~2~ Содержание Разделы программы Страницы Пояснительная записка 3-6 Планируемые результаты 6-7 Календарный учебный график 8 Учебный план 8 Содержание программы 9-10 Календарно-тематическое планирование 10-12 Организационно-педагогические условия 12-14 Приложения 15 Приложение 1 к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для будущих первоклассников» Образовательный модуль «В мире звуков и букв» 16-26 Приложение 2 к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для будущих первоклассников» Образовательный модуль «В мире чисел и цифр» 27-37 Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе социальнопедагогической направленности «Школа для будущих первоклассников» Образовательный модуль «Развития основных психических процессов и адаптации дошкольников к новым образовательным условиям» 38-47 ~3~ Пояснительная записка Актуальность выбранной направленности и тематики деятельности Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Актуальность выбора программы «Филиппок» определена тем, что развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Новизна и Новизна данной программы определена современными педагогическая Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к целесообразность дошкольному образованию и воспитанию, а также программы требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года Программа «Филиппок» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Цели и задачи Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентации; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций ~4~ познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «В мире чисел и цифр» «В мире звуков и букв» «Развитие основных психических процессов и адаптации дошкольников к новым образовательным условиям» Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Программа рассчитана на 20 недель. Общее количество занятий- 60, продолжительность ноябрь – апрель. Отличительные особенности Объём и сроки реализации программы Ценностные ориентиры Особенности На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно - гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. Подготовка к школе носит развивающий характер; не ~5~ реализации программы допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентации; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественноречевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; ~6~ Формы подведения итогов работы продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. Планируемые результаты освоения программы «Школа для будущих первоклассников» В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково - символическое моделирование и преобразование объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. ~7~ Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты. Ребёнок научится: распознавать первый звук в словах; слушать литературные произведения, называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру; считать от 0 до 10 и в обратном порядке; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; правильно использовать кисть при рисовании; выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.). Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два; использовать основные правила построения линейного орнамента. ~8~ Календарный учебный график по программе «Школа для будущих первоклассников» на 2019-2020 учебный год Дата начала Дата Всего Количество Режим занятий обучения по окончания учебных учебных программе обучения по недель часов программе 2 раза в неделю по 13.12.2021 02.03.2022 10 60 1 занятию по 3 образовательным модулям в день Календарный план Месяц Декабрь Январь Февраль Март 13 10 2 2 15 12 7 Даты занятий 20 22 27 17 19 24 9 14 16 26 21 31 28 Итого недель 2,5 3,5 3,5 0,5 10 Учебный план Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию по 3 образовательным модулям в день 20 недель. № Название курса Всего занятий 1 В мире звуков и букв 20 2 В мире чисел и цифр 20 3 Развитие основных психических процессов и адаптации 20 дошкольников к новым образовательным условиям Итого 60 ~9~ Содержание модуля «В мире звуков и букв» № 1 2 3 Курс «В мире букв и звуков» Фонетика Синтаксис Развитие речи Итого Количество занятий 12 2 6 20 Содержание модуля «В мире чисел и цифр» № 1 2 Курс « В мире чисел и цифр» Математика Геометрия Итого Количество занятий 17 3 20 Содержание модуля «Развитие основных психических процессов и адаптации дошкольников к новым образовательным условиям» 1 блок – Развитие перцептивных процессов: ощущения и восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов. 2 блок – Развитие внимания и памяти. Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности. Внимание характеризуется определенными свойствами – избирательностью, объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью. В результате постоянной тренировки внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности. Память развивается в деятельности. На занятиях особое место занимает развитие двигательной памяти. Высокий уровень ее развития позволит детям 6-7 лет осваивать сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, гибко изменять освоенные действия. 3 блок – Развитие мышления и воображения. Мышление является самым важным процессом познания, результатом которого является мысль, выраженная в словах. Воображение тесно связано с формированием мышления. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) – для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному, что создает основу для развития творческого воображения. ~ 10 ~ 4 блок – Обучение умению быть учеником. Помочь будущим первоклассникам в формировании собственного эффективного стиля деятельности, а так же научить опираться на свои индивидуальные особенности и возможности. Сформировать мотивационную направленность у детей учиться. Сделать обучение более продуктивным, привлекательным и легким. Календарно – тематический план по программе «Школа для будущих первоклассников» Образовательный модуль «В мире звуков и букв» № Тема занятия занятия 1. Мы живём в России. Предметы вокруг нас. Знакомство с предложением. Кто придумал все слова. 2. Мир полон звуков.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласный звук [а] и [о]. Буквы а, Оо. 3. Согласные звуки [м] [м’]. Буквы Мм. Твёрдые и мягкие согласные звуки. 4. Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство со знаками препинания. 5. Согласные звуки [н] [н’]. Буквы Нн. Согласные звуки [р] [р’]. Буквы Рр. 6. Согласные звуки [с] [с’]. Буквы Сс. «Снежная» страничка. 7. Гласный звук [ы] Буква ы. «Много-один» 8. Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы. 9. Согласные звуки [л] [л’]. Буквы Лл. «Лисичкина» страничка. 10. Согласные звуки [к] [к’]. Буквы Кк. Согласные звуки [г] [г’]. Буквы Гг.Страничка юного техника. 11. Согласный звук [й’]. Буквы Йй. В гостях у доктора Айболита. 12. Согласные звуки [д] [д’]. Буквы Дд. Согласные звуки [т] [т’]. Буквы Тт. Домашние питомцы. 13. Гласный звук [э] Буква Ээ. Играй, смекай, рассказывай! 14. Согласные звуки [б] [б’]. Буквы Бб. Согласные звуки [п] [п’]. Буквы Пп. 15. Согласные звуки [в] [в’]. Буквы Вв. Страничка о воде. Согласные звуки [ф] [ф’]. Буквы Фф. 16. Согласные звуки [ж] [ш]. Буквы Жж, Шш. 17. Согласные звуки [з] [з’]. Буквы Зз. «Зайкина» страничка. 18. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя Дата проведения 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 ~ 11 ~ 19. 20. Согласные звуки [х] [х’]. Буквы Хх. Заключительное занятие «Игра-путешествие» 28.03 02.03 Календарно – тематический план «Школа для будущих первоклассников» Образовательный модуль «В мире чисел и цифр» № Тема занятия Дата занятия проведения 1. Числа и цифры вокруг нас. Как хорошо уметь считать! 13.12 2. Твои помощники. Учимся сравнивать и 15.12 ориентироваться. Знакомство с клеточкой. 3. Число и цифра 1. 20.12 4. Число и цифра 2. Математика приглашает в спортзал. 22.12 5. Сравниваем: больше, меньше, столько же. 27.12 Математические знаки: «больше, меньше, равно» 6. Число и цифра 3. Число три в играх и сказках. 10.01 7. Знаки сложения и вычитания. Решай, смекай, 12.01 отгадывай! 8. Число и цифра 4. Четыре времени года. 17.01 9. Число и цифра 5. Вокруг нас опять – число пять! 19.01 10. Математика на кухне. Рисуй, считай, отгадывай! 24.01 11. Увеличиваем и уменьшаем на 1. 26.01 12. Число и цифра 6. Предметов не счесть, где есть число 31.01 шесть! 13. Число и цифра 7. Неделя полезных дел. 02.02 14. Решай, смекай, отгадывай! 07.02 15. Число и цифра 8. 09.02 16. Как и чем можно измерить дину. 14.02 17. Наблюдай, смекай, отгадывай! 16.02 18. Число и цифра 9. 21.02 19. Число и цифра 0. Фокусы волшебного карандаша. 28.02 20. Заключительное занятие «Игра-путешествие» 02.03 ~ 12 ~ Учебно-тематический план курса «Развитие основных психических процессов и адаптации дошкольников к новым образовательным условиям» № Тема 1 Развитие блок перцептивных процессов: ощущения и восприятия. Цели и задачи занятий Колво часов Формирование перцептивных процессов обеспечит накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. 4 2 Развитие внимания и 1.Развитие некоторых свойств внимания, блок памяти необходимых для успешной учебы в школе: объем и распределение, концентрацию и устойчивость, переключаемость и наблюдательность. 2. Развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти для быстрого освоения нового материала. 6 3 Развитие мышления блок и воображения. 1. Формирование словесно-логического мышления выражающееся через развитие речи. 2. Развитие творческого воображения. 6 Развития мотивации к обучению. Развитие саморегуляции. Изучение правил и норм поведения ученика. 4 4 Обучение умению блок быть учеником. 1. 2. 3. ИТОГО: 20 Организационно-педагогические условия Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы таблицы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Использование Интернета и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, ~ 13 ~ http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим занятиям по программе. Программу реализуют педагоги МАОУ СОШ № 1: два учителя начальной школы и два педагога психолога. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. • • • • • • • • • Список литературы. Литература для педагога. Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова В мире звуков и букв : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора). Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора). В.А.Илюхина, И.В.Илюхина Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва : АСТ: Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора). Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.:Айрис-пресс, 2005 год. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционноразвивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008. Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009. Средства обучения, необходимые для реализации образовательной программы в течение всего срока освоения: Тетрадь в клетку 2 штуки Тетрадь в узкую косую линейку 2 ручки с синей пастой Простой карандаш Цветные карандаши Ножницы Клей-карандаш Пластилин Папка с файлами ~ 14 ~ Заказчик закупает средства обучения самостоятельно за свой счет. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса. Помещения учебных кабинетов 1 этаж (№ 5 и № 8); Для реализации программы имеются проветриваемые, светлые помещения, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература для учителя. По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность. Виды деятельности: Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая деятельность, конструирование и моделирование, просмотр презентаций, работа в тетради. Перечень оборудования в кабинетах: дидактический материал по обучению грамоте; дидактический материал по математике; дидактический материал по письму; компьютер, проектор, интерактивная доска Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами, материальнотехническому обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ, которые являются неотъемлемой частью настоящей образовательной программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» Условия для реализации дополнительных образовательных программ на внебюджетной основе создаются только за счёт средств, полученных от деятельности, приносящей доход.