Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс

Приложение № 1 к ООП – ОП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
основное общее образование

Составитель: школьное методическое
объединение учителей ОБЗР
Североуральск, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ разработана для учащихся 7-х классов общеобразовательной
школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта

основного

общего

образования.

В

программе

реализованы

требования

Конституции Российской Федерации и Федеральных законов Российской Федерации “О
безопасности”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
характера”, “О гражданской обороне”, “О противодействии терроризму”, “Об обороне”, “О
воинской обязанности и военной службе”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения”, “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”,
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

1. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану МАОУ СОШ № 1 на изучение курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 7 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Уровень
изучения предмета базовый.

2. Тематическое планирование.
Количество часов
по учебному плану

Тема (раздел программы)

№ п/п

1

Раздел 1. На природе

13

2

Раздел 2. Туристский поход: радость без неприятностей

14

3

Раздел 3. Когда человек сам себе враг

7

4

Итого:

34

3. Используемый учебно-методический комплект, включая электронные
ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы
Учебник

Литература для

Литература для

Электронные

учителя

учащихся

ресурсы

Смирнов А. Т.,

1 Основы

1.Основы

1.ОБЖ. 5 – 11 классы.

Хренников Б. О.

безопасности

безопасности

Электронная

Основы безопасности

жизнедеятельности.

жизнедеятельности:

библиотека

и жизнедеятельности

Поурочные

справочник для

наглядных пособий /

«Просвещение»

разработки. 7-9

учащихся

Министерство

классы : учеб.

/А.Т.Смирнов,

образования

пособие для

Б.О.Хренников/ Из-

Российской

общеобразоват.

во: «Просвещение».

Федерации, // ООО

организаций / А. Т.

2. Вишневская Е.Л.,

«Кирилл и

Смирнов, Б. О.

Барсукова Н.К.,

Мефодий»,

Хренников ; под ред.

Широкова Т.И.

АРМ преподавателя-

А. Т. Смирнова.

Основы безопасности

организатора ОБЖ.

2. ОБЖ, 5-8 кл.

жизнедеятельности

Электронное пособие

Школьный курс в

ОМЗ и охрана

/ Петров Н.Н,

тестах, играх,

здоровья, М.:Русское

Тихомиров А.Ю. //

кроссвордах,

слово.

ГОУ ДПО

заданиях с

3. Фролов М.П.,

ЧИППКРО,

картинками /авт-сост.

Спиридонов В.Ф.

Г.П.Попова.

Безопасность на

3. ОБЖ тесты:5-9

улицах и дорогах

класс к учебнику

Учебное пособие для

И.К.Топорова

7-8 классов .

4. Содержание учебного предмета
В 7 классах курс “Основы безопасности жизнедеятельности” представлен тремя
модулями «На природе», «Туристский поход: радость без неприятностей» и «Когда человек
сам себе враг» и включает следующие содержательные линии (разделы):
На природе
Умеете ли вы ориентироваться? Что такое ориентир. Ориентирование по компасу,
солнцу, часам, Полярной звезде и местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Если вы заблудились в лесу. Как подавать сигналы о помощи.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Виды и характеристика природных
чрезвычайных ситуаций. Правила безопасного поведения в таких ситуациях.
Природа полна неожиданностей! Опасности, которые могут встретиться в природе.
Общие правила поведения в лесу и на водоёме. Правила поведения в экстремальных
ситуациях (потеря ориентиров на незнакомой местности и др.). Правила поведения при
встрече с опасными животными (насекомые, змеи, другие дикие животные). Первая помощь
при укусе насекомых и змей. Опасности, которые таит вода. Выбор места для купания и его
оценка. Правила безопасного поведения на воде при купании и катании на лодке. Оценка
состояния льда в холодное время года. Правила безопасного поведения на льду. Переправа

через водные препятствия. Предусмотрительность и осторожность во время преодоления
водных препятствий. Первая помощь при судороге, солнечном ударе. Правила проведения
сердечно-лёгочной реанимации.
Туристский поход: радость без неприятностей
Перед походом... Правила организации безопасного туристского похода. Подбор
снаряжения и продуктов питания. Одежда и обувь для похода. Правила укладки рюкзака.
Спальный мешок. Первая помощь при потёртости, мозоли. Походная аптечка.
В походе... Режим дня в многодневном походе. Правила организации режима дня
туриста: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр. Походная
еда, правила её приготовления. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при
отравлении грибами и получении ожогов.
Когда человек сам себе враг
Алкоголь наносит удары по организму. Вред алкоголя для здоровья, умственной
деятельности и поведения человека. Особая опасность приёма алкоголя в подростковом
возрасте.
Курение убивает. Вред табакокурения для здоровья человека. Особая опасность
курения в подростковом возрасте.

5. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной
программы основного общего образования
Личностные результаты:


усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на
транспорте;


формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа

жизни;


усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального

российского

общества,

воспитание

патриотизма,

чувства

ответственности и долга перед Родиной;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению
индивидуальной траектории дальнейшего образования;


формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и
духовное многообразие современного мира;


формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания;


освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и

сообществах;


развитие правового мышления и компетентности при решении моральных

проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;


формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни

во всех её проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;


осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам всей семьи;


формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и

поведение, потребности соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в

том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области

безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;


владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации

опасных

и

чрезвычайных

ситуаций,

видов

террористической

и

экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;


формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



формирование компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;


освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;


формирование

умений

взаимодействовать

с

окружающими,

выполнять

различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Предметные результаты:


формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на

основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;


формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа

жизни;


понимание личной и общественной значимости современной культуры

безопасности жизнедеятельности;


понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении

национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;


понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;



формирование

установки

на

здоровый

образ

жизни,

исключающий

употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;


формирование

антиэкстремистской

и

антитеррористической

личностной

позиции;


понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для

полноценной жизни человека;



знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного

и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;


знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и

чрезвычайных ситуаций;


умение оказать первую помощь пострадавшим;



умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным

признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;


умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с

учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

6. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль проводится в форме самостоятельных работ, тестов,
индивидуального устного опроса учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце четвертей и в конце учебного года.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Введение
Умеете ли вы ориентироваться?
Умеете ли вы ориентироваться?
Чрезвычайные ситуации природного характера
Правила поведения во время прогулок и на экскурсии
Правила поведения во время прогулок и на экскурсии
Если встретилась опасность
Если встретилась опасность
Если встретилась опасность
Вода таит опасности
Вода таит опасности
Вода таит опасности
Закрепление изученного материала
"Любим ли мы туристские походы"
"Правила организации туристского похода"
"Правила организации туристского похода"
Походная аптечка
Походная аптечка
Знакомимся с лекарственными растениями
Знакомимся с лекарственными растениями
"Режим дня в многодневном туристском походе"
"Режим дня в многодневном туристском походе"
"Режим дня в многодневном туристском походе"
Походная еда
Походная еда
Походная еда
Закрепление изученного материала
"Алкоголь наносит удары по организму"
"Алкоголь наносит удары по организму"
"Алкоголь наносит удары по организму"
Курение убивает
Курение убивает
Закрепление изученного материала
Закрепление изученного материала

Количество часов
Контрольные Практическа
работы
я работа

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».