Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школа тайн и открытий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Школа тайн и открытий »
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Безердик Д.И.,
педагог дополнительного
образования

г. Североуральск
1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик. ................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка. .................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………5
1.3. Планируемые результаты…………………………………………………….6
1.4.Содержание общеразвивающей программы…………………………………8
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..17
2.1. Календарный учебный график………………………………………………17
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….17
2.3. Форма аттестации и оценочные материалы………………………………...18
Список литературы………………………………………………………………..20

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: Естественнонаучная
Актуальность
Программа знакомит детей с окружающим миром. Занятия направлены на
формирование у школьников поисково-познавательной, исследовательской
деятельности, которая позволяет не только систематизировать и расширить
имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дает
возможность им через эксперимент «примерить» на себя новые роли: лаборанта,
исследователя. Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают
открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными
и привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства:
«Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в
природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в
команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения,
доказывать свою точку зрения.
Отличительные особенности
Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия.
Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и
привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства:
«Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в
природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в
команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения,
доказывать свою точку зрения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
тайн и открытий» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися в
естественнонаучном направлении; развитию, реализации творческого потенциала.
Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют
обучающимся более глубоко и разносторонне познакомится с миром вокруг нас..
Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие
технологии, проектные методы, технология использования игровых методов
(ролевых, деловых и других видов обучающих игр), информационнокоммуникационные технологии, технология проблемного обучения.
Адресат
 Возраст обучающихся: 7-12 лет
 Численность группы: до 15 обучающихся
 В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
3

медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 1 час в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 152 часа
Срок освоения: 4 года
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ
и др.

4

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития познавательного
интереса ребенка через всестороннее знакомство с окружающим миром
посредством разработки научно-исследовательских проектов.
Задачи программы:
Обучающие:
 расширять знания об основных физических свойствах веществ и явлениях
природы;
 формировать навыки проведения экспериментально-опытной деятельности;
 научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи, делать выводы
из проведенных опытов и экспериментов.
Развивающие:
 развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое
мышление;
 развивать интерес к экспериментально-опытной деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к природе;
 воспитывать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со
сверстниками для достижения единой цели.

5

1.3 Планируемые результаты
Личностные результаты
•
•
•
•
•
•

Формирование системного взгляда на мир, умения применять знания в
жизни.
Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты

•
•

•
•

•
•

•

•

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Формирование умения планировать структуру своих действий,
необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного
набора средств.
Формирование умения своевременно обращаться к различным
инструментам (компьютер) при решении задачи из любой области,
организовывать поиск, хранение и обмен информацией, необходимой для
решения поставленной задачи.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
6

•

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты

•
•
•
•
•
•
•

Формирование первоначальных научных представлений об окружающем
мире.
Развитие умений и навыков исследовательской работы.
Развитие умения проводить наблюдения, систематический сбор и фиксацию
данных наблюдения.
Формирование умений выдвигать гипотезы и формулировать вопросы.
Приобретение навыка ставить эксперименты и объяснять полученные
результаты.
Готовить отчеты о результатах проектной и исследовательской
деятельности.
Развитие навыков научного моделирования.

7

1.4 Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения. Модуль № 1
№
п/п
1
2
3
4

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Энергия и коммуникации
Итого

5
6

Количество часов
Формы аттестации /
контроля
Всего Теория Практика
8
4
4
8
4
4
6
3
3
Защита творческих
работ
8
2
6
Защита творческих
работ
4
2
2
4
2
2
Конференция
38
17
21

2 год обучения. Модуль № 2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Питание и продукты
Ориентирование на местности.
Транспорт.
Итого

Количество часов
Формы аттестации /
контроля
Всего Теория Практика
5
3
2
9
5
4
Защита творческих
работ
4
1
3
4
6

2
3

2
3

3
7

1
3

2
3

38

18

20

Защита творческих
работ
Конференция

3 год обучения. Модуль № 3
№
п/п
1
2
3
4
5

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность

Количество часов
Формы аттестации /
контроля
Всего Теория Практика
5
3
2
9
5
4
Защита творческих
работ
4
1
3
4
5

2
2

8

2
3

Защита творческих
работ

6
7

Питание и продукты
Энергия и коммуникации
Итого

3
7
38

1
4
18

2
3
20

Конференция

4 год обучения. Модуль № 4
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Питание и продукты
Ориентирование на местности.
Транспорт.
Итого

Количество часов
Формы аттестации /
контроля
Всего Теория Практика
5
3
2
9
5
4
Защита творческих
работ
4
1
3
4
6

2
3

2
3

3
6

1
3

2
3

38

18

20

Защита творческих
работ
Конференция

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения. Модуль № 1
1.1 Учимся учиться
Теория: Учебный календарь и дежурство по классу. Заводим список
ответственности и учебный календарь.
Разрабатывается внешний вид и
содержание.
Практика: заводим друзей. Съемка фильма, в котором дети берут интервью у своих
одноклассников.
1.1 Учимся учиться
Теория: что я умею делать сам и чему хочу научиться.
Практика: Съемка фильма, в котором дети рассказывают, что они умеют делать и
чему хотят научиться.
1.2 Время. Погода. Небо.
Теория: Карта понятия. Погода и знаки для погоды. Создание первой карты
понятия - Погода.
Практика: Разработка знаков для обозначения погоды.
1.2 Время. Погода. Небо.
Теория: Дождь.
Практика: Делаем дождевики.
1.2 Время. Погода. Небо.
9

Теория: Восход и заход. Север, юг, запад, восток.
Практика: Конструирование компаса. Стороны горизонта. Наблюдение за
движением тени.
1.2 Время. Погода. Небо.
Теория: Как можно увидеть ветер?
Практика: Конструируем устройство ветроуказателя.
1.3 Вещество, пространство, конструкции.
Теория: Линейные измерения.
Практика: Делаем рулетку. Измерение длин объектов при помощи разных мерок.
Размечаем опытный участок при помощи рулеток, сделанных своими руками.
Определяем растения, животных и другие объекты опытного участка.
1.3 Вещество, пространство, конструкции.
Теория: День и ночь. Дни недели. Времена года. Изучение календаря и его
структуры. Модель цифровых часов. Чтение времени. Часы и минуты.
Практика: Моделирование цифровых часов. Делаем часы. (проект) Делаем часы
своими руками: песочные, водные и др.
1.3 Вещество, пространство, конструкции.
Теория: Лента времени.
Практика: Моделирование ленты времени.
1.3 Вещество, пространство, конструкции.
Теория: Термометр и температура. Изучение принципа работы термометра.
Практика: Измерение температуры различных веществ. Наблюдение за снегом.
1.4 Растения. Животные.
Теория: Сушка растений. Строение растений.
Практика: Изучение строения растений, собранных на школьном участке.
1.4 Растения. Животные.
Теория: Живое и неживое. Классификация окружающий предметов по принципу
«Живое-неживое».
Практика: Работа над картой понятия «Растения». Работа над картой понятия
«Животные».
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Безопасное поведение. Правила безопасного поведения в школе и на улице.
Мыльные пузыри.
Практика: конструируем устройство для пускания мыльных пузырей.

10

1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Моя семья.
Практика: Создание проекта «Моя семья»
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Пять чувств человека. Изучение органов чувств. Сходства и различия.
Практика: Сортировка по свойствам. Сортировка по назначению.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Мы растём.
Практика: Измерение роста, веса и площади ладони и стопы
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Зубы. Как мы жуём. Уход за зубами.
Практика: Построение карты роста зубов. Правила ухода за полостью рта.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Питомцы. Карта понятий «Питомцы». Правила ухода.
Практика: Проращивание семени гороха, боба. Жизненный цикл растений.
Изучение строение семени фасоли. Проращивание и посадка. Выращивание фасоли
на подоконнике.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Микробы. Моем руки. Изучаем микробов.
Практика: Чем лучше мыть руки? (эксперимент)
1.6. Энергия и коммуникации
Теория: Экономим воду. Экономим электричество. Как экономить воду и
электричество?
Практика: Эксперимент по разложению отходов. Закапываем отходы.
Теория: Разворачиваем учебный календарь. Инвентаризация понятий и навыков.
2 год обучения. Модуль № 2
1.1 Учимся учиться
Теория: Карта понятия «Чему мы научились в 1 классе?». Список ответственности
и учебный календарь. Разрабатывается внешний вид и содержание. Предположения
о будущем. Планы на будущее. Календарь планирования. Что я умею делать сам и
чему хочу научиться.
Практика: Построение личных планов Подведение итогов за прошлый год.
1.1 Учимся учиться
Теория: Дружба. Почему надо соблюдать очередь и делиться.
Практика: Делаем простейших кукол (носки, бумага) для разыгрывания
конфликтных ситуаций и способов их разрешения
11

1.2 Время. Погода.Небо
Теория: Фазы Луны. Лунный цикл. Восход и заход Луны.
Практика: Мы растём. Измерение роста, веса и площади ладони и стопы.
.
1.2 Время. Погода.Небо
Теория: Изучаем свойства воздуха.
Практика: Конструируем и устанавливаем измеритель глубины снега. График
роста и таяния снежного покрова.
1.2 Время. Погода.Небо
Теория: График температуры. Организация наблюдений за температурой,
графиком температуры. Скорость и направление ветра.
Практика: Конструирование флюгера.
1.2 Время. Погода.Небо
Теория: Времена года и
восход-заход
солнца.
Графики.
Практика: Наблюдение за восходом и заходом солнца. Фиксация наблюдений в
графической форме.
1.3 Вещество. Пространство,конструкция
Теория: Разложение.
Практика: Откапываем отходы. Анализ результатов
1.3 Вещество. Пространство,конструкция
Теория: Защита вещей от разложения.
Практика: Повторное закапывание отходов.
1.3 Вещество. Пространство,конструкция
Теория: Создание ленты времени. Решение задач на временные промежутки.
Практика: Делаем модель аналоговых часов. Определяем время по обычным
часам.
1.4 Растения. Животные
Теория: Сад и огород на подоконнике. Организация огорода на подоконнике.
Практика: Выбор растений, подготовка почвы, посадка, необходимый уход.
1.4 Растения. Животные
Теория: Размножение насекомых. Метаморфоз. Полный и неполный метаморфоз.
Практика: Наблюдение за насекомыми.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Правила безопасного поведения в школе и на улице.
Практика: Создание плакатов.
12

1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Микробы и болезни. Как передаются болезни?
Практика: Создание модели микробов и съемка мультфильма про микробов.
Практика: Конструирование чашечных весов. Взвешивание. Изучаем почву.
Анализ почвы.
Тестирование воды. Проверка продуктов на содержание воды.
1.6 Питание и продукты
Теория: Откуда продукты в магазине?
Практика: Экскурсия в супермаркет. Карта продуктов.
1.6 Питание и продукты
Теория: Пищевые группы. Три группы продуктов: для роста, сил и здоровья.
Молоко и молочные продукты. Состав молока.
Практика: Делаем творог и масло.
1.7.Ориентирование на местности. Транспорт
Теория: Водопровод. Как вода приходит в наш дом?
Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал.
1.7.Ориентирование на местности. Транспорт
Теория: Карта понятий «Транспортная система». Виды транспорта.
Практика: Строим посёлок. Делаем план поселка. Прокладываем дороги в посёлке.
Задания на ориентирование по плану. Работаем с графиками. Анализ наблюдений
за солнцем, температурой, снегом.
Теория: Разворачиваем
учебный календарь. Инвентаризация понятий.
3 год обучения. Модуль № 3
1.1 Учимся учиться
Теория: Чему мы научились во 2 классе? Учебный календарь и дежурство по
классу.
Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим.
1.2 Время.Погода.Небо
Теория: Погода. Температура.
Практика: Конструирование дождемеров и снегомеров. Построение графика
высоты снежного покрова. Наблюдение за восходом и заходом Солнца. Построение
и анализ графика. Выкапывание отходов. Анализ результатов. Делаем компост.
Наблюдение за компостом: температура, внешний вид, реакция.
1.2 Время.Погода.Небо
Теория: Фазы Луны.
Практика: Построение графика восхода и захода Луны. Работа с графиком. Делаем
модель приполярного участка неба. Как по звездам определить стороны горизонта
13

на небе?
1.2 Время.Погода.Небо
Теория: Изучаем созвездия.
Практика: Диаграмма роста. Карта роста зубов. Строим графики роста, веса и
зубов за три года.
1.3 Вещество,пространство и конструкции
Теория: Дождь в банке. Испарение и конденсация.
Практика: Делаем пропеллер. Принципы конструирования пропеллера.
Конструирование установки по подъёму груза, в основании которой пропеллер,
управляемый другим пропеллером
1.3 Вещество,пространство и конструкции
Теория: Кислоты и щелочи. Свойства кислот и щелочей. Вещества в кислоте и
щелочи. Нейтрализация. Растворы и растворение.
Практика: Проверка различных веществ на растворимость.
1.3 Вещество,пространство и конструкции
Теория: Кристаллизация.
Практика: Выращивание кристаллов из соли, сахара и медного купороса.
Поликристаллы и монокристаллы.
1.4 Растения.Животные
Теория: Строение цветка. Опыление растений. Дыхание. Как мы дышим. Строение
органов дыхания. Модель лёгких.
Практика: Демонстрируем процесс дыхания. Измеряем объем лёгких.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Курение и здоровье. Частота пульса. Как возникает пульс?
Кровообращение. Сердце, вены, артерии. Малый и большой круги кровообращения.
Практика: Измеряем свой пульс до и после нагрузки.
1.6 Питание и продукты
Теория: Составляем меню семьи на неделю. Пищевые группы.
Практика: Измерение объёма. Делаем мерные стаканчики. Измеряем кислотность.
Ph различных объектов. Знакомство со шкалой кислотности.
Измерение
кислотности почвы и других веществ.
1.7 Энергия и коммуникации
Теория: Чему мы уже научились? Инвентаризация понятий и навыков.
Практика: Планируем мини-огорода. Планируем посадку огорода на подоконнике.
Выбор растений, места, почвы. Уход и наблюдение за огородом.
14

.
Теория: Чему мы учились в 3 классе. Инвентаризация понятий и навыков.
4 год обучения. Модуль № 4
1.1 Учимся учиться
Теория: Чему мы научились во 3 классе? Учебный календарь и дежурство по
классу.
Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим.
1.2 Время. Погода.Небо
Теория: Погода. Облака. Восход – заход Солнца.
Практика: Фиксирование наблюдений в графике.
1.2 Время. Погода.Небо
Теория: Ветер. Направление и скорость. Осадки.
Практика: Наблюдение за температурой. Работа с графиком температур.
1.3 Вещество, пространство, конструкции
Теория: Длина дня и ночи. Делаем часы «день-ночь».
Практика: Разложение. Выкапываем отходы. Анализируем результаты. Делаем
компост из пищевых отходов. Собираем макулатуру. Делаем бумагу из макулатуры.
1.3 Вещество, пространство, конструкции
Теория: Изучаем камни: внешний вид, вес, объем. Твердость камней и удельный
вес. Инструменты из камней.
Практика: Делаем инструменты из камней. Конструируем лодку.
1.3 Вещество, пространство, конструкции
Теория: Изучаем энергию падающего объекта.
Практика: Огород на подоконнике. Выбираем семена. Организация места. Посадка
огорода. Распределение обязанностей.
1.3 Вещество, пространство, конструкции
Теория: Земля круглая или плоская? Ищем доказательства каждого
предположения. Изучаем планеты.
Практика: Наблюдаем за планетами. Изучаем путь солнечной тени. Гномон.
1.4 Растения. Животные
Теория: Анатомия рыбы. Изучаем внутреннее и внешнее строение рыбы.
Практика: Чистим рыбу
1.4 Растения. Животные
Теория: Когда бывает полдень? Ищем время истинного полдня. Время года и
Солнца. Находим связь. Лунные фазы. Почему меняются лунные фазы?
15

Затмения. Из-за чего бывают затмения? Где мы находимся на Земле или во
Вселенной? Изучаем строение яйца и развитие цыпленка.
Практика: Уход за цыплятами. Выращивание цыплят.
1.5 Здоровье и безопасность
Теория: Как мы выросли за год? Графики роста, веса, роста зубов. Анализ
графиков. О вреде алкоголя, курения и наркотиков.
Практика: Делаем опыты на трение.
1.6 Питание и продукты
Теория: Изучаем систему пищеварения человека.
Практика: Конструируем модель системы пищеварения человека.
1.7 Ориентирование на местности. Транспорт
Теория: Водопровод.
Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал.
Измерение массы. Конструируем весы. Делаем гири для весов. Собираем камни.
Теория: Как кислород и воздух влияет на огонь? Возможно ли горение без
кислорода. Что узнали за 4 класс. Инвентаризация понятий и навыков.

16

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

15
сентября

31 мая

38

38

38

1
занятие
по 1
часу в
неделю

2 год

15
сентября

31 мая

38

38

38

1
занятие
по 1
часу в
неделю

3 год

15
сентября

31 мая

38

38

38

1
занятие
по 1
часу в
неделю

4 год

15
сентября

31 мая

38

38

38

1
занятие
по 1
часу в
неделю

2.2 Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
 просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
 при реализации программы используются наборы для образовательноисследовательской деятельности, которые в себя включают:
 методические пособия по экспериментальной и исследовательской
деятельности (для детей различных возрастных групп);
 контейнеры различного размера для хранения опытного материала;
 контейнеры и различные ёмкости для проведения
исследовательскойдеятельности;
 песочные часы;
17

 микроскопы с аксессуарами;
 увеличительные стекла, лупа и другое;
 лабораторные образцы (насекомые, семена и др)
 лабораторная посуда (штативы, пробирки, мензурки и другое).
Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата,
аудио аппаратуры.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями
в сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные
материалы: инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике
безопасности.
Методические разработки учебных занятий:
 собственные методические разработки
 разработки игр, кроссвордов, тестов по терминологии предмета изучения;
 разработки бесед-обсуждений фильмов;
 конспекты открытых занятий;
 лекционный материал для занятий;

2.3 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
 входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления
возможностей обучающихся;
 текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой
темы учебного плана программы.
Методы контроля:
 наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися;
 срез теоретических знаний по темам программы (опрос);
18

 участие в выставочно-конкурсной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного
года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки
выполнения контрольных заданий.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
программе.
Методы контроля:
 наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся;
 срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос);
 контрольное выполнение заданий (итоговая выставка);
 участие в конкурсах различного уровня.
Показатели оценки результатов освоения программы:
 теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение
терминологией, знание основных предметных областей учебного плана
программы);
 практическая подготовка обучающихся по программе;
 участие в образовательном процессе (посещение занятий).

19

3. Список литературы
Перечень литературы, необходимый педагогу для успешной реализации
программы:
1. Аквилева Г.Н.,Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в
начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования педагогического профиля.– М.: ВЛАДОС,
2018 .
2. Вильямс В.Р. Почвоведение. - М.: Сельхозгиз, 2016 .
3. Горощенко В.П. Основы природоведения. Учеб. пособие для учащихся
пед.училищ по специальности № 2001. М.: «Просвещения», 1976
4. Григорьев А.Л. Глобус и работа с ним. Из опыта работы. - М.:
«Просвещение», 2019.
5. Жаков С.И. Общие климатические закономерности Земли: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2017
6. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008
7. Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений по географии и естественно - научным
специальностям. - М.: Просвещение.
8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах:
Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики
начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России,
2020.
9. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2021
20

10.Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.

Словарь по физической географии.- М.:

Просвещение, 2014
11.Перротте А.А. Экскурсии по естествознанию в начальной школе. – М.:
Просвещение, 2022
12.Петросова Р. А., Голов В. П. и др. Естествознание и основы экологии:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/
Р.А. Петросова, В.П. Голов и
др. – М.: Издательский центр «Академия», 2018
13.Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения
естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.:
Издательский центр «Академия»,2015
Перечень литературы для обучающихся и родителей:
1. Пришвин, М. Кладовая солнца / М.М. Пришвин. – М.: Стрекоза, 2008. – 157
с.: ил.
2. Скребицкий, Г Лесной голосок / Г.А. Скребицкий. М.: Стрекоза, 2013. – 61 с.:
ил. - (Школьная библиотека)
3. Сладков, Н.И. Лесные сказки/Н. Сладков; ил. В. Бастрыкина. – М.: Эксмо:
ОЛИСС, 2012. – 96 с. : ил. – (Книги – мои друзья)

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».