Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы дизайна» Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Тимошина Г.А., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик……………………………………………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………..5 1.3.Планируемые результаты……………………………………………………..7 1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………...8 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………….12 2.1.Календарный учебный график……………………………………………....12 2.2.Условия реализации программы ........................ ……………………….…..12 2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………..14 Список литературы……………………………………..………………………..16 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: художественная Актуальность Развитие творческих способностей детей и подростков в ранние годы является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умение творить, достигать результата требуемого качества. при помощи средств анимации разного уровня обеспечивает устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать. Творческая деятельность даёт возможность детям проявить фантазию, терпение, упорство и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести технические навыки, ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Отличительные особенности Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся в процессе освоения швейного дела, дизайн и декор одежды, элементов хореографии, изучение технологии конструирования, моделирования и изготовления одежды, обучающиеся приобретают опыт участия в показах мод и дефиле. Новизна программы заключается в том, что она предоставляет обучающимся возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера и всего того, что окружает нашу жизнь. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные виды деятельности, а именно в занятие выбранным видом творчества. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы дизайна» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по формированию у них художественно-эстетического вкуса; развитию, реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют обучающимся более глубоко и разносторонне познакомится с профессиями дизайнера, модельера, технолога по пошиву одежды, закройщика, швеи. Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие технологии, проектные методы, технология использования игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр), информационнокоммуникационные технологии, технология проблемного обучения. Адресат 3 Возраст обучающихся: 10-14 лет Численность группы: до 15 обучающихся В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем общеразвивающей программы: 68 часов Срок освоения: 1 год Уровневость: базовый уровень Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии, обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые игры. Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и др. 4 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – способствовать формированию личности ребенка, приобретению начальных знаний об основах дизайна, раскрытию его творческого самовыражения через изобразительное искусство. Задачи программы: Обучающие: научить углубленному материалами; владению графическими и конструктивными научить основным приемам работы различными и материалами и инструментами при выполнении творческой проектной работы; научить основным специальным терминам изобразительного искусства; расширить знания о произведениях отечественных и зарубежных мастеров в области дизайна; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости явления художественной культуры. на Развивающие: развивать видение и умение выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства; развивать эстетическое чувство в предметах и явлениях природы, в произведениях искусства; формировать художественно-образное мышление и эмоциональное отношение к явлениям действительности, искусству, как основе развития творческой личности; развить у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; развить зрительное восприятие, чувство цвета, формы, композиции, пространственного мышления, умение выражать в художественных образах решение творческих задач. Воспитательные: 5 воспитать у детей интерес и любовь к искусству; воспитать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры; воспитывать культуру поведения на выставках, в выставочных залах и музеях. 6 1.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты выполнения предметныхзадач Приобретены начальные навыки по предметам черчения, геометрии. Приобретены начальные навыки передачи простейших форм, образов предметов, явлений окружающего мира посредством разнообразной техники моделирования, макетирования. Приобретены начальные знанияи навыки визуального искусства через создание своих Проектов с использованием знаний о дизайне Ожидаемые результаты выполнения метапредметных задач Приобретены начальные навыки работы с инструментами и расходными материалами, используемыми в процессе деятельности. Ожидаемые результаты выполнения личностных задач Интеллектуальные: Получили Развитие усидчивость, аккуратность, чувство вкуса, литературные и речевые навыки, артистические и музыкальные навыки. Приобретены знания по Раскрыт потенциал личности, креативные основам дизайна, способности, воображение, абстрактное и образное мышления, творческая макетирования. активность, творческая фантазия, Приобретены навыки эстетическое и цветовое восприятие. работы на заданном пространстве. Получили развитие физические возможности ребенка (мелкая Созданы условия моторика, координация развития движений рук, физических глазомер, умелость рук, возможностей дифференцированность ребенка (мелкой движения пальцев). моторики, координации движений Получили развитие память, логика, рук, аналитическое и синтетическое глазомера, умелость рук, мышление. согласованность движения Социально-духовные и человеческие обеих рук, качества: возросли уверенность в себе, дифференцированность своих силах и возможностях, моральнодвижения пальцев). волевых качества личности, самостоятельность, инициативность, Созданы условия дисциплинированность. развития познавательных Дети проявляют собственную творческую функций, активность, реализуют свои идеи, восприятия, мышления, проявляют желание участия в создании речи, индивидуальных и коллективных работ. памяти, внимания. 7 1.4 Содержание общеразвивающей программы № Количество часов Теория Практика Название раздела Введение в предмет. Значение рисунка и чертежа в дизайне. 1 Упражнения. Основные выразительные средства в 2 конструировании. Всего 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 8 9 1 1 2 1 8 9 1 1 1 3 3 4 4 4 5 2 6 8 - 5 5 1 1 2 1 1 2 14 1 1 2 15 Художественная роспись ткани. Баттик. Эскизы. Традиционные способы росписи ткани. Холодный 16 батик. Традиционные способы росписи ткани. Свободная 17 роспись. 1 1 2 1 3 4 1 3 4 17 51 68 3 4 5 6 Форма в дизайне. Линейные, плоскостные и объёмные формы Стилизация. Составление орнамента из растительных форм. Декор - средство раскрытия выразительности предмета.Упражнения. Составление геометрического орнамента в декоративной композиции. 7 Шрифт. Упражнения. 8 Шрифт и цвет. Упражнения. 9 Эскиз и выполнение поздравительной открытки. 12 Макетирование. Развёртки геометрических тел.Куб, параллелепипед и конус. Макет- конструкция предмета по выбору. (Светильник и др.) Органичность и целостность композиции. Упражнения. 13 Пропорциональность и ритм. Упражнения. 10 11 Симметрия и асимметрия. Эскиз декоративнойрешётки. Итого 8 Содержание учебно-тематического плана 1.Введение в предмет. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Теория: Понятие «дизайн». Роль эскиза в художественном проектировании. Роль предметов, выполненных художником-дизайнером в жизни человека. Средства художественной выразительности. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Их отличие. Практика: Выполнение рисунка-эскиза и чертежа выбранного предмета быта (начальное ознакомление). 2.Основные выразительные средства в конструировании. Теория: Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление). Практика: Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) — предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид фабрики, завода и т. п.), средств передвижения (паровоз, легковые и грузовые автомашины). Выполнение эскиза. 3.Форма в дизайне. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Теория: Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Практика: Выполнение композиций эмблемы (индивидуальные и коллективные работы). (Вариант: эскиз-макет предмета, сооружения). 4.Стилизация. Составление орнамента из растительных форм. Теория: Стилизация. Приемы составления орнаментов из растительных форм. Практика: Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы). 5.Декор - средство раскрытия выразительности предмета. Упражнения. Теория: Декор - средство раскрытия выразительности предмета. Практика: Декор эскизов игрушек, состоящих из геометрических форм. Упражнения. 6.Составление геометрического орнамента в декоративной композиции. Теория: Орнамент в декоративной композиции. Практика: Составление геометрического орнамента в декоративной композиции. 7.Шрифт. Упражнения. Теория: Знакомство со шрифтом. Художественный шрифт и приемы выполнения (холодный, колючий, легкий и др.) Буквица (заглавная буква). Практика: Выполнение эскиза буквицы графическими материалами. Шрифт и цвет. 9 8.Упражнения. Теория: Знакомство со шрифтом. Художественный шрифт и цвет. Практика: Выполнение эскиза буквиц (словосочетаний) живописными материалами. 9.Эскиз и выполнение поздравительной открытки. Теория: Взаимосвязь сочетания слова и изображения в открытке. Выразительные приемы композиции. Практика: Выполнение праздничной поздравительной открытки. 10.Макетирование. Развёртки геометрических тел. Куб, параллелепипед и конус. Теория: Понятие «развертка» геометрического предмета. Практика: Конструирование и декор предмета на основе геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.). 11.Макет- конструкция предмета по выбору. (Светильник и др.) Теория: Этапы работы над проектом предмета (изделия). Материаловедение. Практика: Выполнение макета- конструкция предмета по выбору. (Светильник и др.) 12.Органичность и целостность композиции. Упражнения. Теория: Органичность и целостность композиции. Выразительные средства композиции. Практика: Выполнение упражнений. Эскизы. Пропорциональность и ритм. 13.Упражнения Теория: Пропорциональность и ритм. Выразительные средства композиции. Практика: Выполнение упражнений. Эскизы. Симметрия и асимметрия. 14.Эскиз декоративной решётки. Теория: Симметрия и асимметрия. Выразительные средства композиции. Практика: Выполнение эскиза декоративной решётки. Художественная роспись ткани. 15.Баттик. Эскизы. Теория: многообразие видов ДПИ и место батика в художественном творчестве. Основные виды росписи ткани, история их появления и особенности. Батик в современном мире. Материалы, инструменты, место работы. Техника безопасности при выполнении росписи различными способами. Практика: создание эскизов. 16.Традиционные способы росписи ткани. Холодный батик. Теория: особенности росписи ткани в технике «холодного батика». Его отличия от других техник. Практика: Основные приемы нанесения красителей на ткань, техника резервирования, использование дополнительных средств росписи. Исправление дефектов и ошибок в росписи. Завершающая обработка изделия. Практика: панно "Космос". 10 17. Традиционные способы росписи ткани. Свободная роспись. Теория: особенности техники свободной росписи. Роспись по грунтованной ткани. Способы грунтовки. Практика: панно "Стихия - море", панно "Нежная ветка сакуры". Оформление выставки «Космос» Практика: оформление работ в рамы, подписи, названия, развешивание. Работа над творческими проектами Теория: Итоговая работа над проектом, определение алгоритма проектной деятельности, выбор темы, формулировка задач и цели. Теоретическое сопровождение проекта. Практика: Создание объекта проектной деятельности, оформление, презентация. 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 68 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 68 5 Недель в I полугодии 15 6 Недель во II полугодии 19 7 Начало занятий 20 сентября 8 Выходные дни 31 декабря9 января 9 Окончание учебного года 31 мая 2.2 Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20; специального оборудования: раскройный стол 1 шт. столы для ручных работ 10 шт. стулья 16 шт. бытовая швейная машина с электроприводом 6 шт. 12 вышивальная машина 2 шт. краеобмёточная машина (оверлок) 1 шт. гладильная доска 1 шт. электроутюг 1 шт. манекен 2шт. На занятиях по данной программе потребуются следующие расходные материалы и инструменты: альбом для рисования или плотные листы для выполнения зарисовок, эскизов; ткани разной фактуры, мех; нитки катушечные разных цветов; тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т.д.; синтепон, вата для наполнения мягких игрушек; ножницы, нитки, наперстки, сантиметровые ленты; мел, клей, краски, кисти, карандаши. Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата, аудио аппаратуры. Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы, журналы, книги. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные материалы: инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике безопасности, журналы мод, чертежи-схемы построения выкроек, альбомы образцов, выставки готовых изделий, и др. Методические разработки учебных занятий: Методическая разработка «Русский народный костюм». 13 Методическая разработка «История швейной машинки» Учебно-методическое пособие «Основы композиции костюма». Методическая разработка «Декоративная отделка». Методическая разработка «Лоскутная мозаика». Методическая разработка «Аппликация». Тематическая подборка «Цвет в одежде». Разработки открытых занятий. Творческие проекты обучающихся. Коллективные творческие работы обучающихся. 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному учебному графику. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления возможностей обучающихся; текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися; срез теоретических знаний по темам программы (опрос); участие в выставочно-конкурсной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения контрольных заданий. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Методы контроля: наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся; 14 срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос); контрольное выполнение заданий (итоговая выставка); участие в конкурсах различного уровня. Показатели оценки результатов освоения программы: теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение терминологией, знание основных предметных областей учебного плана программы); практическая подготовка обучающихся по программе; участие в образовательном процессе (посещение занятий). 15 Список литературы Перечень литературы, необходимый педагогу для успешной реализации программы: 1. Антипина И.В. Образовательная программа творческой мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье». В сб.: М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с. 43-61. 2. Гальперина Г.А. Гардины, шторы, подушки, покрывала. М.: РИПОЛ классик, 2006. 3. Мутик Ю.Р. Конструирование игрушек: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 4. Устинова Е. Как шить красиво. М.: «Внешсигма», 2000. Перечень литературы, необходимый обучающимся (родителям): 1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. ТОО «Лейла», 2013. 2. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006. 3. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: ACADEMA, 2000. 16 17