Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Школа для будущих первоклассников

~2~
Содержание
Разделы программы

Страницы

Пояснительная записка

3-6

Планируемые результаты

6-7

Календарный учебный график

8

Учебный план

8

Содержание программы

9-10

Календарно-тематическое планирование

10-12

Организационно-педагогические условия

12-14

Приложения

15

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для
будущих первоклассников»
Образовательный модуль «В мире звуков и букв»

16-26

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для
будущих первоклассников»
Образовательный модуль «В мире чисел и цифр»

27-37

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для
будущих первоклассников»
Образовательный модуль «Развития основных
психических процессов и адаптации
дошкольников к новым образовательным
условиям»

38-47

~3~
Пояснительная записка
Актуальность
выбранной
направленности и
тематики
деятельности

Подготовка детей к школе занимает особое место в
системе образования. Это обусловлено сложной
адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к
новым формам общения. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как
основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций. Будущий первоклассник должен
владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Актуальность выбора программы «Филиппок»
определена тем, что развитие потенциальных
возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального
общего образования, составляет основу начального
образования. В связи с этим, создание предпосылок к
школьному обучению является еще одной не менее важной
целью программы.
Новизна и
Новизна данной программы определена современными
педагогическая
Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к
целесообразность дошкольному образованию и воспитанию, а также
программы
требованиями к результатам основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС 2009 года
Программа «Филиппок» для подготовки детей 6-7 лет к
школе разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального
общего образования второго поколения.
Цели и задачи
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного
возраста к новым образовательным условиям и создание
условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Программа решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его социальных и психологических
функций, необходимых для систематического обучения в
школе.
Основные задачи:
 сохранение и укрепление здоровья;
 развитие личностных качеств;
 формирование ценностных установок и ориентации;
 развитие творческой активности;
 формирование и развитие психических функций

~4~
познавательной сферы;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие умений действовать по правилам.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка
положительной эмоциональной атмосферы, помогающей
раскрепощению его личности, активизирующей
творческий потенциал.
Программа готовит детей к обучению в школе,
осуществляя преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и
состоит из следующих курсов:
«В мире чисел и цифр»
«В мире звуков и букв»
«Развитие основных психических процессов и адаптации
дошкольников к новым образовательным условиям»
Занятия организуются на базе школы и имеют
следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в
неделю.
Продолжительность занятий 25 минут. Программа
рассчитана на 20 недель.
Общее количество занятий- 60, продолжительность
ноябрь – апрель.

Отличительные
особенности

Объём и сроки
реализации
программы

Ценностные
ориентиры






Особенности

На основании требований к ребенку, изложенных в
основных документах дошкольного и начального общего
образования, подготовлен портрет дошкольника,
поступающего в первый класс.
Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает
следующими качествами: физически развит, владеет
основными культурно - гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за
одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни; ухаживает за растениями,
животными, игрушками, книгами; знает первичные
сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе; владеет средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
использует вербальные и невербальные способы общения;
владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в
устной форме.
Подготовка к школе носит развивающий характер; не

~5~
реализации
программы









допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в
семье, со сверстниками, с взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности
к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного
образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и
способностей;
развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
формирование духовно-нравственных установок и
ориентации;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым
условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких
принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность;
достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех
видов искусства, произведений детского творчества;
разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой
деятельности (игровая, музыкальная, художественноречевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
 игра;

~6~

Формы
подведения
итогов работы

 продуктивная, творческая деятельность;
 конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ
объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление
аналогии.
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без
их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает
словесно и только положительно.
Планируемые результаты освоения программы
«Школа для будущих первоклассников»

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов. Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки
при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
 знаково - символическое моделирование и преобразование объекта;
 анализ объектов с целью выделения признаков;
 синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов;
 сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
 осуществление классификации установление аналогии;
 самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных
условий;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме.
Регулятивные УУД:
 осуществление действия по образцу и заданному правилу;
 сохранение заданной цели;
 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
 осуществление контроля своей деятельности по результату;
 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

~7~

























Коммуникативные УУД:
 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами
общения;
 эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками;
 ориентация на партнёра по общению;
 умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребёнок научится:
распознавать первый звук в словах;
слушать литературные произведения, называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру;
считать от 0 до 10 и в обратном порядке;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени,
по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента.

~8~
Календарный учебный график по программе
«Школа для будущих первоклассников»
на 2019-2020 учебный год
Дата начала
Дата
Всего
Количество
Режим занятий
обучения по окончания
учебных
учебных
программе обучения по
недель
часов
программе
2 раза в неделю по
13.12.2021
02.03.2022
10
60
1 занятию
по 3
образовательным
модулям в день
Календарный план
Месяц
Декабрь
Январь
Февраль
Март

13
10
2
2

15
12
7

Даты занятий
20
22 27
17
19 24
9
14 16

26
21

31
28

Итого недель
2,5
3,5
3,5
0,5
10

Учебный план
Режим занятий:
1 раз в неделю по 1 занятию по 3 образовательным модулям в день 20 недель.
№ Название курса
Всего
занятий
1
В мире звуков и букв
20
2
В мире чисел и цифр
20
3
Развитие основных психических процессов и адаптации
20
дошкольников к новым образовательным условиям
Итого
60

~9~
Содержание модуля «В мире звуков и букв»
№
1
2
3

Курс «В мире букв и звуков»
Фонетика
Синтаксис
Развитие речи
Итого

Количество занятий
12
2
6
20

Содержание модуля «В мире чисел и цифр»
№
1
2

Курс « В мире чисел и цифр»
Математика
Геометрия
Итого

Количество занятий
17
3
20

Содержание модуля «Развитие основных психических процессов и адаптации
дошкольников к новым образовательным условиям»
1 блок – Развитие перцептивных процессов: ощущения и
восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом
дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление
новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой
обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В старшем
дошкольном возрасте (5 – 7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются
и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах
деятельности. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке
в развитии других познавательных процессов.
2 блок – Развитие внимания и памяти. Внимание включено во все
познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности.
Внимание характеризуется определенными свойствами – избирательностью,
объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью. В
результате постоянной тренировки внимания у детей должна развиться
наблюдательность как черта личности. Память развивается в деятельности. На
занятиях особое место занимает развитие двигательной памяти. Высокий уровень
ее развития позволит детям 6-7 лет осваивать сложные движения, выполнять их
быстро, точно, с меньшим напряжением, гибко изменять освоенные действия.
3 блок – Развитие мышления и воображения. Мышление является самым
важным процессом познания, результатом которого является мысль, выраженная
в словах. Воображение тесно связано с формированием мышления. Старший
дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) – для развития
воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от
непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному, что создает
основу для развития творческого воображения.

~ 10 ~
4 блок – Обучение умению быть учеником. Помочь будущим первоклассникам
в формировании собственного эффективного стиля деятельности, а так же
научить опираться на свои индивидуальные особенности и возможности.
Сформировать мотивационную направленность у детей учиться. Сделать
обучение более продуктивным, привлекательным и легким.
Календарно – тематический план
по программе «Школа для будущих первоклассников»
Образовательный модуль «В мире звуков и букв»
№
Тема занятия
занятия
1.
Мы живём в России. Предметы вокруг нас.
Знакомство с предложением. Кто придумал все слова.
2.
Мир полон звуков.Звуки речи. Гласные и согласные
звуки. Гласный звук [а] и [о]. Буквы а, Оо.
3.
Согласные звуки [м] [м’]. Буквы Мм. Твёрдые и
мягкие согласные звуки.
4.
Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство со знаками
препинания.
5.
Согласные звуки [н] [н’]. Буквы Нн. Согласные звуки
[р] [р’]. Буквы Рр.
6.
Согласные звуки [с] [с’]. Буквы Сс. «Снежная»
страничка.
7.
Гласный звук [ы] Буква ы. «Много-один»
8.
Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать
вопросы.
9.
Согласные звуки [л] [л’]. Буквы Лл. «Лисичкина»
страничка.
10. Согласные звуки [к] [к’]. Буквы Кк. Согласные звуки
[г] [г’]. Буквы Гг.Страничка юного техника.
11. Согласный звук [й’]. Буквы Йй. В гостях у доктора
Айболита.
12. Согласные звуки [д] [д’]. Буквы Дд. Согласные звуки
[т] [т’]. Буквы Тт. Домашние питомцы.
13. Гласный звук [э] Буква Ээ. Играй, смекай,
рассказывай!
14. Согласные звуки [б] [б’]. Буквы Бб. Согласные звуки
[п] [п’]. Буквы Пп.
15. Согласные звуки [в] [в’]. Буквы Вв. Страничка о
воде. Согласные звуки [ф] [ф’]. Буквы Фф.
16. Согласные звуки [ж] [ш]. Буквы Жж, Шш.
17. Согласные звуки [з] [з’]. Буквы Зз. «Зайкина»
страничка.
18. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя

Дата
проведения
13.12
15.12
20.12
22.12
27.12
10.01
12.01
17.01
19.01
24.01
26.01
31.01
02.02
07.02
09.02
14.02
16.02
21.02

~ 11 ~
19.
20.

Согласные звуки [х] [х’]. Буквы Хх.
Заключительное занятие «Игра-путешествие»

28.03
02.03

Календарно – тематический план
«Школа для будущих первоклассников»
Образовательный модуль «В мире чисел и цифр»
№
Тема занятия
Дата
занятия
проведения
1.
Числа и цифры вокруг нас. Как хорошо уметь считать!
13.12
2.
Твои помощники. Учимся сравнивать и
15.12
ориентироваться. Знакомство с клеточкой.
3.
Число и цифра 1.
20.12
4.
Число и цифра 2. Математика приглашает в спортзал.
22.12
5.
Сравниваем: больше, меньше, столько же.
27.12
Математические знаки: «больше, меньше, равно»
6.
Число и цифра 3. Число три в играх и сказках.
10.01
7.
Знаки сложения и вычитания. Решай, смекай,
12.01
отгадывай!
8.
Число и цифра 4. Четыре времени года.
17.01
9.
Число и цифра 5. Вокруг нас опять – число пять!
19.01
10. Математика на кухне. Рисуй, считай, отгадывай!
24.01
11. Увеличиваем и уменьшаем на 1.
26.01
12. Число и цифра 6. Предметов не счесть, где есть число
31.01
шесть!
13. Число и цифра 7. Неделя полезных дел.
02.02
14. Решай, смекай, отгадывай!
07.02
15. Число и цифра 8.
09.02
16. Как и чем можно измерить дину.
14.02
17. Наблюдай, смекай, отгадывай!
16.02
18. Число и цифра 9.
21.02
19. Число и цифра 0. Фокусы волшебного карандаша.
28.02
20. Заключительное занятие «Игра-путешествие»
02.03

~ 12 ~
Учебно-тематический план курса «Развитие основных психических
процессов и адаптации дошкольников к новым образовательным условиям»
№

Тема

1
Развитие
блок перцептивных
процессов:
ощущения и
восприятия.

Цели
и задачи занятий

Колво
часов

Формирование перцептивных процессов
обеспечит накопление новых знаний, быстрое
освоение новой деятельности, адаптацию в
новой обстановке, полноценное физическое и
психическое развитие.

4

2
Развитие внимания и 1.Развитие некоторых свойств внимания,
блок памяти
необходимых для успешной учебы в школе:
объем и распределение, концентрацию и
устойчивость, переключаемость и
наблюдательность.
2. Развитие зрительной, слуховой и
двигательной памяти для быстрого освоения
нового материала.

6

3
Развитие мышления
блок и воображения.

1. Формирование словесно-логического
мышления выражающееся через развитие
речи.
2. Развитие творческого воображения.

6

Развития мотивации к обучению.
Развитие саморегуляции.
Изучение правил и норм поведения
ученика.

4

4
Обучение умению
блок быть учеником.

1.
2.
3.

ИТОГО:

20

Организационно-педагогические условия
Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на
наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих
принципов обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы
таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Использование
Интернета и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,

~ 13 ~
http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим
занятиям по программе.
Программу реализуют педагоги МАОУ СОШ № 1: два учителя начальной
школы и два педагога психолога.

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Список литературы.
Литература для педагога.
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире звуков и букв : Учебно – методическое пособие для подготовки к
школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014.
– 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к
школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014.
– 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
В.А.Илюхина, И.В.Илюхина
Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое
пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва :
АСТ: Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная
пора).
Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная
деятельность психолога образовательного учреждения. – М.:Айрис-пресс,
2005 год.
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционноразвивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,
2005.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:
Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти,
внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008.
Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как
сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.:
Генезис, 2009.
Средства обучения, необходимые для реализации образовательной
программы в течение всего срока освоения:
Тетрадь в клетку 2 штуки
Тетрадь в узкую косую линейку
2 ручки с синей пастой
Простой карандаш
Цветные карандаши
Ножницы
Клей-карандаш
Пластилин
Папка с файлами

~ 14 ~
Заказчик закупает средства обучения самостоятельно за свой счет.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Помещения учебных кабинетов 1 этаж (№ 5 и № 8);
Для реализации программы имеются проветриваемые, светлые
помещения, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература для
учителя.
По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить
творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная,
творческая деятельность, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования в кабинетах:
 дидактический материал по обучению грамоте;
 дидактический материал по математике;
 дидактический материал по письму;
 компьютер, проектор, интерактивная доска
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению,
обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами, материальнотехническому обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации
программ, которые являются неотъемлемой частью настоящей образовательной
программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном
разделе «Сведения об образовательной организации» Условия для реализации
дополнительных образовательных программ на внебюджетной основе создаются
только за счёт средств, полученных от деятельности, приносящей доход.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».