Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир оригами» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Безердик Д.И., педагог дополнительного образования г. Североуральск 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик……………………………………………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2.Цель и задачи программы……………………………………………………..6 1.3.Планируемые результаты……………………………………………………..8 1.4.Содержание общеразвивающей программы………………………………...9 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………….17 2.1.Календарный учебный график……………………………………………....17 2.2.Условия реализации программы ......................... ……………………….…..17 2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………..19 Список литературы……………………………………..………………………..21 Приложения………………………………………………………………………23 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: художественная Актуальность Важными приоритетами государственной политики в сфере образования остается поддержка и развитие детского технического творчества детей. Это необходимо для того, чтобы в будущем учащиеся технических кружков стали качественными работниками, соответствующими требованиям инновационного социальноэкономического развития. Оригами – искусство складывания из бумаги. Создавая бумажные модели, дети работают с геометрическими формами, учатся распознавать и называть математические термины. Выполнение поделок в технике оригами способствует формированию у детей привычки конструировать, экспериментировать, творить. Конструирование – одно из доступных направлений технической деятельности. Отличительные особенности Новизна Программы проявляется во включении в учебный план программы по конструированию из бумаги ознакомительных блоков о животном и растительном мире Урала. Познавательные рассказы, беседы о жизни животных, фигурки которых дети складывают в технике оригами, расширяют кругозор, формируют бережное отношение к природе. Учащиеся учатся читать схемы, пользуясь терминологией оригами и складывать поделки самостоятельно, переходя к сложным формам. Все это активизирует мыслительную деятельность детей, развивает речевые способности. Программа составлена с учетом и пожеланиями учащихся и родителей. В план включены разнообразные работы: плоскостные и объемные, сложные модульные игрушки, орнаменты, поделки из разного материала – газеты, бумажных салфеток, обоев. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по формированию у них развитию, реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие технологии, проектные методы, технология использования игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр), информационно3 коммуникационные технологии, технология проблемного обучения. Адресат Возраст обучающихся: 7-11 лет Численность группы: до 15 обучающихся Программа не предусматривает конкурсного отбора. Режим занятий: Для учащихся 1 года обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Для учащихся 2-го и 3-го года обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Учебный час длится 45 минут. Перерыв между учебными часами – 10 минут. Объем общеразвивающей программы: 180 часов Срок освоения: 3 года Уровневость: базовый уровень Обучение очное. При необходимости Программа может быть частично реализована при помощи дистанционных образовательных технологий. Уровень освоения Программы: первый год обучения – стартовый, учащиеся знакомятся с терминологией, основными приемами складывания оригами. Второй год и третий год обучения – базовый, учащиеся упражняются в складывании базовых форм оригами, следуя основным инструкциям; учатся самостоятельно работать по схемам и чертежам. Формы обучения стартового и базового уровней: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий стартового уровня: практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, занятия-викторины. Виды занятий базового уровня: практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, занятия-викторины, творческие мастерские. Форма подведения итогов реализации Программы: на стартовом уровне: викторины, выставки, диагностические игры, контрольные задания, наблюдение, опрос; 4 на базовом уровне: беседа, викторины, выставки, конкурсы, контрольно-диагностические задания, наблюдение, опрос, тесты. 5 1.2 Цель и задачи программы Цель Программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста через конструирование и моделирование из бумаги. Задачи стартового обучения): уровня (первого года Обучающие: – научить простейшим приемам складывания заготовки в технике оригами; – познакомить с геометрическими понятиями; – понимать и использовать специальную терминологию. Развивающие: – развивать конструктивно-художественные умения. Воспитательные: – формировать уважительное отношение к своему труду и труду других людей; – воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Задачи базового уровня делятся назадачи 2 года обучения; Обучающие: – научить складывать базовые формы оригами, четко следуя основным инструкциям; – научить работать по схемам. Развивающие: – развивать пространственное мышление. Воспитательные: – формировать взаимодействие в коллективе учащихся. Задачи 3 года обученияОбучающие: – формировать умения и навыки самостоятельно работать по схемам и чертежам; – формировать знания по основам композиции и цветоведения. Развивающие: – развивать познавательные интересы; – развивать способность оригинального мышления. 6 Воспитательные: – создавать условия для проявления инициативности, формировать социальную активность. 7 1.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты выполнения предметных задач Приобретены начальные навыки по предметам черчения, геометрии. Приобретены начальные навыки передачи простейших форм, образов предметов, явлений окружающего мира посредством разнообразной техники моделирования, макетирования. Приобретены начальные знанияи навыки визуального искусства через создание своих Проектов с использованием знаний о дизайне Ожидаемые результаты выполнения метапредметных задач Приобретены начальные навыки работы с инструментами и расходными материалами, используемыми в процессе деятельности. Ожидаемые результаты выполнения личностных задач Интеллектуальные: Получили Развитие усидчивость, аккуратность, чувство вкуса, литературные и речевые навыки, артистические и музыкальные навыки. Приобретены знания по Раскрыт потенциал личности, креативные основам дизайна, способности, воображение, абстрактное и макетирования. образное мышления, творческая активность, творческая фантазия, Приобретены навыки эстетическое и цветовое восприятие. работы на заданном пространстве. Получили развитие физические возможности ребенка (мелкая Созданы условия моторика, координация развития движений рук, физических глазомер, умелость рук, возможностей дифференцированность ребенка (мелкой движения пальцев). моторики, координации движений Получили развитие память, логика, рук, аналитическое и синтетическое глазомера, умелость рук, мышление. согласованность движения Социально-духовные и человеческие обеих рук, качества: возросли уверенность в себе, дифференцированность своих силах и возможностях, моральнодвижения пальцев). волевых качества личности, самостоятельность, инициативность, Созданы условия дисциплинированность. развития познавательных Дети проявляют собственную творческую функций, активность, реализуют свои идеи, восприятия, мышления, проявляют желание участия в создании индивидуальных и коллективных работ. речи, памяти, внимания. 8 1.4 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план стартового уровня (1-ый год обучения) № Название Раздела/Темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие 1 0,5 0,5 2.1 «Треугольник» 1 0,5 0,5 2.2 «Книжка» 2.3 «Дверь» 2.4 «Воздушный змей» 1 Формы аттестации/контроля Беседа, диагностика Наблюдение Опрос 3 0,5 2,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 3 0,5 2,5 Наблюдение, опрос 2.5 «Дом» 2.6 «Блин» 2 0,5 1,5 Наблюдение, опрос 3 0,5 2,5 Диагностические игры 2.7 2.8 2.9 «Рыба» Оригами на праздничном столе «Двойной треугольник» 3 0,5 2,5 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 «Двойной квадрат» Выставка 5 3 1 4 «Катамаран» 2 3.1 0,5 1,5 Открытки 4 5. Конкурсное мероприятие, акция Творческое задание 6. Итого: Беседа, практическая работа Контрольные упражнения Контрольные упражнения Выставка 3 0,5 3,5 2 1 1 1 0,5 0,5 36 8,5 27,5 9 Викторина, конкурсы, игры Открытое занятие, диагностика Учебный (тематический) план базовый уровень (2-ой и 3-ий год обучения) № Название Раздела/ Темы п/п Вводное занятие Аппликации с использованием предметных и 2.1 сюжетных изделий Орнаменты 2.2 Игрушки-оригамушки Формы аттестации/контроля Количество часов Всего 2 Теория 0,5 Практика 1,5 10 2 8 Беседа, диагностика Наблюдение 8 1 7 Выставка 12 2,5 9,5 Выставка Веселый зоопарк 28 5 23 Конкурсы Цветы 4 1,5 2,5 Выставка 6 1 5 Беседа, викторина, квест 2 0,5 1,5 Открытое занятие, диагностик 72 14 58 1 2.3 2.4 2.5 Спортивные игры, акция, творческая 2.6 мастерская Творческое задание 2.7 Итого: Третий год обучения Вводное занятие 2 0,5 1,5 Осенние мотивы – сюжетные и предметные аппликации Закладки 6 2 4 Беседа, наблюдение 4 0,5 3,5 Выставка Нетрадиционные открытки Орнаменты 4 1 3 10 3 7 Звезды 6 1 5 Поделки из фантиков 6 1 5 Выставка - конкурс Газетные трубочки 6 1 5 Выставка - конкурс 3 4 5 6 7 Беседа, выставка Контрольно диагностические задания Выставка 8 9 10 10 Объемные поделки 16 3 13 Выставка 6 1 5 Контрольные задания 4 1 3 Беседа, викторина, квест 2 1 1 Открытое, контрольное занятие, диагностика 72 16 56 11 Работа с инструкционными 12 картами Творческая 13 мастерская, акция Творческое задание 14 Итого: 11 Содержание учебного (тематического) плана стартовый уровень (первый год обучения) 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности. Обзорная экскурсия по ЦБР. Рассматривание поделок из бумаги. Знакомство с материалом. Теория: слушание рассказа об истории оригами. Практика: изготовление стаканчика. 2.1 «Треугольник» Теория: знакомство с основой оригами (квадрат), понятием «базовая форма» (заготовка из квадрата). Рассматривание «базовых форм» на таблице. Знакомство с видами мух, черепах, их образе жизни, среде обитания. Практика: складывание квадрата из прямоугольного листа базовой формой «треугольник», изготовление мухи, черепашки. 2.2 «Книжка» Теория: знакомство с понятиями «диагональ», «правая верхняя сторона», «левая верхняя сторона», закрепление понятия «базовая форма». Практика: изготовление кошелька, лодочки. 2.3 «Дверь» Теория: знакомство с понятиями «долина», «гора», «центр квадрата». Знакомство со съедобными и ядовитыми грибах, растущими на Урале. Практика: изготовление грибов. 2.4 «Воздушный змей» Теория: закрепление понятий «диагональ», «правая боковая сторона», «леваябоковая сторона». Знакомство с породами уток Урала, видами и образом жизнипингвинов. Практика: изготовление поделок (парусник, уточка и.т.д.) на основе базовой формы «воздушный змей». 2.5 «Дом» Теория: знакомство с понятиями «центр квадрата», «боковые стороны квадрата», «расплющивание углов». Знакомство с животными Среднего Урала. Практика: изготовление игрушек лисы, мышки, медведя. 2.6 «Блин» Теория: знакомство с приемом соединения углов в центре квадрата. Знакомство с птицами среднего Урала. 12 Практика: изготовление игрушек совы, стрижа. 2.7 «Рыба» Теория: знакомство с понятием «кроличье ухо». Обогащение знаний оморских обитателях: карпе, морском котике, дельфине. Практика: изготовление карпа, морского котика, дельфина. 2.8 Оригами на праздничном столе Теория: обсуждение правил этикета за столом. Беседа о сервировке праздничного стола. Практика: складывание салфеток разными способами. 2.9 «Двойной треугольник» Теория: знакомство с формой «вогнутые треугольники». Знакомство с видами лягушек, летучих мышей. Практика: изготовление ракеты, прыгающей лягушки, летучей мыши. 3. «Двойной квадрат» Теория: закрепление понятий «вогнутые углы», «центр пересечения диагоналей». Практика: изготовление коробочки, человечка. 3.1 «Катамаран» Теория: знакомство с приемом вытягивания внутренних углов. Практика: изготовление лодочки, маски настроения. 4. «Открытки» Теория: знакомство с историей происхождения открытки, беседа о ее назначение. Знакомство с лесными первоцветами Урала, дикими и садовыми цветами. Практика: изготовление открыток на основе б/ф «треугольник», «воздушный змей», «блин». Изготовление цветов для оформления открыток (подснежники, розы, гвоздика). 5. Конкурсные мероприятия Конкурсное мероприятие, спортивные игры и соревнования, творческая мастерская. Теория: знакомство с правилами игр, участия в соревнованиях. Практика: участие в мероприятиях, применение знаний мероприятиях. 6. Творческое задание. Контрольное занятие. Теория: знакомство с правилами выполнения диагностических игр. Практика: изготовление поделок по устному заданию педагога. 13 в Базовый уровень (2 г.о.) 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса, материалом, инструментами, правилами техники безопасности. Начальная диагностика. Теория: повторение, закрепление базовых форм, терминологии. Практика: выполнение контрольных заданий. 2.1 Аппликации с использованием предметных и сюжетных изделий. Теория: повторение условных обозначений, терминов и приемов оригами. Знакомство и обобщение названий деревьев, растений, овощей, растущих на Северном Урале. Практика: выполнение аппликаций предметных и сюжетных на разные темы. 3 Орнаменты. Теория: закрепление понятий: «орнамент», «модуль». Практика: изготовление «Модульной 5-ти конечной звезды», «Цветка на звезде» и т.д. 4. Игрушки-оригамушки. Теория: знакомство со значением «фусен», закрепление понятий «глухой внутренний угол», «вывернутый угол». Обобщение знаний о хвойных деревьях, растущих на Северном Урале. Практика: изготовление игрушек: попадайки, волчка, неваляшки и т.д. 5. Веселый зоопарк Теория: способы выполнения «кроличьего уха». Расширение знаний оптицах, животных, зверях Северного Урала и животных жарких стран. Практика: изготовление игрушек слона, жирафа, динозаврика, медведя. 6. Конкурсные мероприятия. Конкурсное мероприятие, спортивные игры и соревнования, творческаямастерская. Теория: разучивание правил игр и соревнований. Практика: участие в конкурсном мероприятии (применение знаний вмероприятиях). 7. Творческое задание. Контрольное занятие. Теория: правила выполнения диагностических заданий. Практика: изготовление поделок зашифрованных в загадках, по индивидуальному заданию педагога. Базовый уровень (3 г.о.) 14 1. Вводное занятие. Рассматривание поделок из бумаги.Знакомство с материалом, инструментами. Техника безопасности. Проверка знаний: анкетирование, диагностика. 2. Осенние мотивы – сюжетные и предметные аппликации Теория: повторение понятия: «базовая форма». Обобщение знаний о растениях, кустарниках деревьях Урала. Знакомство с народными промыслами Урала – изделиями из бересты. Практика: складывание летающей тарелки. 3. Закладки Теория: закрепление приемов: вытянуть углы, спрятать внутрь. Закрепление базовых форм: треугольник, катамаран. Практика: изготовление закладок – цветочная закладка, тюльпан. 4. Нетрадиционные открытки Теория: назначение и применение открыток, отличие традиционных инетрадиционных открытых. Практика: открытка с бабочкой, открытка с корзинкой. 5. Орнаменты Теория: повторение и закрепление приемов: вывернуть наружу, «кроличье ухо» Закрепление базовых форм: книжка, дверь, рыба, двойной квадрат.Практика: изготовление орнаментов. 6.Звезды Теория: повторение и закрепление приемов: вытянуть углы, спрятатьвнутрь. Закрепление базовых форм: двойной квадрат, катамаран. Практика: изготовление звезд оригами. 6. Поделки из фантиков Теория: вторая жизнь фантиков. Практика: составление подставки, панно, человечков. 7. Газетные трубочки Теория: бросовый и вторичный материал. Практика: изготовление трубочек из газет, плетение рамки. 8. Объемные поделки Теория: повторение и закрепление приемов: вогнуть угол, вытянуть дно. Закрепление базовых форм: блин, двойной треугольник, двойной квадрат, лягушка. Практика: изготовление ягод, цветов, ваз. 15 9. Работа с инструкционными картами Теория: повторение базовых форм, условных обозначений, приемов складывания оригами. Практика: работа по книгам, картам. 10. Творческая мастерская, акция Творческая мастерская, акция. 11. Творческое задание Выполнение работы по загадкам, схемам, устному заданию педагога. 16 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 16 сентября 31 мая 36 36 36 1 занятие по 1 часу в неделю 2 год 16 сентября 31 мая 36 36 72 1 занятие по 2 часа в неделю 3 год 16 сентября 31 мая 36 36 72 1 занятие по 2 часа в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: Учебная аудитория, соответствующая нормам СанПиН. Учебная зона, оснащенная типовой мебелью: столы, стулья, имеетсяполка для пособий, доска учебная меловая. Раздаточный материал: ножницы; бумага офисная белая А4. Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы, журналы, книги. Кадровое обеспечение: Программу может реализовать педагог дополнительного образования,владеющий базовыми знаниями и умениями техники оригами. 17 Методические материалы Наглядный материал: образцы изделий и композиций; таблица базовых форм и условных обозначений; альбомы с образцами изделий, карточки со схемами; фотоальбомы «Летопись объединения Оригами»; детская творческая продукция (фото подборка работ по темам); мультимедиапрезентация об оригами и оригамистах, Программа, методический комплект контроля знаний. Информационное обеспечение. Интернет – сайты по оригами: 1. 2. 3. 4. 5. http//planetaorigami.ru/ http//origamis. ru/topics/spiral http//veraaul1. blogs pot.ru http//origamis. ru/ topics/origami- koshka- ot- roman-diaz http//www.youtube.com/watch?v=9iKg8Lr7sM&feature=relate 18 2.3 Форма аттестации и оценочные материалы Стартовый уровень. Начальная диагностика проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень развития мелкой моторики необходимой для обучения, уровень личностного развития, а также организовать работу с обучающимися для овладения предметными навыками. Форма начальной диагностики – педагогическое наблюдение, практические задания. В конце учебного года проводится промежуточная диагностика, которая позволяет определить усвоенные умения и навыки за текущий период и готовность к освоению программы базового уровня. Форма промежуточной диагностики – тесты, практические задания. Базовый уровень. Для подведения уровня достижения поставленных целей и задач в конце базового уровня обучения проводится итоговая диагностика. Форма итоговой диагностики – опрос, тесты, практические задания, диагностические карты. На всех уровнях обучения проводится текущий контроль освоения Программы – педагогическое наблюдение, самостоятельная практическая работа. Оцениваются теоретические знания, практические умения и метапредметные знания и умения. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов, представленных в учебном плане. Для исследования теоретических знаний используется методика методиста и педагога дополнительного образования ГБОУ ЗДТДиМ. Максимкиной С.В. (Приложение 1, 2, 3). Для проверки знаний и умений складывания базовых форм разработанаавторская методика (Приложение 4). Оценка знаний по цветоведению проводится по картам (Приложение 5). Метапредметные результаты оцениваются при помощи опроса или теста (Приложение 6). Оценка личностных результатов проводится по методике Шиловой М.И. (Приложение 7, 8). Результаты мониторинга вносятся в таблицу (Приложение 9, 10) по 319 хбальной системе. – 1 балл составляет минимальный уровень подготовки, не справляется с целями и задачами программы. – 2 балла средний уровень подготовки предполагает самостоятельное выполнение заданий частично, требуется напоминание и помощь педагога. – 3 балла высокий уровень подготовки предполагает самостоятельное выполнение заданий. Результаты работы фиксируются в таблицах, затем обрабатываются аналитическим методом и выводится в процентное соотношение. 20 Список литературы Литература для педагога 1. Афонькин С. Ю. Все об оригами Афонькины Сергей и Елена. – СП.; СЗКО «Кристалл», 2010. 2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», – М.: «Дом печати - Вятка», 2006. 3. Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. – Яроставль.: Академия Развития, 2002. 4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010. – 224 с. – (Игра, обучение, развитие, развлечение). 5. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, – М.: «Вако», 2010. 6. Сборник лучших моделей из бумаги. – М., Терра - книжный клуб, 2010. 7. Тарабарина Т. И. «Развивающие игры». – Яроставль.: Академия Развития, 2010. Литература для учащихся 8. Афонькин С. Ю. Оригами. Волшебный квадрат, С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб изд. дом «Литера», 2010. 9. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб изд. дом «Литера», 2010. 10. Афонькин С. Ю. Игры и фокусы с бумагой. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб изд. дом «Литера», 2010. 11. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. 5-е изд. – М.: «Айрис- пресс», 2009. 12. Сержантова Т. Б. Оригами – лучшие модели. – М.: «Айрис-пресс», 13. Соколова С. В. Азбука оригами. – С-П.; «Терция», 2009. 14. Соколова С. В. Праздник оригами. – С-П.; «Домино», 2010. 20 11. 21 15. Соколова С. В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. – Санкт-Петербург, изд. «ЭКСМО», 2008. 16. Соколова С. В. Энциклопедия рукоделия Оригами. – М.: «ЭКСМО», 2004. 22 Приложение 1 Диагностический инструментарий №1 Тест оригами для стартового уровня обучения 1. Как с японского переводится слово «оригами»? А. «Ори» - сложенная, «Ками» - бумага Б. «Ори» - бумага, «Кама» - камень В. Слово оригами не переводится 2. Какая форма является основной в оригами? А. Треугольная. Б. Прямоугольная. В. Квадратная. 4. Что называют основой, заготовкой изделия? А. Форма оригами Б. Базовой формой В. Базой изделия 5. Как называется базовая форма, где квадратный лист бумаги складывается пополам? А. Блин. Б. Книга. В.Дверь. 6. Сколько основных базовых форм указаны в книгах по оригами? А. 20. Б. 15. В. 12. 7. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, гладкий, непрозрачный? А. Бумага Б. Стекло В. Поролон 8. Из чего изготавливают бумагу? А. Из древесины Б. Из хлопка 23 В. Изо льна 3 балла – знает и отвечает на все вопросы теста; 2 балла – знает половину вопросов теста; 1 балл – знает 1/3вопросов теста. 24 Приложение 2 Диагностический инструментарий № 2 Тест «История оригами» для базового уровня обучения 1. Как с японского переводится слово «оригами»? А. «Ори» - сложенная, «Ками» - бумага Б. «Ори» - бумага, «Кама» - камень В. Слово оригами не переводится 2. Какая форма является основной в оригами? А. Треугольная. Б. Прямоугольная. В. Квадратная. 3. Что создал японский оригамист Акира Йошизава? А. Создал украшения для праздничного стола. Б. Придумал простые условные обозначения. В. Сделал из бумаги много журавликов. 4. Что называют основой, заготовкой изделия? А. Форма оригами Б. Базовой формой В. Базой изделия 5. Как называется базовая форма, где квадратный лист бумаги складывается пополам? А. Блин. Б. Книга. В.Дверь. 6. Сколько основных базовых форм указаны в книгах по оригами? А. 20. Б. 15. В. 12. 7. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, гладкий, непрозрачный? А. Бумага Б. Стекло В. Поролон 8. Из чего изготавливают бумагу? А. Из древесины 25 Б. Из хлопка В. Изо льна 3 балла – знает и отвечает на все вопросы теста; 2 балла – знает половину вопросов теста; 1 балл – знает 1/3вопросов теста 26 Приложение 3 Диагностический инструментарий № 3 Тест по оригами для базового уровня обучения 1. В какой стране возникло искусство «оригами»: в Китае; в Японии; в России. 2. Что такое «оригами»: искусство складывания фигурок из бумаги; искусство выполнения поделок из бумаги; способ складывания фигурок из квадрата. 3. Для складывания фигурок «оригами» необходимо знать: иностранные языки; всех педагогов - оригамистов; условные обозначения и приёмы складывания; 4. Что такое «базовые формы»: простые заготовки, сложенные в технике «оригами», на основе которых складывают ряд различных фигурок; простая поделка из бумаги; простая объёмная фигура из бумаги. 5. Назови «базовые формы», принятые в «оригами»: дверь, конфета, книжка, двойной треугольник; треугольник, дверь, книжка, птица; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. 6. Дать понятие «классическое оригами»: это фигурки, выполненные из бумаги; это фигурки, сложенные из листа бумаги без клея и ножниц это бумажные фигурки, собранные в композицию. 7. Что такое «кирикоми оригами»: разрезанная бумага; фигурки, сложенные из листа бумаги с применением ножниц; фигурки, выполненные из мятой бумаги. 8. Комбинированное или составное оригами – это: бумажная фигурка, собранная из нескольких оригамных деталей разного вида или размера с помощью замочков или клея; соединение оригамных фигур в композицию; 27 приклеивание оригамных фигурок на лист бумаги. 9. Из модулей можно собрать: только объёмные фигуры; объёмные фигуры, картины, панно, композиции; только лебедя. 10. Детям необходимо заниматься «оригами», так как это искусство: развивает руки; даёт детям много бумажных игрушек; развивает умственные и творческие способности детей. 3 балла – знает и отвечает на все вопросы теста; 2 балла – знает половину вопросов теста; 1 балл – знает 1/3вопросов теста. 28 Приложение 4 Диагностический инструментарий № 4 для базового уровня обучения Практические задания на умение складывать базовые формы по памяти. Задание: загадывается загадка или дается схема – чертеж на конкретную базовую форму, а учащиеся должны выполнить изделие отгадку (базовую форму). Загадки: Языка нет, а рассказывает (книга). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (дверь). Что на сковородку поливают и вчетверо сгибают? (блин). Однорукий великан поднял руку к облакам, занимается трудом, помогает строить (дом). Чтобы по воде в нем плыть, нужно нам педаль крутить (катамаран). Хвостом виляет, зубаста, а не лает? У родителей и деток вся одежда из монеток (рыба). Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (птицы). Скачет зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка (лягушка). 29 Приложение 5 Диагностический инструментарий № 5 Знание последовательности выполнения композиции в технике аппликация и графического рисунка. Задание: выбери и расставь, отмечая в кружках цифрами, последовательность этапов выполнения работы в технике аппликации из бумаги. Выберу Картон для фона 1 Выберу цвет бумаги для аппликации 2 Нарисую форму вазы и вырежу ее. 3 Нарисую цветы и вырежу 4 Приклею вазу на картон 5 Приклею цветы Выберу работы формат 6 своей 7 Распредел все элементы аппликации по замыслу. 8 30 Приложение 6 Диагностический инструментарий № 6 «Умение организовать рабочее место» 1. Какие действия ты выполняешь при подготовке к занятию? (выбрать предложенный вариант) a) выбираешь рабочую папку для занятия; b) слушаешь учителя и потом достаешь рабочую папку с материалом; c) выкладываешь на стол все, что у тебя есть. 2) a) b) c) Умеешь ли ты планировать свое рабочее время на занятии? работаешь быстро, чтобы успеть выполнить все задание; ждешь помощи от педагога; у тебя всегда есть запас времени. 3) a) b) c) Умеешь ли ты анализировать свою работу и своих товарищей? мне нравится все, что я делаю мне важно, чтобы мою работу оценил педагог я имею свое мнение и высказываю его товарищам 31 Приложение 7 Диагностический инструментарий для стартового уровня обучения Самостоятельность, активность, дисциплинированность 3 - активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, прилежен, инициативен; 2 - активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов; 1 - пассивен, наблюдает за деятельностью других. Результативность невысокая. Нравственность, гуманность 3 - доброжелателен, правдив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям; 2 - доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других; 1 - помогает другим по поручению педагога, в присутствии взрослых скромен, а со сверстниками груб. 32 Приложение 8 Диагностический инструментарий для базового уровня обучения Самостоятельность, активность, дисциплинированность 3 - активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, прилежен, инициативен; 2 - активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов; 1 - пассивен, наблюдает за деятельностью других. Результативность невысокая. Нравственность, гуманность 3 - доброжелателен, правдив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям; 2 - доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других; 1 - помогает другим по поручению педагога, в присутствии взрослых скромен, а со сверстниками груб. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этогоот других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботитсяо других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля. 33 Приложение 9 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МОНИТОРИНГА Стартовый уровень Показатели, критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики Теоретическая подготовка Знание истории возникновения оригами Знание основных понятий, терминов, условных обозначений и базовых форм оригами. Знает и отвечает на все вопросы теста 3 Знает половину вопросов теста 2 Знает 1/3вопросов теста 1 Называет, понимает и показывает все понятия, термины, условные обозначения и базовые формы. 3 Самостоятельно называет (показывает) 4-5 термина , 5 - 6 - базовых форм. 2 Называет (показывает) 1-2 термина, 3- 4 - базовых форм 1 Практическая подготовка Умение складывания основных Выполняет работу самостоятельно. базовых форм, используя основные Выполняет работу с частичной помощью педагога или товарищей. приемы. Выполняет работу только совместно с педагогом. 3 2 1 Тест Таблицы, Схемы. Контрольные работы 34 делает самостоятельно. делает с помощью педагога или товарищей. Умение следовать устным инструкциям. Умение сделать изделие, устные указания. слушая не может делать самостоятельно Создание композиций с изделиями, Работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью. выполненными в технике оригами; Работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню развитие художественного вкуса, Развитие творческих способностей и группы. фантазии, творческий подход к Работы выполнены на недостаточном уровне. выполнению работы. 3 2 1 Проверочные работы 3 Педагогическое наблюдение Самостоятельные работы 2 1 коммуникативные Метапредметные умения и навыки Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей. Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога. 3 Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле. 2 Испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания. Адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других. Познавательный интерес проявляется периодически. Педагогическое наблюдение. 1 3 2 Педагогическое наблюдение. Необходимо личное внимание и контроль. 1 35 Познавате регулятивные Желание и стремление пользоваться инструкционными картами, схемами. Читать информацию, представленную в виде рисунка Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать материалы, аккуратность выполнения работы. Интерес поддерживается постоянно, работу может выполнить самостоятельно. Читает и понимает схемы с помощью товарищей или педагога Интерес поддерживается постоянно, работу может выполнить самостоятельно. Читает и понимает схемы с помощью товарищей или педагога 3 Интерес поддерживается самостоятельно. 1 постоянно, работу может выполнить Рабочее место организует только под контролем педагога; 2 1 2 Педагогическое наблюдение. Практические задания Педагогическое наблюдение. 1 материалы для работы подбирает с помощью педагога; Личностные показатели Качества личности Самостоятельность, активность, дисциплинированность. Признаки проявления качеств личности Число баллов Методы диагностики Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, прилежен, инициативен. 3 Педагогическое наблюдение Активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. 2 Педагогическое наблюдение Пассивен, наблюдает за деятельностью других. Результативность невысокая 1 Педагогическое наблюдение 36 Нравственность, гуманность. Доброжелателен, правдив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям. 3 Педагогическое наблюдение Доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. 2 Педагогическое наблюдение Помогает другим по поручению педагога, в присутствии взрослых скромен, а со сверстниками груб. 1 Педагогическое наблюдение Приложение 10 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МОНИТОРИНГА Базовый уровень обучения Показатели, критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число балло в Методы диагностики Теоретическая подготовка Называет, понимает и показывает все понятия, термины, условные Знание основных понятий, обозначения и базовые формы. терминов, условных обозначений и базовых форм Самостоятельно называет (показывает) 4-5 термина , 5- 6 - базовых оригами. форм. Называет (показывает) 1-2 термина , 3- 4 - базовых форм. Умение основных Практическая подготовка складывания Выполняет работу самостоятельно. базовых форм, 3 Таблицы, схемы 2 1 3 Контрольные работы 37 используя основные приемы. Выполняет работу с частичной помощью педагога или товарищей. Выполняет работу только совместно с педагогом. Умение читать простейшие Выполняет работу самостоятельно. схемы изделий, создавать изделия оригами, пользуясь Выполняет работу с частичной помощью педагога или товарищей. инструкционными картами и Выполняет работу только совместно с педагогом. схемами. Умение следовать устным инструкциям. Умение сделать изделие, слушая устные указания. Создание композиций с изделиями, выполненнымив технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии, творческий подход к выполнению работы. Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей. Адекватность восприятия 2 1 3 2 Практические задания 1 Делает самостоятельно. 3 Делает с помощью педагога или товарищей. 2 Не может делать. 1 Работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью. 3 Работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы. 2 Работы выполнены на недостаточном уровне. 1 Метапредметные умения и навыки Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога. 3 Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле. 2 Испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания. Адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других. Познавательный интерес проявляется периодически. 1 3 2 Проверочные работы Самостоятельные работы Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. 38 информации, идущей от педагога. Умение пользоваться инструкционными картами, схемами. Читать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Необходимо личное внимание и контроль. 1 Интерес поддерживается постоянно, работу может выполнить самостоятельно. 3 Читает и понимает схемы с помощью товарищей или педагога 2 Понимает и читает схемы частично, работу делает только с помощью педагога. 1 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Самостоятельно организует рабочее место; 3 Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать материалы, аккуратность выполнения работы. При организации рабочего места частично допускает небрежность; Практические задания рационально использует необходимые материалы; Педагогическое наблюдение. работы выполнены аккуратно. 2 присутствует наличие лишних материалов, либо неверно подобраны. Рабочее место организует только под контролем педагога; 1 материалы для работы подбирает с помощью педагога; 39