Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мягкая игрушка» Возраст обучающихся: 8-11 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Безердик Д.И., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик……………………………………………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………..5 1.3.Планируемые результаты……………………………………………………..7 1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………...8 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………….15 2.1.Календарный учебный график……………………………………………....15 2.2.Условия реализации программы ........................ ……………………….…..15 2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………..16 Список литературы……………………………………..………………………..17 Приложения………………………………………………………………………18 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: художественная Актуальность Программа предполагает и учитывает социокультурные потребности и проблемы региона. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, культурная политика в Свердловской области, направленная на поддержку, сохранение и развитие культуры, а также создание условий для развития творческого потенциала населения Свердловской области предполагает увеличение не только количества посетителей разнообразных мероприятий, но и доли посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе от общего количества детей в возрасте до 18 лет. Отличительные особенности Программа определяется запросом со стороны учащихся на программы художественного развития, она способствует потребности учащихся изготавливать игрушки самостоятельно. Вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился сам. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Адресат Возраст обучающихся: 8-11 лет Численность группы: до 15 обучающихся В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Один учебный час – 45 минут, перерыв между учебными часами – 10 минут. 3 Объем Программы – 288 часов (стартовый уровень – 144 часа, базовый уровень – 144 часа). Срок освоения Программы – 2 года. Уровень освоения Программы: первый год обучения – стартовый, второй год обучения – базовый. Первый год обучения – учащиеся знакомятся с азами изготовления игрушек из фетра и создания книжки-развивайки. Второй год обучения – базовый, учащиеся самостоятельно выполняют по выкройкам, более сложные модели игрушек. Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая. Виды занятий: открытое занятие, практическое занятие, контрольноезанятие, опрос. Формы подведения итогов: тестирование, итоговая выставка, участиев конкурсах, квесты. Форма обучения очная, Программа может быть частично реализованапри помощи дистанционных образовательных технологий. 4 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – способствовать формированию личности ребенка, приобретению начальных знаний об основах дизайна, раскрытию его творческого самовыражения через изобразительное искусство. Задачи программы: Обучающие: научить углубленному материалами; владению графическими и конструктивными научить основным приемам работы различными и материалами и инструментами при выполнении творческой проектной работы; научить основным специальным терминам изобразительного искусства; расширить знания о произведениях отечественных и зарубежных мастеров в области дизайна; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости явления художественной культуры. на Развивающие: развивать видение и умение выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства; развивать эстетическое чувство в предметах и явлениях природы, в произведениях искусства; формировать художественно-образное мышление и эмоциональное отношение к явлениям действительности, искусству, как основе развития творческой личности; развить у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; развить зрительное восприятие, чувство цвета, формы, композиции, пространственного мышления, умение выражать в художественных образах решение творческих задач. Воспитательные: воспитать у детей интерес и любовь к искусству; 5 воспитать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры; воспитывать культуру поведения на выставках, в выставочных залах и музеях. 6 1.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты выполнения предметныхзадач Приобретены начальные навыки по предметам черчения, геометрии. Приобретены начальные навыки передачи простейших форм, образов предметов, явлений окружающего мира посредством разнообразной техники моделирования, макетирования. Приобретены начальные знанияи навыки визуального искусства через создание своих Проектов с использованием знаний о дизайне Ожидаемые результаты выполнения метапредметных задач Приобретены начальные навыки работы с инструментами и расходными материалами, используемыми в процессе деятельности. Ожидаемые результаты выполнения личностных задач Интеллектуальные: Получили Развитие усидчивость, аккуратность, чувство вкуса, литературные и речевые навыки, артистические и музыкальные навыки. Приобретены знания по Раскрыт потенциал личности, креативные основам дизайна, способности, воображение, абстрактное и макетирования. образное мышления, творческая активность, творческая фантазия, Приобретены навыки эстетическое и цветовое восприятие. работы на заданном пространстве. Получили развитие физические возможности ребенка (мелкая Созданы условия моторика, координация развития движений рук, физических глазомер, умелость рук, возможностей дифференцированность ребенка (мелкой движения пальцев). моторики, координации движений Получили развитие память, логика, рук, аналитическое и синтетическое глазомера, умелость рук, мышление. согласованность движения Социально-духовные и человеческие обеих рук, качества: возросли уверенность в себе, дифференцированность своих силах и возможностях, моральнодвижения пальцев). волевых качества личности, самостоятельность, инициативность, Созданы условия дисциплинированность. развития познавательных Дети проявляют собственную творческую функций, активность, реализуют свои идеи, восприятия, мышления, проявляют желание участия в создании речи, индивидуальных и коллективных работ. памяти, внимания. 7 1.4 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Стартовый уровень (1 год обучения) № п/п Название Раздела/ Темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 2 1 1 Беседа 2 Основные швы ручные 4 1 3 Тестирование 3 «Книжка-развивайка» 2 1 1 Итоговая выставка 3.1 «Лето» 28 4 24 3.2 «Осень» 28 4 24 3.3 «Зима» 28 4 24 3.4 «Весна» 28 4 24 22 2 20 4 5 Полезные вещи для дома Итоговое занятие Итого: Участие в конкурсе Итоговая выставка Участие в конкурсе 2 - 2 144 21 123 8 Тестирование, квест Базовый уровень (2 год обучения) № п/п Название Раздела/ Темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 2 2 Материаловедение 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 Объемная игрушка: «Котенок» 4 «Пушистик» 4 «Щенок» 4 «Цыпленок» 6 «Буренка» 8 «Зайчик» 8 «Динозавр» 8 «Медвежонок» 8 «Мышка» 8 «Попугай» 8 «Лягушонок» 8 Усложненная объемная игрушка: «Кот в сапогах» 16 «Черепаха» 16 «Большая мышь» 16 «Заяц с морковкой» 16 Итоговое занятие 2 Итого: 144 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 36 9 1 Беседа 2 Тестирование 3 3 3 4 6 6 6 6 6 6 6 12 12 12 12 2 108 Итоговая выставка Тест, проверочные задания Участие в конкурсе Тест, проверочные задания Участие в конкурсе Тест, квест Содержание учебного (тематического) плана Стартовый уровень (1 год обучения) 1. Вводное занятие. Теория. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем. Практика: Изготовление игольницы. Шов вперед иголкой. 2. Основные ручные швы. Теория: виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «петельный», «потайной». Правила безопасной работы. Практика: выполнение швов на фетре, оформление образцов в тетрадь. 3. «Книжка-развивайка» Теория: показ видео урока «Книжка-развивайка» из фетра. Практика: подбор фетра на каждое время года. 3.1 «Лето» Теория: создание эскиза - летней страницы для книжки-развивайки. Практика: заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление страницы. 3.2 «Осень» Теория: создание эскиза - осенней страницы для книжки-развивайки. Практика: заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление страницы. 3.3 «Зима» Теория: создание эскиза - зимней страницы для книжки-развивайки. Практика: заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление страницы. 3.4 «Весна» Теория: создание эскиза - весенней страницы для книжки-развивайки. Практика: заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление страницы. 4. Полезные вещи для дома. Теория: создание эскизов для поделок. Практика: изготовление полезных вещей в подарок. 10 5. Контрольное занятие. Теория: подведение итогов учебного года. Практика: выполнение тестовых заданий, используя методическую игру - ходилку и проведение практического квеста. Базовый уровень (2 год обучения) 1.Вводное занятие: Теория. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем. Практика: Изготовление брелка для ключей. 2. Материаловедение. Теория: основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей, меха. Практика: определить вид ткани. 3 Объемная игрушка. 3.1 «Котенок» Теория: оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Организация рабочего места. Правила раскроя деталей. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Практика: простая игрушка, выполненная из двух деталей. Простые швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.2 «Пушистик» Теория: символ кошки, техника работы с искусственным мехом при изготовлении игрушки-кошка. Организация рабочего места. Практика: простая игрушка, выполненная из двух швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.3«Щенок» Теория: виды традиционных игрушек, значение в Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Практика: простая игрушка, выполненная из двух швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 11 деталей. Простые деталей игрушки жизни человека. деталей. Простые деталей игрушки 3.4 «Цыпленок» Теория: история, традиции игрушки. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.5 «Буренка» Теория: беседа об истории народной игрушки, организация рабочего места. Правила раскроя деталей. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.6 «Зайчик» Теория: виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.7 «Динозавр» Теория: правила утяжки мордочки, правила и способы хранения выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.8 «Медвежонок» Теория: жизнь и повадки медведей, правила увеличения выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.9 «Мышка» Теория: жизнь и повадки мышей, условные обозначения выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 12 3.10 «Попугай» Теория: жизнь и повадки попугаев, условные обозначения выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 3.11 «Лягушонок» Теория: жизнь и повадки лягушек, самостоятельный выбор и подбор материала, цвета. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 4. Усложненная игрушка. 4.1 «Кот в сапогах» Теория: правила работы с выкройками и грамотное прочтение чертежей выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 4.2 «Черепаха» Теория: правила работы с выкройками и грамотное прочтение чертежей выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 4.3 «Большая мышь» Теория: правила работы с выкройками и грамотное прочтение чертежей выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 4.4 «Заяц с морковкой» Теория: правила работы с выкройками и грамотное прочтение чертежей выкроек. Практика: правила раскроя, сшивания, соединения деталей при 13 изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочки готовой игрушки. 5. Контрольное занятие. Теория: подведение итогов учебного года. Практика: выполнение тестовых заданий, используя методическую игру - ходилку и проведение практического квеста. 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 16 сентября 31 мая 36 72 144 2 занятия по 2 часа в неделю 2 год 16 сентября 31 мая 36 72 144 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1.Учебный кабинет, типовая мебель. 2. Ножницы. 3. Нитки. 4. Иголки. Кадровое обеспечение. Программу может реализовать педагог дополнительного образования, владеющий методами и техниками работы в области мягкой игрушки. Методические материалы. 1. Образцы изделий. 2. Книги с выкройками игрушек и базовые условные обозначения. 3. Альбомы с образцами выкроек. 4. Методический комплект контроля знаний. 5. Календарный план программы. 15 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Программа включает в себя текущий, промежуточный контроль и контрольное занятие (теоретический тест и практический квест). Текущий контроль заключается в просмотре выполняемых работ в конце каждого занятия. В качестве промежуточного контроля в конце первого полугодия устраивается участие в конкурсах различного уровня, оформление итоговых выставок. В конце первого и второго года обучения проводится контрольное занятие - образовательный тест и практический квест. Оценка знаний проводится по теоретической и практической подготовке, по метапредметным умениям и навыкам, а также по личностным показателям по 3-х бальной системе. Результаты мониторинга вносятся в таблицу по 3-х бальной системе: 1 балл составляет минимальный уровень подготовки, не справляется с целями и задачами программы; 2 балла средний уровень подготовки предполагает самостоятельное выполнение заданий частично, требуется напоминание и помощь педагога; 3 балла высокий уровень подготовки предполагает самостоятельное выполнение задания. 16 Список литературы Перечень литературы, необходимый педагогу для успешной реализации программы: 1. Антипина И.В. Образовательная программа творческой мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье». В сб.: М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с. 43-61. 2. Гальперина Г.А. Гардины, шторы, подушки, покрывала. М.: РИПОЛ классик, 2006. 3. Мутик Ю.Р. Конструирование игрушек: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 4. Устинова Е. Как шить красиво. М.: «Внешсигма», 2000. Перечень литературы, необходимый обучающимся (родителям): 1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. ТОО «Лейла», 2013. 2. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006. 3. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: ACADEMA, 2000. 17 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Диагностический инструментарий № 1 Тест «Техника безопасности» 1) Каким режущим инструментом вы будите пользоваться при работе с тканью? а) ножом; б) ножницами; в) стеками. 2) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу. 3) Передавать ножницы следует: а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами. 4) В каком положении должны находиться ножницы до работы? а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями; б) кольцами к себе; в) с раскрытыми лезвиями. 5) Где должны храниться иглы? а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте. 6) Как следует поступить со сломанной иглой? а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю; в) вколоть в игольницу. 7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой? а) до и после работы проверь количество игл; б) не загромождать рабочее место лишними вещами. Приложение 2 Диагностический инструментарий № 2 Тест «Основы цветоведения» 1) Что такое цветоведение? а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски. 2) Сколько цветов радуги? а) 12; б) 7; в) 9; 3) Как называются цвета: синий, голубой, фиолетовый? а) водные; б) холодные; в) ледяные. 4) Как называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый? а) тёплые; б) горячие; в) солнечные. 5) Какой цвет можно получить при смешивании красок синей и жёлтой? а) фиолетовый; б) зелёный; в) бирюзовый. 6) Какой цвет можно получить при смешивании красок красной и жёлтой? а) фиолетовый; б) зелёный; в) оранжевый. 19 Приложение 3 Игрушки из фетра Устный опрос. 1) Какими свойствами обладает фетр? 2) Какие изделия можно изготавливать из фетра? 3) С какой стороны раскраивают изделия на фетре? 4) Какие операции можно выполнять с фетром? 5) Какими швами сшивают детали игрушек? 20 Приложение 4 Диагностический инструментарий № 4 Игра «Цветик-семицветик» На лепестках написаны вопросы. Дети по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. Вопросы: 1. Какие вы знаете виды меха? 2. Какой материал используется для пошива игрушек? 3. Каким швом сшиваются детали из меха? 4. Какой материал используется для набивки деталей игрушки? 5. Как раскраиваем мех? 6. Как вы понимаете выражение «Анималистические игрушки»? 7. Какую роль играют глаза в оформлении игрушек? 21 Приложение 5 Диагностический инструментарий № 5 Дидактическая игра «Словарь» Провести стрелки. Шаблон Раскрой Набивка Фурнитура Оформление Завершающий этап изготовления игрушки, придающий ей выразительность и индивидуальность. Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия. Вырезание деталей игрушки. Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое. Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом. 22 Приложение 6 Диагностическая карта мониторинга развития качеств личности учащихся первый год обучения Год обучения Показатели, критерии Знать правила инструментами приспособлениями Педагог Учебный год Степень выраженности оцениваемого качества Теоретическая подготовка пользования Обладают не полными знаниями, не могут самостоятельно и применить Число баллов их 1 Знают правила пользования инструментами и приспособлениями, но испытывают затруднения Знают правила пользования инструментами и приспособлениями и умеют самостоятельно их применять 2 Знать виды простейших ручных Обладают не полными знаниями швов Знают простейшие ручные швы, но испытывают затруднения при самостоятельном применении Знают простейшие ручные швы и умеют самостоятельно их применять Знать -основные приемы работы обладают не полными знаниями, не могут самостоятельно их применить с фетром. знают основные приемы работы с фетром, но испытывают затруднения 1 2 Наблюдение, опрос, тестирование 3 3 1 2 при самостоятельном применении знают основные приемы работы с фетром и умеют самостоятельно их применять Методы диагностики 3 Наблюдение, опрос, тестирование Наблюдение, опрос, тестирование Уметь безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами Практическая подготовка не могут безопасно и эффективно пользоваться инструментами 1 умеют пользоваться инструментами и приспособлениями, но забывают 2 применять эти правила Умеют безопасно и эффективно пользоваться универсальными и 3 специальными инструментами Не могут самостоятельно применять полученные знания 1 Используют, но испытывают затруднения в их применении. 2 Уметь выполнять графически композиционно грамотно и эстетично изделия из ткани и Умеют самостоятельно использовать фетра выразительные линии и мазки. и применять Наблюдение, опрос, квест Наблюдение, опрос, квест разнообразие 3 Уметь создавать шаблоны, на их Не могут самостоятельно применять полученные знания основе делать выкройки и шить Используют, но испытывают затруднения в их применении изделия из фетра Умеют самостоятельно создавать шаблоны, на их основе делать выкройки и шить изделия из фетра Уметь выполнять простые Не могут самостоятельно применять полученные знания ручные швы Умеют пользоваться ручными швами., но испытывают затруднения в их применении Умеют самостоятельно выполнять простые ручные швы и использовать в своих творческих работах. Метапредметные умения и навыки Слушать и слышать испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания педагога воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, сотрудничать в процессе иногда в паре и с педагогом. занятия в паре, с сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно педагогом. воспринимает информацию, сотрудничает в паре и с педагогом 1 2 3 Наблюдение, опрос, квест 1 2 Наблюдение, опрос, квест 3 1 2 Наблюдение, опрос 3 24 Организовать рабочее место свое Рабочее место организовывать не умеет Нуждается в постоянном контроле и помощи педагога при организации своего рабочего места Самостоятельно готовит свое рабочее место и убирает за собой; экономно Безответственен, не умеет работать аккуратно и не стремится; Беречь и использовать художественный материал Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; Работает аккуратно, самостоятельно, контролирует себя сам 1 2 3 1 2 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 3 Личностные показатели Качества личности Признаки проявления качеств личности Проявляет трудолюбие, доводит Качество не сформировано начатое дело до конца Несет ответственность за Качество сформировано частично результаты своей деятельности Устойчивое формирование качества Число баллов 1 2 3 Методы диагностики Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 25 Диагностическая картамониторинга Приложение 7 развития качеств личности учащихся 2 год обучения Год обучения Показатели, критерии Педагог Учебный год Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики Теоретическая подготовка Знать правила работы свыкройками Обладают не полными знаниями, не могут самостоятельно и условные их применить. обозначения чертежей выкроек. Знают правила работы с выкройками и условные обозначения чертежей выкроек, но испытывают затруднения. 1 Знают правила пользования инструментами и приспособлениями и умеют самостоятельно их применять. 3 Обладают не полными знаниями. Знаютисторию народной игрушки, затруднения при опросе. Знаютисторию народной игрушки. 1 2 Знать историю народной игрушки. но испытывают Знать основные приемы и Обладают не полными знаниями, не могут самостоятельно технологию обработки ткани и их применить меха. Знают основные приемы и технологию обработки ткани и меха, но испытывают Затруднения при самостоятельном применении. Знают основные приемы и технологию обработки ткани и меха и умеют самостоятельно их применять. 2 3 1 Наблюдение, тестирование. опрос, Наблюдение, тестирование. опрос, Наблюдение, тестирование. опрос, 2 3 26 Практическая подготовка Уметь читать и делать выкройки- Не могут читать и делать выкройки-шаблоны, используя шаблоны, используя условные условные обозначения чертежей. обозначения чертежей. Умеют читать и делать выкройки-шаблоны, используя условные обозначения чертежей, но забывают применять эти правила. 1 Умеют читать и делать выкройки-шаблоны, используя условные обозначения чертежей. Не могут самостоятельно применятьполученные знания. Используют, но испытывают затруднения в их применении. Умеют изготавливать игрушки из ткани и меха. 3 Не могут самостоятельно применятьполученные знания. Используют, но испытывают затруднения в их применении. Умеют самостоятельно работать с тканью и мехом. Метапредметные умения и навыки 1 2 3 Уметь изготавливать игрушки из ткани и меха. Уметь работать с тканью и мехом. Сотрудничать процессе занятия паре, с педагогом. Высказывать в Испытывает в внимания. серьезные затруднения в концентрации опрос, Наблюдение, квест. опрос, Наблюдение, квест опрос, 2 1 2 3 1 Наблюдение, опрос Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда в паре и с педагогом. 2 Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, сотрудничает в паре и с педагогом. 3 своё Испытывает серьезные затруднения в высказывании. Наблюдение, квест 1 Наблюдение. 27 отношение творчеству товарищей, творчеству. к Высказывает свое мнение, но иногда нуждается в помощи своих педагога. своему Самостоятельно высказывает свое отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. Аккуратно, ответственно выполнять работу. 3 Работу выполняет не аккуратно. 1 Нуждается в постоянном контроле и помощи педагога. 2 Работу выполняет аккуратно и ответственно. 3 Беречь и экономно Безответственен, не умеет работать аккуратно и не использовать стремится. художественный Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и материал. внимании педагога. Добиваться поставленной цели. 2 1 Наблюдение, опрос, 2 Работает аккуратно, самостоятельно, контролирует себя сам. 3 Недобиваться поставленной цели. 1 Способен добиваться поставленной цели, но нуждается в напоминании и внимании педагога. Самостоятельно добивается поставленной цели. Наблюдение, опрос, Наблюдение. 2 3 28 Личностные показатели Качества личности Самостоятельность дисциплинированность. Доброжелателен и уважительно относиться к окружающим. Признаки проявления качеств личности и Качество не сформировано Число баллов 1 Качество сформировано частично 2 Устойчивое формирование качества 3 Качество не сформировано 1 Качество сформировано частично 2 Устойчивое формирование качества 3 Методы диагностики Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 29