Рабочая программа «Логопедическая ритмика» для учащихся с ТНР (тяжелые нарушения речи) 1-4 классы

Приложение к АООП ТНР № 3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
«Логопедическая ритмика»
для учащихся с ТНР
(тяжелые нарушения речи)
1-4 классы

2024год

Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения
3. Содержание программы
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС) образования обучающихся с ТНР, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Рабочая программа специального курса «Логопедическая ритмика» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1., 5.2).
Данная программа направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и
двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей
происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного
словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.
Известно, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является
одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно
ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной
моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный
темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Цель коррекционного курса - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и
коррекции нарушений координированной работы двигательного, речедвигательного и слухового
анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Задачи курса:
-развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
-развитие дыхания и голоса;
-развитие чувства темпа и ритма в движении;
-воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
-коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Общая характеристика курса
«Логопедическая ритмика» способствует преодолению разнообразных речевых расстройств,
таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики,
грамматики и фонетики). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и
торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются
умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом
развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в
освоении основной образовательной программы начального общего образования. В логоритмике
выделяют два основных направления в работе:
Развитие неречевых процессов:
•
•
•
•

совершенствование общей
моторики, координации
ориентации в пространстве;
регуляции мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей;

• активизация всех видов памяти и внимания.
Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений:
•

развитие дыхания, голоса;

движений,

•
•
•
•

выработка умеренного темпа речи и её интонационной
выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координацию речи с движением;

• воспитание правильного звукопроизношения и формирование
• фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения,
упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой,
музыкальноигровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
К музыкально-ритмическим движениям относятся упражнения и игры, развивающие у
школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для
коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети
учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи. Музыкальные игры укрепляют
двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений,
ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. При проведении различных игр,
построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают
пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием, или используются как
сигнал для выполнения движений. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу
нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития
дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного,
длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для
нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого
материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с
согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами). Упражнения на
развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности
голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с
различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый
акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для
детей с ТНР обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют
отклонения в речевых и психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с
этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
o коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция
внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой,
зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового,
пространственного, зрительного);
o коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных
движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности,
печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают
навыки невербальной коммуникации, адекватного поведения;
o коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности,
координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных
синкинезий;
o развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и
без них, с пением, с образными движениями.

Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии.
Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и
его части, и могут быть следующими: o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание,
разъяснения, оценка.
o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная
работа учащегося.
o Интегрированные:

сочетание

восприятия

с

музыкой

и

художественным

словом;

использование аудио-, кино-, фотоматериалов. o Заучивание считалок, пропевок, песен,
проговаривание отдельных слов и предложений. o Игровые ситуации, имитационные
движения, упражнения.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: уровневая
дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация, рациональное
дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение статического и
динамического компонента урока, рациональность использования оптимального времени урока.
Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока, интерес к теме или уроку,
распределение психической и физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание, влажная
уборка.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они
стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую
слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и
двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют
своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Режим и место проведения занятий.
Рабочая программа рассчитана на четыре года изучения в начальной школе из расчета 2 час в
неделю.
в 1 классе на 33 часа, 2 час в неделю, 66 учебных недели;
во 2 классе на 34 часа, 2 час в неделю, 68 учебных недели; в
3 классе на 34 часа, 2 час в неделю, 68 учебных недели; в
4 классе на 34 часа, 2 час в неделю, 68 учебных недели.
В 4 дополнительном классе программа рассчитана на 68 часа, 2 час в неделю, 34 учебные
недели.

2.

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые

результаты:

o

исправление

и

смягчение дефектов речи детей;
o улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация
движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
o усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь,
активизирует умственную деятельность;
o увеличение количества энграмм, появление потребности в красивом выразительном
движении и «слиянии с музыкой».

Достижение личностных результатов: o ответственное отношение к учению, готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
o развитие двигательной активности;
o формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала; o
осознавать роль танца в жизни;
o понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире; o развитие
танцевальных навыков,
o развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах
деятельности;
o расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; o освоение
умения взаимодействовать в различных ситуациях;
o способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать элементарные решения;
o способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Достижение базовых учебных действий:
познавательных учебных действий: o определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
o умение ставить и формулировать проблемы;
o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера.
регулятивных учебных действий: o использование речи для
регуляции своего действия;
o адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
o умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативных учебных действий: o
обращаться за помощью;
o предлагать помощь и сотрудничество;
o слушать собеседника; o договариваться и приходить к общему решению;

o

формулировать собственное мнение и позицию; o осуществлять взаимный контроль;
o адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения:
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из
практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации
ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы
внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или
выполнения им некоторых работ.
О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

o по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений
по

ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных

инструментах, участию в различных сценических представлениях;
o по повышению уровня общей и физической культуры;
o по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников; o по
отношениям в коллективе.
3. Содержание программы
1

№
урока
1

2

класс

Тема
Упражнения на ориентирование в
2
пространстве. Правильное исходное
положение.
Упражнения на ориентирование в
2
пространстве.

Развитие
пространства и
ориентироваться в нём.

умения

Развитие
способности словесному
выражению пространственных отношений
(движений влево, вправо, назад, вперед, руки
вверх- вниз и т. д.).
Нормализация мышечного тонуса,
тренировка отдельных групп мышц, развитие
основных видов движений.

Упражнения на ориентирование в
пространстве. Наклоны,
выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами.
Движения рук в разных
направлениях без предметов и с
предметами

2

2

Развитие точности, координации, плавности,
переключаемости движений.

Ритмико-гимнастические
упражнения. Перекрестное
поднимание и опускание
рук.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Одновременные
движения правой и левой рук.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Свободное круговое
движение рук.

2

Развитие точности, координации, плавности,
переключаемости движений.

2

Нормализация мышечного тонуса,
тренировка отдельных групп мышц.

2

Ощущать напряжение и расслабление мышц,
развивать координацию движений рук.

8

Перенесение тяжести тела с пяток
на носки и обратно, с одной ноги
на другую (маятник).

2

Нормализация мышечного тонуса, выработка
чувства равновесия.

9

Координация движений,
регулируемых музыкой.
Динамическая пауза. Игры на
внимание « Ласковые слова».
Игры под музыку. Ритмичные
движения в соответствии с
характером музыки.

2

Развитие быстроты и точности реакции на
звуковые или вербальные сигналы.

2

Изменение характера движений в
соответствии с изменением контрастов
звучания.

3

4

5

6

7

10

11

12

13

14
15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Игры под музыку. Изменение
танцевальных движений в
соответствии с изменениями в
музыке
Танцевальные упражнения.
Знакомство с танцевальными
движениями.
Танцевальные упражнения.
Бодрый, спокойный, топающий
шаг.
Танцевальные упражнения. Бег
легкий, на полу пальцах.
Танцевальные упражнения.
Подпрыгивание на двух ногах.
Прямой галоп.
Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Упражнения на развитие речевого
дыхания и мимической
выразительности.
Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Работа над дикцией.

2

Развитие слухового восприятия, коррекция
эмоциональной сферы.

2

Развитие точности, координации, плавности,
переключаемости движений.

2

Развитие мышечного тонуса, координации
движений.

2

Формирование чувства музыкального темпа.

2

Развитие быстроты и точности реакции.

2

Развитие пространственной организации
собственных движений,
оптикопространственной ориентировки в
пространстве зала через движение.

2

Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Выполнение простых движений с
предметами во время ходьбы.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны и повороты туловища.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Приседания с опорой и без опоры.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Приседания с предметами.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.
Ритмико-гимнастические
упражнения на координацию
движений. Одновременные
движения рук и ног.
Ритмико-гимнастические
упражнения на координацию
движений. Смена позиций рук.

2

Развитие пространственных представлений,
способности
словесному выражению
пространственных отношений. Развитие
четкости и подвижности артикуляционного
аппарата.
Коррекция пространственных представлений,
согласованности движений.

2

Нормализация мышечного тонуса, тренировка
отдельных групп мышц.

2

Преодоление двигательной скованности
движений.

2

Нормализация мышечного тонуса, тренировка
отдельных групп мышц.

2

Выработка правильной осанки, чувства
равновесия.

2

Развитие словесной регуляции действий на
основе согласования слова и движений.

2

Развитие умения реализовать
запрограммированные действия по условному
сигналу.

Ритмико-гимнастические
упражнения на координацию
движений. Свободное круговое
движение рук «Маятник».
Музыкальные инструменты.
Упражнения для пальцев рук на
детском пианино.
Движения
под
музыку.
Отстукивание
простых
ритмических рисунков на барабане.

2

Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

2

Коррекция мелкой моторики, согласованности
движений.

2

Формирование чувства музыкального темпа,
восприятия ритмического рисунка.

Игры под музыку. Имитационные
упражнения. Упражнения на
расстановку ритмических акцентов.
Игры под музыку. Движения
транспорта, людей.
Музыкальные игры с предметами.
Упражнения на развитие дыхания,
голоса и артикуляции.
Танцевальные
упражнения.
Элементы русской пляски.

2

Развитие имитационно-подражательных
выразительных движений под музыку.

2

Развитие имитационно-подражательных
выразительных движений.
Согласование движений с пением.

32

Танцевальные упражнения.

2

33

Танец «Пляска с притопами».

25

26

27

28

29
30

31

2

4

5

Развитие различных качеств внимания
(устойчивости, переключения,
распределения).

2

Развитие умения выполнять совместные
действия, коммуникативных навыков.
2
Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.
Всего 66 часов

класс

№
Тема
урока
1
Упражнения на ориентировку в
пространстве. Ходьба вдоль стен с
поворотами.
2
Упражнения на ориентировку в
пространстве.

3

2

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения с лентами.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны и повороты головы
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны туловища.

К-во
Коррекционная работа
часов
2
Развитие пространственных представлений,
оптико-пространственной ориентировки в
зале через движение.
2
Развитие пространственных
представлений: понимание вербальных
инструкций, отражающих
пространственные отношения и
выполнение действий на основе
вербальной инструкции.
2
Развитие точности, координации,
плавности, переключаемости движений.
2

2

Развитие точности, координации,
переключаемости движений.
Нормализация мышечного тонуса,
тренировка отдельных групп мышц.

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны и повороты туловища в
сочетании с движениями рук.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Перекрестные движения.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Сопряженные движения рук и ног.
Координационные
движения,
регулируемые музыкой. Круговые
движения руками.
Упражнения на детских музыкальных
инструментах.

2

Коррекция согласованности движений.

2

Коррекция координации,
и мелкой моторики.

2

Развитие быстроты и точности реакции.

2

Развитие точности, координации,
плавности, переключаемости движений.

2

Развитие подвижности пальцев,
координации движений рук, слухового
восприятия.

11

Игры под музыку. Выполнение
движений в соответствии с
разнообразным характером музыки.

2

Изменение характера движений в
соответствии с изменением контрастов
звучания.

12

Игры под музыку. Различение
изменений в музыке.

2

Формирование чувства музыкального
темпа, размера, восприятия ритмического
рисунка.

13

Танцевальные упражнения. Тихая
ходьба, пружинящий шаг.
Танцевальные упражнения. Поскоки
с ноги на ногу, легкие поскоки.
Хлопки. Полька.

2

Развитие словесной регуляции действий на
основе согласования слова и движений.
Развитие умения реализовать
запрограммированные действия по
условному сигналу.

Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Выполнение во время ходьбы и бега
заданий с предметами.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Повороты туловища с передачей
предмета.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Движения рук и ног.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.

2

6

7

8

9

10

14

15
16
17

18

19

20

2

2

крупной

Развитие быстроты и точности реакции на
звуковые или вербальные сигналы.
Развитие пространственных представлений.

2

Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

2

Развитие точности, координации,
плавности, переключаемости движений.

2

Коррекция согласованности движений.

2

Выработка правильной осанки, чувства
равновесия.

Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Одновременные движения рук и ног.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Ускорение и замедление движений.

2

Преодоление двигательного автоматизма
движений.

2

Изменение характера движений в
соответствии с изменением контрастов
звучания, коррекция слухового восприятия.

Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений. Смена
движений.
Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц. Встряхивание
и раскачивание рук.

2

Развитие различных качеств внимания
(устойчивости, переключения,
распределения).
Развитие быстроты и точности реакции на
звуковые или вербальные сигналы.

Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц. Раскачивание
рук поочередно и вместе
Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц.
Выбрасывание ног.
Координационные движения,
регулируемые музыкой Исполнение
несложных ритмических рисунков на
бубне.
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Исполнение
несложных ритмических рисунков на
барабане.

2

Развитие словесной регуляции действий на
основе согласования слова и движений.

2

Развитие быстроты и точности реакции.

2

Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

2

Развитие всех видов памяти (зрительной,
моторной, слуховой).

29

Игры под музыку. Передача в
движениях игровых образов.

2

Формирование способности к пониманию
различных эмоциональных состояний.

30

Игры под музыку. Игры с пением и
речевым сопровождением.

2

31

Игры под музыку. Инсценирование
доступных песен.

2

32

Танцевальные
Переменные притопы.

2

Согласование движений с пением.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции.
Развитие способности к созданию
выразительного образа с помощью
невербальных средств.
Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

33

Танцевальные упражнения. Элементы
2
Согласование движений с пением.
русской пляски.
Танцевальные упражнения. движения
2
Развитие умения выполнять совместные
местных народных танцев.
действия и коммуникативных навыков.
Всего 68 часов

21

22

23

24

25

26

27

28

34

3 класс

упражнения.

2

№
Тема
уро
ка
1
Упражнения на ориентировку в
пространстве. Ходьба разным шагом.
2
Упражнения на ориентировку в
пространстве. Чередование видов
ходьбы.
3
Упражнения на ориентировку в
пространстве.

К-во
час

Коррекционная работа

2

Развитие пространственной ориентации.

2

Развитие быстроты и точности реакции.

2

Развитие пространственной организации
собственных движений.

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны, повороты и круговые
движения головы.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Движения рук в разных направлениях
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений.
Одновременные движения рук и ног.
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений. Круговые
движения ног и рук.
Ритмико-гимнастические упражнения на
расслабление мышц. Напряжение,
расслабление мышц рук, пальцев, плеча.
Игры под музыку. Передача в
движениях частей музыкального
произведения.
Игры под музыку. Передача в движении
динамического нарастания в музыке.

2

Нормализация мышечного тонуса,
тренировка отдельных групп мышц,
развитие основных видов движений.

2

Коррекция переключаемости движений.

2

Коррекция согласованности движений.

2

Развитие точности, координации движений.

2

Преодоление мышечных зажимов.

2

Развитие выразительности движений.

2

11

Танцевальные упражнения.

2

12

Танцевальные упражнения. Шаг на
носках.
Танцевальные упражнения. Шаг польки.

2

Изменение характера движений в
соответствии с изменением контрастов
звучания.
Развитие словесной регуляции действий на
основе согласования слова и движений.
Преодоление двигательных зажимов.

2

Развитие быстроты и точности реакции.

14

Упражнения на ориентирование в
пространстве.

2

15

Упражнения на ориентирование в
пространстве.
Музыкальные инструменты.
Упражнение с барабанными
палочками.
Упражнения на ориентирование в
пространстве. Выполнение движений с
предметами.

2

Развитие оптико-пространственной
ориентировки в пространстве зала через
движение.
Развитие умения выполнять совместные
действия.
Коррекция мелкой моторики, подвижности
пальцев рук.

4

5

6

7

8

9

10

13

16

17

2

2

Коррекция двигательных
ловкости, точности.

навыков,

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Поднимание на носках и приседание.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.

2

Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений. Упражнения с
предметами.
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений. Одновременное
прохлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков.

2

Развитие словесной регуляции действий на
основе согласования слова и движений.

2

Формирование чувства ритма, восприятия
ритмического рисунка. Развитие всех видов
памяти.

Ритмико-гимнастические упражнения на
расслабление мышц. Перенесение
тяжести тела
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Исполнение
гаммы на музыкальных инструментах.
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Исполнение
различных ритмов на барабане и бубне.
Игры под музыку. Ускорение и
замедление темпа движений

2

Коррекция восприятия
отдельных его частей.

2

Коррекция слухового восприятия, мелкой
моторики руки.

2

Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

2

26

Игры под музыку. Широкий, высокий
бег. Элементы движений и танца.

2

Изменение характера движений в
соответствии с изменением контрастов
звучания.
Развитие произвольности при выполнении
движений и действий.

27

Игры под музыку. Передача игровых
образов.

2

28

Игры под музыку. Смена ролей в
импровизации.

2

29

Игры под музыку. Действия с
воображаемыми предметами
Игры под музыку. Подвижные игры с
пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения. Сильные
поскоки, боковой галоп.
Танцевальные упражнения Движения
парами: боковой галоп, поскоки.
Танцевальные упражнения Элементы
русской пляски.
Танцевальные упражнения Основные
движения народных танцев.

2

18

19

20

21

22

23

24

25

30
31
32
33
34

Всего 68 часов
4 класс

2

2
2
2
2
2

Развитие различных качеств внимания
(устойчивости, переключения,
распределения).
Выработка правильной осанки, чувства
равновесия.

своего

тела

и

Развитие способности к созданию
выразительного образа с помощью
невербальных средств.
Формирование способности к пониманию
различных эмоциональных состояний на
основе восприятия невербальных стимулов.
Развитие
воображения,
коррекция психических процессов.
Согласование движений с пением.
Развитие умения выполнять совместные
действия.
Коррекция коммуникативных навыков.
Развитие точности, координации, плавности,
переключаемости движений.
Развитие умения реализовать
запрограммированные действия по
условному сигналу.

№
Тема
час
уро
ы
ка
1
Упражнения на ориентирование в
2
пространстве.
2
Упражнения на ориентирование в
2
пространстве.
3
Упражнения на ориентирование в
2
пространстве.
4
Ритмико-гимнастические
2
общеразвивающие упражнения.
Движения головы и туловища.
5
Ритмико-гимнастические
2
общеразвивающие упражнения.
Круговые движения плеч.
6
Ритмико-гимнастические упражнения
2
на координацию движений.
Разнообразные сочетания движений
рук, ног, головы.

Коррекционная работа

Развитие пространства и умения
ориентироваться в нём.
Развитие пространства и умения
ориентироваться в нём.
Развитие пространственных
представлений.
Коррекция согласованности движения рук
с движением туловища, головы.
Соотнесение темпа и ритма.

Коррекция согласованности движения рук
с движением ног, туловища, головы.

Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Упражнения под музыку.
Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц. Прыжки на
двух ногах с одновременным
расслаблением.
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Упражнения
на детском пианино.
Игры под музыку. Передача в
движении ритмического рисунка.
Игры под музыку. Смена движения в
соответствии со сменой частей.

2

Развивать умение соотносить темп и
ритм.

2

Развивать
у
детей подвижность,
ощущать напряжение и расслабление
мышц.

2

Развивать у детей подвижность пальцев,
координацию движений рук.

2

12

Танцевальные упражнения. Галоп

2

13

Танцевальные упражнения. Галоп.

2

Развивать у детей слуховое восприятие,
координацию движений рук.
Развивать у детей подвижность пальцев,
ощущать напряжение и расслабление
мышц, координацию движений рук.
Развитие восприятия, памяти, быстроты
реакции.
Развитие умения работать в паре.

14

Танцевальные
упражнения.
Присядка.
Танцевальные упражнения. Элементы
русской пляски.

2

Координационные движения,
регулируемые музыкой. Движения
пальцев рук, кистей.
Упражнения на ориентирование в
пространстве

2

7

8

9

10
11

15

16

17

2

2

2

Развитие
координации,
подвижности, ловкости.
Привитие
навыков
четкого
и
выразительного исполнения отдельных
движений и элементов танца.
Развивать у детей подвижность пальцев,
ощущать напряжение и расслабление
мышц, координацию движений рук.
Развитие пространства и умения
ориентироваться в нём.

18

19

20

Упражнения на ориентирование в
пространстве. Ходьба по центру зала,
умение намечать диагональные линии
из угла в угол.
Упражнения на ориентирование в
пространстве. Сохранять правильные
дистанции.

2

Умение находить центр помещения.

2

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Движения кистей рук.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Круговые движения и повороты
туловища.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Сочетания движений ног.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Самостоятельное составление
ритмических рисунков.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений. Сочетание
хлопков и притопов с предметами.

2

Развитие
пространства
и
умения
ориентироваться
в нем;
развитие
ловкости, быстроты реакции, точность
движений.
Коррекция согласованности движений
рук.

2

Коррекция согласованности движения рук
с движением туловища.

2

Коррекция согласованности движения рук
с движением ног.

2

Развитие
мышечного
правильной осанки.

2

Развитие
координации,
слухового
восприятия, соотнесение темпа и ритма.

2

Развитие моторных навыков.

Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц. Опускать
голову, корпус с позиции стоя, сидя.
Координационные
движения,
регулируемые музыкой. Передача
основного ритма знакомой песни.
Упражнения
на
аккордеоне,
духовой гармонике.
Игры под музыку. Начало движения.

2

Ощущать напряжение и расслабление
мышц.

2

Коррекция подвижности пальцев рук,
мелкой моторики.

2

Игры под музыку. Разучивание игр,
элементов танцевальных движений.
Игры под музыку. Составление
несложных танцевальных композиций.

2

Коррекция концентрического внимания,
восприятия.
Совершенствование памяти, внимания,
восприятия.
Коррекция внимания;
совершенствование мышления, памяти.

31

Игры под музыку. Игры с пением,
речевым сопровождением.

2

32

Танцевальные упражнения. Шаг
кадрили.

2

21

22

23

24

25

26

27

28
29
30

2

аппарата,

Коррекция внимания;
совершенствование речевых навыков,
развитие дыхательного аппарата.
Привитие навыков чёткого и
выразительного исполнения отдельных
движений и элементов танца.

33

34

Танцевальные упражнения.
Пружинящий бег. Поскоки с
продвижением.
Танцевальные упражнения.
Элементы народных танцев.

2

Развитие координации, подвижности,
ловкости, быстроты реакции.

Коррекция эмоциональной сферы,
развитие точности, четкости движений.
Всего 68 часа
2

4 класс (пятый год обучения)

№
Тема
уро
ка
1
ОРУ. Диагностика.

час
ы

Коррекционная работа

2

Синтез слов, музыки и движений
Развитие пространства и умения
ориентироваться в нём. Ходьба и
маршировка.
Ходьба с изменением темпа, ритма.
перестроением.

2

ОРУ под музыку.

2

3

Музыкально – ритмические
упражнения.

2

4

Упражнения на регуляцию
мышечного тонуса.

2

Расслабление и напряжение. Соотнесение
силы мышечного напряжения с более
громкими и с более тихими звуками.

5

Музыкально –
упражнения.

2

6

Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Упражнения на регуляцию
мышечного тонуса.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Упражнения под музыку.
Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц.

2

Соотнесение темпа и ритма. Соотнесение
силы мышечного напряжения с более
громкими и с более тихими звуками.
Соотнесение силы мышечного
напряжения с более громкими и с более
тихими звуками.

9

Пантомима и импровизация.

2

10

Игры под музыку. Передача
движении ритмического рисунка.
Игры под музыку
Чёткое
произнесение звуков.

7

8

11

12
13
14

ритмические

2

Развивать умение соотносить темп и
ритм.

2

Речевые упражнения с музыкальным
сопровождением.
Мелодекламация.

2
2

Развивать
у
детей подвижность,
ощущать напряжение и расслабление
мышц.
Развивать
у
детей подвижность,
пластичность
движений,
эмоциональность.
Развивать у детей слуховое восприятие,
координацию движений рук.
Развивать
у
детей
координацию,
слуховое внимание и восприятие,
самоконтроль.
Развитие восприятия, памяти, быстроты
реакции.
Развитие просодики, темпа, ритма речи.

Развитие согласованности движений
артикуляционной и общей моторики.

2

Развитие артикуляционной моторики.

в

2
2

15

Упражнения на развитие артикуляции
и дикции. Введение движений рук.

2

Развитие артикуляционной и мелкой
моторики.

16

Координационные движения,
регулируемые музыкой. Движения
пальцев рук, кистей.
Элементы дыхательной гимнастики.
Упражнения на развитие дыхания.
Выработка диафрагмального дыхания.

2

Развивать у детей подвижность пальцев,
ощущать напряжение и расслабление
мышц, координацию движений рук.
Развитие дыхания.

1920

Упражнения на развитие голоса.

2

2122
23

Упражнения
на
развитие
взаимодействия пальцев рук.
Упражнения на развитие
координации движений пальцев рук.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Самостоятельное составление
ритмических рисунков.
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Сочетание хлопков и притопов с
предметами.
Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц. Опускать
голову, корпус с позиции стоя, сидя.
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Передача
основного ритма знакомой песни.
Упражнения на аккордеоне, духовой
гармонике.
Слово и речь.

2

1718

24

25

26

27

2829
30
31
32
33
34

2

2
2

Развитие
высоты,
силы,
умений
пользоваться в речи просодическими
компонентами речи.
Коррекция согласованности движения
пальцев рук.
Коррекция координации движения
пальцев рук.
Развитие
координации,
слухового
восприятия, соотнесение темпа и ритма.

2

Развитие моторных навыков.

2

Ощущать напряжение и расслабление
мышц.

2

Коррекция подвижности пальцев рук,
мелкой моторики.

Упражнения на координацию речи и
движения.
Развитие речевого внимания.
2
Коррекция внимания;
совершенствование мышления, памяти.
Слова – руководство к действию.
2
Коррекция
внимания;
развитие
самоконтроля, удержание инструкции.
Пение песен с движениями.
2
Развитие согласованности речи и
двигательных навыков.
Игровое занятие. Упражнение с
2
Развитие координации, подвижности,
предметами.
ловкости, быстроты реакции.
Итоговое занятие. Речевые
2
Коррекция эмоциональной сферы,
упражнения под музыку.
развитие точности, четкости движений.
Всего 68 часов
2

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:

− технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
−

музыкально-дидактические пособия
музыкальнодидактические игры);

(аудио

и

видеозаписи,

звучащие

игрушки,

− детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан,
бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;

− дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты, дождики, шары.
Методическая литература:
1. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития
моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под
редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические
технологии.)
2. «Музыка, движение и воспитание» Овчинникова Т., Симкина А., Изд.: КАРО, 2011.
3. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное
пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».