Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа тайн и открытий » Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 4 года Автор-составитель: Безердик Д.И., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик. ................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка. .................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………5 1.3. Планируемые результаты…………………………………………………….6 1.4.Содержание общеразвивающей программы…………………………………8 2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..17 2.1. Календарный учебный график………………………………………………17 2.2. Условия реализации программы…………………………………………….17 2.3. Форма аттестации и оценочные материалы………………………………...18 Список литературы………………………………………………………………..20 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: Естественнонаучная Актуальность Программа знакомит детей с окружающим миром. Занятия направлены на формирование у школьников поисково-познавательной, исследовательской деятельности, которая позволяет не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дает возможность им через эксперимент «примерить» на себя новые роли: лаборанта, исследователя. Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения. Отличительные особенности Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа тайн и открытий» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися в естественнонаучном направлении; развитию, реализации творческого потенциала. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют обучающимся более глубоко и разносторонне познакомится с миром вокруг нас.. Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие технологии, проектные методы, технология использования игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр), информационнокоммуникационные технологии, технология проблемного обучения. Адресат Возраст обучающихся: 7-12 лет Численность группы: до 15 обучающихся В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие 3 медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. Режим занятий: 1 час в неделю. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем общеразвивающей программы: 152 часа Срок освоения: 4 года Уровневость: базовый уровень Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии, обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые игры. Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и др. 4 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – создание условий для развития познавательного интереса ребенка через всестороннее знакомство с окружающим миром посредством разработки научно-исследовательских проектов. Задачи программы: Обучающие: расширять знания об основных физических свойствах веществ и явлениях природы; формировать навыки проведения экспериментально-опытной деятельности; научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи, делать выводы из проведенных опытов и экспериментов. Развивающие: развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление; развивать интерес к экспериментально-опытной деятельности. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со сверстниками для достижения единой цели. 5 1.3 Планируемые результаты Личностные результаты • • • • • • Формирование системного взгляда на мир, умения применять знания в жизни. Формирование уважительного отношения к иной точке зрения. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты • • • • • • • • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование умения планировать структуру своих действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств. Формирование умения своевременно обращаться к различным инструментам (компьютер) при решении задачи из любой области, организовывать поиск, хранение и обмен информацией, необходимой для решения поставленной задачи. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. . Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 6 • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты • • • • • • • Формирование первоначальных научных представлений об окружающем мире. Развитие умений и навыков исследовательской работы. Развитие умения проводить наблюдения, систематический сбор и фиксацию данных наблюдения. Формирование умений выдвигать гипотезы и формулировать вопросы. Приобретение навыка ставить эксперименты и объяснять полученные результаты. Готовить отчеты о результатах проектной и исследовательской деятельности. Развитие навыков научного моделирования. 7 1.4 Содержание общеразвивающей программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения. Модуль № 1 № п/п 1 2 3 4 Название раздела, темы Учимся учиться Время. Погода. Небо. Вещество, пространство, конструкции. Растения. Животные. Здоровье и безопасность Энергия и коммуникации Итого 5 6 Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика 8 4 4 8 4 4 6 3 3 Защита творческих работ 8 2 6 Защита творческих работ 4 2 2 4 2 2 Конференция 38 17 21 2 год обучения. Модуль № 2 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела, темы Учимся учиться Время. Погода. Небо. Вещество, пространство, конструкции. Растения. Животные. Здоровье и безопасность Питание и продукты Ориентирование на местности. Транспорт. Итого Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика 5 3 2 9 5 4 Защита творческих работ 4 1 3 4 6 2 3 2 3 3 7 1 3 2 3 38 18 20 Защита творческих работ Конференция 3 год обучения. Модуль № 3 № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела, темы Учимся учиться Время. Погода. Небо. Вещество, пространство, конструкции. Растения. Животные. Здоровье и безопасность Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика 5 3 2 9 5 4 Защита творческих работ 4 1 3 4 5 2 2 8 2 3 Защита творческих работ 6 7 Питание и продукты Энергия и коммуникации Итого 3 7 38 1 4 18 2 3 20 Конференция 4 год обучения. Модуль № 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела, темы Учимся учиться Время. Погода. Небо. Вещество, пространство, конструкции. Растения. Животные. Здоровье и безопасность Питание и продукты Ориентирование на местности. Транспорт. Итого Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика 5 3 2 9 5 4 Защита творческих работ 4 1 3 4 6 2 3 2 3 3 6 1 3 2 3 38 18 20 Защита творческих работ Конференция Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения. Модуль № 1 1.1 Учимся учиться Теория: Учебный календарь и дежурство по классу. Заводим список ответственности и учебный календарь. Разрабатывается внешний вид и содержание. Практика: заводим друзей. Съемка фильма, в котором дети берут интервью у своих одноклассников. 1.1 Учимся учиться Теория: что я умею делать сам и чему хочу научиться. Практика: Съемка фильма, в котором дети рассказывают, что они умеют делать и чему хотят научиться. 1.2 Время. Погода. Небо. Теория: Карта понятия. Погода и знаки для погоды. Создание первой карты понятия - Погода. Практика: Разработка знаков для обозначения погоды. 1.2 Время. Погода. Небо. Теория: Дождь. Практика: Делаем дождевики. 1.2 Время. Погода. Небо. 9 Теория: Восход и заход. Север, юг, запад, восток. Практика: Конструирование компаса. Стороны горизонта. Наблюдение за движением тени. 1.2 Время. Погода. Небо. Теория: Как можно увидеть ветер? Практика: Конструируем устройство ветроуказателя. 1.3 Вещество, пространство, конструкции. Теория: Линейные измерения. Практика: Делаем рулетку. Измерение длин объектов при помощи разных мерок. Размечаем опытный участок при помощи рулеток, сделанных своими руками. Определяем растения, животных и другие объекты опытного участка. 1.3 Вещество, пространство, конструкции. Теория: День и ночь. Дни недели. Времена года. Изучение календаря и его структуры. Модель цифровых часов. Чтение времени. Часы и минуты. Практика: Моделирование цифровых часов. Делаем часы. (проект) Делаем часы своими руками: песочные, водные и др. 1.3 Вещество, пространство, конструкции. Теория: Лента времени. Практика: Моделирование ленты времени. 1.3 Вещество, пространство, конструкции. Теория: Термометр и температура. Изучение принципа работы термометра. Практика: Измерение температуры различных веществ. Наблюдение за снегом. 1.4 Растения. Животные. Теория: Сушка растений. Строение растений. Практика: Изучение строения растений, собранных на школьном участке. 1.4 Растения. Животные. Теория: Живое и неживое. Классификация окружающий предметов по принципу «Живое-неживое». Практика: Работа над картой понятия «Растения». Работа над картой понятия «Животные». 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Безопасное поведение. Правила безопасного поведения в школе и на улице. Мыльные пузыри. Практика: конструируем устройство для пускания мыльных пузырей. 10 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Моя семья. Практика: Создание проекта «Моя семья» 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Пять чувств человека. Изучение органов чувств. Сходства и различия. Практика: Сортировка по свойствам. Сортировка по назначению. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Мы растём. Практика: Измерение роста, веса и площади ладони и стопы 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Зубы. Как мы жуём. Уход за зубами. Практика: Построение карты роста зубов. Правила ухода за полостью рта. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Питомцы. Карта понятий «Питомцы». Правила ухода. Практика: Проращивание семени гороха, боба. Жизненный цикл растений. Изучение строение семени фасоли. Проращивание и посадка. Выращивание фасоли на подоконнике. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Микробы. Моем руки. Изучаем микробов. Практика: Чем лучше мыть руки? (эксперимент) 1.6. Энергия и коммуникации Теория: Экономим воду. Экономим электричество. Как экономить воду и электричество? Практика: Эксперимент по разложению отходов. Закапываем отходы. Теория: Разворачиваем учебный календарь. Инвентаризация понятий и навыков. 2 год обучения. Модуль № 2 1.1 Учимся учиться Теория: Карта понятия «Чему мы научились в 1 классе?». Список ответственности и учебный календарь. Разрабатывается внешний вид и содержание. Предположения о будущем. Планы на будущее. Календарь планирования. Что я умею делать сам и чему хочу научиться. Практика: Построение личных планов Подведение итогов за прошлый год. 1.1 Учимся учиться Теория: Дружба. Почему надо соблюдать очередь и делиться. Практика: Делаем простейших кукол (носки, бумага) для разыгрывания конфликтных ситуаций и способов их разрешения 11 1.2 Время. Погода.Небо Теория: Фазы Луны. Лунный цикл. Восход и заход Луны. Практика: Мы растём. Измерение роста, веса и площади ладони и стопы. . 1.2 Время. Погода.Небо Теория: Изучаем свойства воздуха. Практика: Конструируем и устанавливаем измеритель глубины снега. График роста и таяния снежного покрова. 1.2 Время. Погода.Небо Теория: График температуры. Организация наблюдений за температурой, графиком температуры. Скорость и направление ветра. Практика: Конструирование флюгера. 1.2 Время. Погода.Небо Теория: Времена года и восход-заход солнца. Графики. Практика: Наблюдение за восходом и заходом солнца. Фиксация наблюдений в графической форме. 1.3 Вещество. Пространство,конструкция Теория: Разложение. Практика: Откапываем отходы. Анализ результатов 1.3 Вещество. Пространство,конструкция Теория: Защита вещей от разложения. Практика: Повторное закапывание отходов. 1.3 Вещество. Пространство,конструкция Теория: Создание ленты времени. Решение задач на временные промежутки. Практика: Делаем модель аналоговых часов. Определяем время по обычным часам. 1.4 Растения. Животные Теория: Сад и огород на подоконнике. Организация огорода на подоконнике. Практика: Выбор растений, подготовка почвы, посадка, необходимый уход. 1.4 Растения. Животные Теория: Размножение насекомых. Метаморфоз. Полный и неполный метаморфоз. Практика: Наблюдение за насекомыми. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Правила безопасного поведения в школе и на улице. Практика: Создание плакатов. 12 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Микробы и болезни. Как передаются болезни? Практика: Создание модели микробов и съемка мультфильма про микробов. Практика: Конструирование чашечных весов. Взвешивание. Изучаем почву. Анализ почвы. Тестирование воды. Проверка продуктов на содержание воды. 1.6 Питание и продукты Теория: Откуда продукты в магазине? Практика: Экскурсия в супермаркет. Карта продуктов. 1.6 Питание и продукты Теория: Пищевые группы. Три группы продуктов: для роста, сил и здоровья. Молоко и молочные продукты. Состав молока. Практика: Делаем творог и масло. 1.7.Ориентирование на местности. Транспорт Теория: Водопровод. Как вода приходит в наш дом? Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал. 1.7.Ориентирование на местности. Транспорт Теория: Карта понятий «Транспортная система». Виды транспорта. Практика: Строим посёлок. Делаем план поселка. Прокладываем дороги в посёлке. Задания на ориентирование по плану. Работаем с графиками. Анализ наблюдений за солнцем, температурой, снегом. Теория: Разворачиваем учебный календарь. Инвентаризация понятий. 3 год обучения. Модуль № 3 1.1 Учимся учиться Теория: Чему мы научились во 2 классе? Учебный календарь и дежурство по классу. Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим. 1.2 Время.Погода.Небо Теория: Погода. Температура. Практика: Конструирование дождемеров и снегомеров. Построение графика высоты снежного покрова. Наблюдение за восходом и заходом Солнца. Построение и анализ графика. Выкапывание отходов. Анализ результатов. Делаем компост. Наблюдение за компостом: температура, внешний вид, реакция. 1.2 Время.Погода.Небо Теория: Фазы Луны. Практика: Построение графика восхода и захода Луны. Работа с графиком. Делаем модель приполярного участка неба. Как по звездам определить стороны горизонта 13 на небе? 1.2 Время.Погода.Небо Теория: Изучаем созвездия. Практика: Диаграмма роста. Карта роста зубов. Строим графики роста, веса и зубов за три года. 1.3 Вещество,пространство и конструкции Теория: Дождь в банке. Испарение и конденсация. Практика: Делаем пропеллер. Принципы конструирования пропеллера. Конструирование установки по подъёму груза, в основании которой пропеллер, управляемый другим пропеллером 1.3 Вещество,пространство и конструкции Теория: Кислоты и щелочи. Свойства кислот и щелочей. Вещества в кислоте и щелочи. Нейтрализация. Растворы и растворение. Практика: Проверка различных веществ на растворимость. 1.3 Вещество,пространство и конструкции Теория: Кристаллизация. Практика: Выращивание кристаллов из соли, сахара и медного купороса. Поликристаллы и монокристаллы. 1.4 Растения.Животные Теория: Строение цветка. Опыление растений. Дыхание. Как мы дышим. Строение органов дыхания. Модель лёгких. Практика: Демонстрируем процесс дыхания. Измеряем объем лёгких. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Курение и здоровье. Частота пульса. Как возникает пульс? Кровообращение. Сердце, вены, артерии. Малый и большой круги кровообращения. Практика: Измеряем свой пульс до и после нагрузки. 1.6 Питание и продукты Теория: Составляем меню семьи на неделю. Пищевые группы. Практика: Измерение объёма. Делаем мерные стаканчики. Измеряем кислотность. Ph различных объектов. Знакомство со шкалой кислотности. Измерение кислотности почвы и других веществ. 1.7 Энергия и коммуникации Теория: Чему мы уже научились? Инвентаризация понятий и навыков. Практика: Планируем мини-огорода. Планируем посадку огорода на подоконнике. Выбор растений, места, почвы. Уход и наблюдение за огородом. 14 . Теория: Чему мы учились в 3 классе. Инвентаризация понятий и навыков. 4 год обучения. Модуль № 4 1.1 Учимся учиться Теория: Чему мы научились во 3 классе? Учебный календарь и дежурство по классу. Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим. 1.2 Время. Погода.Небо Теория: Погода. Облака. Восход – заход Солнца. Практика: Фиксирование наблюдений в графике. 1.2 Время. Погода.Небо Теория: Ветер. Направление и скорость. Осадки. Практика: Наблюдение за температурой. Работа с графиком температур. 1.3 Вещество, пространство, конструкции Теория: Длина дня и ночи. Делаем часы «день-ночь». Практика: Разложение. Выкапываем отходы. Анализируем результаты. Делаем компост из пищевых отходов. Собираем макулатуру. Делаем бумагу из макулатуры. 1.3 Вещество, пространство, конструкции Теория: Изучаем камни: внешний вид, вес, объем. Твердость камней и удельный вес. Инструменты из камней. Практика: Делаем инструменты из камней. Конструируем лодку. 1.3 Вещество, пространство, конструкции Теория: Изучаем энергию падающего объекта. Практика: Огород на подоконнике. Выбираем семена. Организация места. Посадка огорода. Распределение обязанностей. 1.3 Вещество, пространство, конструкции Теория: Земля круглая или плоская? Ищем доказательства каждого предположения. Изучаем планеты. Практика: Наблюдаем за планетами. Изучаем путь солнечной тени. Гномон. 1.4 Растения. Животные Теория: Анатомия рыбы. Изучаем внутреннее и внешнее строение рыбы. Практика: Чистим рыбу 1.4 Растения. Животные Теория: Когда бывает полдень? Ищем время истинного полдня. Время года и Солнца. Находим связь. Лунные фазы. Почему меняются лунные фазы? 15 Затмения. Из-за чего бывают затмения? Где мы находимся на Земле или во Вселенной? Изучаем строение яйца и развитие цыпленка. Практика: Уход за цыплятами. Выращивание цыплят. 1.5 Здоровье и безопасность Теория: Как мы выросли за год? Графики роста, веса, роста зубов. Анализ графиков. О вреде алкоголя, курения и наркотиков. Практика: Делаем опыты на трение. 1.6 Питание и продукты Теория: Изучаем систему пищеварения человека. Практика: Конструируем модель системы пищеварения человека. 1.7 Ориентирование на местности. Транспорт Теория: Водопровод. Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал. Измерение массы. Конструируем весы. Делаем гири для весов. Собираем камни. Теория: Как кислород и воздух влияет на огонь? Возможно ли горение без кислорода. Что узнали за 4 класс. Инвентаризация понятий и навыков. 16 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 15 сентября 31 мая 38 38 38 1 занятие по 1 часу в неделю 2 год 15 сентября 31 мая 38 38 38 1 занятие по 1 часу в неделю 3 год 15 сентября 31 мая 38 38 38 1 занятие по 1 часу в неделю 4 год 15 сентября 31 мая 38 38 38 1 занятие по 1 часу в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20; при реализации программы используются наборы для образовательноисследовательской деятельности, которые в себя включают: методические пособия по экспериментальной и исследовательской деятельности (для детей различных возрастных групп); контейнеры различного размера для хранения опытного материала; контейнеры и различные ёмкости для проведения исследовательскойдеятельности; песочные часы; 17 микроскопы с аксессуарами; увеличительные стекла, лупа и другое; лабораторные образцы (насекомые, семена и др) лабораторная посуда (штативы, пробирки, мензурки и другое). Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата, аудио аппаратуры. Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы, журналы, книги. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные материалы: инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике безопасности. Методические разработки учебных занятий: собственные методические разработки разработки игр, кроссвордов, тестов по терминологии предмета изучения; разработки бесед-обсуждений фильмов; конспекты открытых занятий; лекционный материал для занятий; 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному учебному графику. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления возможностей обучающихся; текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися; срез теоретических знаний по темам программы (опрос); 18 участие в выставочно-конкурсной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения контрольных заданий. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся; срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос); контрольное выполнение заданий (итоговая выставка); участие в конкурсах различного уровня. Показатели оценки результатов освоения программы: теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение терминологией, знание основных предметных областей учебного плана программы); практическая подготовка обучающихся по программе; участие в образовательном процессе (посещение занятий). 19 3. Список литературы Перечень литературы, необходимый педагогу для успешной реализации программы: 1. Аквилева Г.Н.,Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля.– М.: ВЛАДОС, 2018 . 2. Вильямс В.Р. Почвоведение. - М.: Сельхозгиз, 2016 . 3. Горощенко В.П. Основы природоведения. Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по специальности № 2001. М.: «Просвещения», 1976 4. Григорьев А.Л. Глобус и работа с ним. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 2019. 5. Жаков С.И. Общие климатические закономерности Земли: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2017 6. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 7. Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по географии и естественно - научным специальностям. - М.: Просвещение. 8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2020. 9. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2021 20 10.Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.- М.: Просвещение, 2014 11.Перротте А.А. Экскурсии по естествознанию в начальной школе. – М.: Просвещение, 2022 12.Петросова Р. А., Голов В. П. и др. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Р.А. Петросова, В.П. Голов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 13.Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2015 Перечень литературы для обучающихся и родителей: 1. Пришвин, М. Кладовая солнца / М.М. Пришвин. – М.: Стрекоза, 2008. – 157 с.: ил. 2. Скребицкий, Г Лесной голосок / Г.А. Скребицкий. М.: Стрекоза, 2013. – 61 с.: ил. - (Школьная библиотека) 3. Сладков, Н.И. Лесные сказки/Н. Сладков; ил. В. Бастрыкина. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012. – 96 с. : ил. – (Книги – мои друзья) 21 22