возможностей обучающихся; текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися; срез теоретических знаний по темам программы (опрос); участие в выставочно-конкурсной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения контрольных заданий. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся; 11 срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос); контрольное выполнение заданий (итоговая выставка); участие в конкурсах различного уровня. Показатели оценки результатов освоения программы: теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение терминологией, знание основных предметных областей учебного плана программы); практическая подготовка обучающихся по программе; участие в образовательном процессе (посещение занятий). 12 Список литературы Перечень литературы для педагога и родителей: 1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 2. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. М.: Логос, 2013. 64 с 3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. Для учителя и родителей / сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. 13